выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Интервью
Освящение храма в честь иконы  "Неупиваемая Чаша". Фто Алексей Реутский
ЖМП № 11 ноябрь 2015 /  25 ноября 2015 г. 14:10
версия для печати версия для печати

Зависимость как возможность прийти к Богу

Центр «Метанойя» разработал одноименную программу, рассчитанную на людей, страдающих разными формами зависимости и созависимости, значительная часть из них больна алкоголизмом и наркоманией. Участие в программе помогает не только в преодолении недуга, но и в обретении православной веры. Недаром выздоравливающие сформировали собственную православную общину. О том, как сегодня живет и развивается программа «Метанойя», рассказал один из ее руководителей протоиерей Алексей Гостев.

— Ваше Высокопреподобие, в чем заключается идея программы «Метанойя»?

— Начнем с этимологии. Слово «метанойя» означает покаяние, обращение ума, преображение жизни, что соответствует выздоровлению зависимого. Наша программа — это своеобразная духовная надстройка для групп АА (анонимных алкоголиков) и АН (анонимных наркоманов), а также анонимных созависимых, то есть родственников и близких страдающих от этих недугов людей. Ее идея — в оказании духовного, с православной точки зрения, содействия выздоравливающим в группах АА и АН и помощи тем, кто осознал, что избавление от зависимости — это духовная проблема. Программа позволяет ее участникам конкретизировать свое понимание Бога и отношение к Нему.
Кроме того, людей, сомневающихся в том, ходить или не ходить на встречи групп взаимопомощи, мы убеждаем, что все-таки не стоит пренебрегать этим эффективным, действенным инструментом.
На наши занятия, которые мы называем просто «встречи», приходят не только православные верующие, но и атеисты (см. Справку). Мы никому не навязываем православную веру, однако в своих рассказах участники программы делятся радостью встречи с Христом, примерами Его помощи, и это многих воодушевляет.

— Как «Метанойя» связана с известной программой «12 шагов» и с группами взаимопомощи?

— У «Метанойи» есть отличия от «12 шагов». Например, на каждой встрече обязательно присутствует священник, она начинается с молитвы, затем священник читает Евангелие. Как правило, выбирается отрывок ближайшего дня или праздника. И в пастырском слове не только разъясняется этот евангельский сюжет применительно к сегодняшнему дню, но и говорится, какую духовную пользу от него может обрести выздоравливающий. После этого участники программы по желанию делятся своими мыслями о евангельском отрывке или рассказывают о личном опыте выздоровления (здесь мы похожи на анонимные группы). Можно задать священнику волнующий вопрос и, соответственно, услышать ответ.
На этих встречах также присутствует православный психолог, который помогает в обмене мнениями и тоже отвечает на вопросы о проблеме зависимости. Он может остаться после встречи и проконсультировать. То есть это не лекции, не богослужение, не прием у каких-то целителей — это именно встреча и разговор о личном духовном и жизненном выборе и пути.

Кроме того, в программе «Метанойя» участвуют врачи-наркологи (в частности, главврач Наркодипансера № 11 Сергей Владимирович Долгий), которые рассказывают о медицинских аспектах зависимости и выздоровления, о пользе групп само­помощи. Иногда врачи просто приходят на наши встречи, чтобы, по их словам, понять проблему в духовном измерении.
Таким образом, мы работаем для людей выздоравливающих (не разделяя их по форме зависимости) и одновременно находящихся в состоянии духовного поиска. Практика показывает, что в России такой поиск очень часто приводит в Православную Церковь. Но к нам приходит немало и тех, кто уже живет и участвует в ее таинствах, но при этом оказался из-за своей болезни или болезни своих близких в тупике. Они приходят к нам в надежде на духовную поддержку. Далеко не каждый священник понимает природу зависимостей, поэтому отношение к ним таково: если, например, человек пьет, то пусть покается и возьмет себя в руки. К сожалению, мы имеем дело с людьми, где так просто проблема не решается, потому что это уже не только грех (что возможно на каких-то начальных этапах), а болезнь со всеми вытекающими последствиями. Здесь нужна уже специальная помощь. Как говорит игумен Иона, автор и руководитель нашей программы, в нашем случае вопрос о соотношении греха и болезни лежит в плоскости химической зависимости. Алкоголики или наркоманы — не просто безнравственные и распущенные люди (болезнь не знает ограничений), а люди с генетически неблагополучной природой, с серьезными духовно-, психо-, социобиологическими нарушениями (часто хорошо сознающие всё происходящее и глубоко от этого страдающие).

— Существует мнение, что за алко- и наркозависимостью в конечном счете стоят человеческие недостатки: гордыня, самоволие, неумение решать жизненные проблемы. Но как взаимосвязано одно с другим?

— Есть биологический аспект, когда у человека нарушены защитные механизмы психики и соматики. Предположим, человек выпил лишнее, и ему стало плохо. И когда ему предлагают еще, то он в силах отказаться. Это реакция здорового человека.
Также и утром его не потянет опохмеляться. Но если в человеке этот защитный механизм сломан в силу наследственности или своей распущенности, то отсутствие самоконтроля или несоблюдение духовных заповедей может привести к алкоголизму.
Это типичная пастырская история, когда священник советует злоупотребляющему задуматься об избыточном потреблении и прекратить. Но если человек не следует совету батюшки и продолжает уступать греху, то его защитный механизм ломается, и он в итоге превращается в алкоголика. Например, ему нужно выступить перед большой аудиторией, у него стресс. Он выпил — стало легче. У него семейные неурядицы или ему трудно общаться в коллективе — снова к рюмке и т.д.
Но если вы знаете, что у вас сломаны механизмы защиты (то есть вы зависимый), однако стремитесь ко Христу, участвуете в жизни Церкви, ведете духовный образ жизни, вы всё время контролируете эту опасность и вам удается ее избежать. А если я живу как все и не отслеживаю свои разрушительные действия, я при сломанном механизме попадаю в эту ловушку. Конечно, это путь Эго. Мне не нужен Бог, я не хочу учиться решать свои проблемы с помощью Христа: я просто пользуюсь химическим веществом и деградирую. И однажды выясняется, что эти частые возлияния отбросили человека в его духовном развитии назад. Мы видим, что он не научился общаться, не научился любить, работать в коллективе, понимать своих ближних и т.д. Он, как ребенок, как больной человек. Поэтому работа на выздоровление не только набор методов «не пить», это духовная работа — научиться выходить из тех лабиринтов, куда он ушел когда-то, бездумно следуя своим желаниям.

— Вы могли бы привести конкретный пример успешного результата программы?

— Об этом рассказывают сами участники в своих отзывах на нашем сайте. Но вот совсем недавняя история. К нам пришла пожилая женщина (ей было около 70 лет), ее муж и сын — алкоголики. Жизнь с ними сделала ее созависимой. Она была прихожанкой храма, но этого оказалось недостаточно, чтобы найти силы что-то изменить. Она уже не могла отделить от себя проблему, чтобы начать заниматься собой и собственной духовной жизнью. Прошло некоторое время, и она, к удивлению своих домочадцев, вдруг покупает паломническую поездку в Иерусалим и отправляется в Землю обетованную. И вернулась полная духовных впечатлений и переживаний. Нужно добавить, что до этого она никогда никуда не ездила, всё время была с головой погружена в свой безрадостный быт. То есть в ней произошло внутреннее преображение, она увидела свою жизнь со стороны, а главное, выход из тупика. И перемены в ней самой, ее изменившееся отношение к близким привели к тому, что и муж, и сын задумались о своем выздоровлении. В частности, муж — тоже пожилой человек — первый раз в жизни исповедовался и причастился, его болезнь вошла в ремиссию, то есть он не пьет.

А сын начал ходить в группу взаимопомощи, стал меньше пить. Понятно, что выбраться полностью из ее ситуации, которая складывалась десятилетиями, за два-три месяца нельзя, но начались перемены. В чем причина? Если эта женщина прежде брала ответственность за своих родственников на себя, то здесь она отделила себя от их проблемы. Когда выздоравливающий созависимый начинает по-новому выстраивать отношения в семье, говоря алкоголику примерно так: «Ты сделал этот выбор, но теперь ты сам будешь за него отвечать, а мне есть чем заняться», это неизбежно влияет на зависимого, даже если он не признает свою болезнь.

— С какими проблемами руководителям программы «Метанойя» приходится сталкиваться?

— Сегодня мы подошли к тому, чтобы систематизировать весь накопленный материал и опыт в методическом пособии, которое будет рассчитано на священников и психологов. Оно учитывает именно наш опыт, как сочетать православную духовность с выздоровлением по программе «12 шагов». Но пока этому препятствует недостаток времени и средств. По этой же причине у нас нет возможности более широко распространять нашу программу в Москве и других регионах. Средства позволили бы арендовать больше помещений, нанять больше психологов (пока у нас их двое), а значит, оказывать помощь большему количеству людей. Хотя наш опыт работы по программе «Метанойя» уже заинтересовал священника Алексия Агапова, настоятеля храма Михаила Архангела в Жуковском Московской области, и он организовал группу взаимопомощи у себя на приходе.

— Если оглянуться назад, какие основные итоги существования программы «Метонойя» вы могли бы подвести сегодня?

— Главным итогом мы все-таки считаем благословение Святейшего Патриарха Кирилла на освящение храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которое состоялось в Наркодиспансере № 11. Это очень важно, потому что стало серьезным достижением, можно сказать венцом, всей нашей работы. Была просто программа, люди приходили за выздоровлением, а в итоге сложилась православная община. Ее члены не только объединены одной проблемой, но и общей радостью обретения и пребывания во Христе. Два раза в месяц по субботам мы служим в этом храме Литургию. И каждый раз это 60–80 причастников. Храм важен для выздоравливающих, потому что здесь у священников есть понимание их проблемы. Люди сами признавались мне, что им трудно исповедоваться на другом приходе, потому что священники там не всегда могут понять их состояние и адекватно отреагировать. А к отцу Ионе в Даниловском монастыре не всегда на исповедь попадешь — так много к нему приходит исповедников.
Кроме того, я вижу, как меняются те, кто участвуют в нашей программе. Даже если они ходят в храм, поначалу это, по сути, разрушенные изнутри люди с потухшим взглядом, убитые своим горем, замкнутые, зажатые, сгорбленные, не в состоянии с кем-либо открыто обсудить свою проблему. Но проходит время, и происходит чудо: они распрямляются, оживают, у них становятся другие глаза, начинают говорить, получают огромную поддержку и начинают по-настоящему жить. Я считаю, это самый главный результат всей нашей работы.

Справка

С 2006 г. московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь осуществляет духовное руководство и окормление православного реабилитационного центра «Метанойя», где помогают алкозависимым и наркозависимым людям, а также людям с нехимическими зависимостями (такими, как игромания, интернет-зависимость и пр.) и их родственникам. За десятилетний период существования через программу «Метанойя» прошло от 5 до 7 тыс. человек. По своей структуре их можно условно разделить на три группы: крещеные, но не воцерковленные (около 40 %), воцерковленные, участвующие в церковных таинствах (35 %), не крещеные, но интересующиеся проблематикой выздоровления (25 %). У программы есть свой сайт metanoia.msdm.ru. Занятия проходят по субботам в молодежном отделе Свято-Данилова монастыря (в группе «Метанойя-1», ул. Даниловский Вал, д. 22), по четвергам — в Наркологическом диспансере № 11 (группа «Метанойя-2», м. «Полежаевская», ул. Куусинена, д. 4, корп. 3).
Руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками — игумен Иона (Займовский), e-mail:iona@msdm.ru.
«Метанойя» не является коммерческой организацией, этот православный центр существует на благотворительные средства.
Игуменом Ионой (Займовским) написано две книги, посвященные проблематике зависимости: «Лоза истинная» и «Странички трезвости на каждый день». По его благословению семь лет назад была написана икона «Лоза Истинная», молитва перед которой способствует, по отзывам страждущих, не только душевному и духовному укреплению, но и решению жизненных проблем.

Cправка
Протоиерей Алексий Гостев родился в 1967 г. в Москве. Окончил в 1989 г. филологический факультет Московского университета. Хиротонисан 27 мая 1990 г. архиепископом Можайским Григорием. Настоятель храма Святителя Николая с. Аксиньина Одинцовского р-на Московской обл. Уже десять лет участвует в реализации программы «Метанойя» вместе с ее автором игуменом Ионой.

25 ноября 2015 г. 14:10
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00