выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Интервью
ЦВ № 20 (393) октябрь 2008 /  23 октября 2008 г.
версия для печати версия для печати

С надеждой на будущее русского богословия

С 9 по 12 октября в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла осенняя сессия XIX Ежегодной богословской конференции, посвященная теме «Перевод и интерпретация». В ней приняли участие российские ученые и представители крупнейших богословских школ и университетов Европы, США и Израиля. О задачах Ежегодных богословских конференций ПСТГУ и об их вкладе в развитие церковной науки рассказала Наталья Сухова, заведующая учебно-методическим отделом богословского факультета ПСТГУ.

— Наталья Юрьевна, как, по-вашему, влияют проводимые в ПСТГУ богословские конференции на развитие богословской науки?

— Заниматься наукой в затворе, в одиночестве, наверное, можно — прецеденты были и есть, но вряд ли этот путь может быть плодотворным для многих и долгое время. Каждый ученый ощущает необходимость обсуждать проблемы, которыми он занимается. Для него важны другие точки зрения на исследуемый им вопрос, важен научный контекст, с которым этот вопрос связан. Наверное, большая часть исследователей испытывает сложности разного уровня с выбором или разработкой методов исследования — и только обсуждение может помочь с разрешением этих сложностей. Конференции — это тот способ научного общения, который дает надежду на решение этих проблем.

Тем более важно научное общение для тех, кто только выходит на дорогу научного поиска, воспитывает в себе ученого. И если уже состоявшийся, известный ученый может участвовать в конференциях «на стороне», то для новичка самая лучшая возможность приобщиться к живой науке высокого уровня — принять участие в конференции в своем вузе. Преподавательская корпорация может вырастать в настоящий научный коллектив только путем общей научной деятельности. И конференции вносят один из важнейших вкладов в этот процесс.

Конференции способствуют тому, что наш университет становится международным научным центром. В последние годы на наших конференциях выступают ведущие ученые со всего мира — и это, как нам кажется, приносит пользу богословской науке в целом. Палитра специалистов достаточно широка, поэтому наши богословские конференции вносят вклад в том числе и в понимание сложного вопроса о месте богословия в системе наук.

Конференции повышают уровень преподавателей факультета, большинство из которых занимается научными исследованиями в той или иной области. Они насыщают наше знание о богословской науке в мире, причем это знание не книжное, а живое, что тоже очень важно. Крепнут наши международные связи с научными и учебными богословскими центрами, образуются новые. Наши преподаватели и студенты ездят в научные командировки, наш университет приглашает специалистов для чтения кратких курсов лекций или участия в научно-методическом семинаре богословского факультета.

Крайне важны для богословского факультета методические следствия этих конференций. Ведение плодотворных научных дискуссий всегда непросто давалось отечественным богословам — было мало опыта, научный затвор доминировал над научным общением. Мы постепенно учимся оперативно включаться в проблематику докладов, выделять наиболее важные для нас идеи. Самостоятельное значение имеет обсуждение конференций в преподавательских кругах — это позволяет в той или иной степени включить проблематику наших личных или коллективных исследований в контекст богословской науки в целом.

— Чем отличается богословская конференция от любой другой научной конференции?

— Во всех научных симпозиумах, какой бы области науки они не касались, есть много общего. Однако богословские конференции имеют и свои особенности. Я остановлюсь на двух отличиях, на мой взгляд, наиболее важных.

Первое — это особое значение богословия в системе науки, в системе человеческого знания. Богословие, являясь самостоятельной научной областью со своей аксиоматикой, проблематикой, принципами, методологией, структурой, перспективами, имеет и особое значение для науки в целом. В разные времена богословие считалось то фундаментом научного знания, то, напротив, его венцом. Сегодня постоянно встают вопросы о значении тех или иных небогословских наук для богословия — в научно-исследовательском и учебном отношении, а также о значении богословия для небогословских наук. Поэтому научно-богословская конференция неизбежно привлекает широкие круги философов, историков, филологов, а иногда математиков и физиков. При этом крайне важно строить конференцию, подбирать доклады, вести заседания таким образом, чтобы конференция была именно богословской, а не рассыпалась в представление отдельных исследований, так или иначе связанных с богословской тематикой. Чтобы, в частности, она делала вклад в богословскую методологию, наше понимание того, в чем особенность богословского исследования источников, и т.д.

Второй особенностью отечественных богословских конференций является непростой путь нашей богословской науки. Ее тяжелое положение в недавний период новейшей истории, отторженность как от остальных областей знания, так и от мирового богословия, сказались не лучшим образом и на состоянии нашего богословия, и на отечественной науке в целом. Поэтому сейчас много надо восстанавливать, а многое открывать и вырабатывать заново. Кроме того, современная наука, культура, жизнь общества поставили много вопросов, которые требуют богословских ответов, богословского знания. Поэтому на богословской науке лежит в наши дни особая ответственность. Однако эта ответственность, широта не должны привести к перенесению акцента с фундаментальной богословской науки на ее прикладное значение. Эта задача, в частности, стоит и перед богословскими конференциями.

Можно отметить и еще одну особенность. Богословие — научная область, равноправная с другими областями. Но, с другой стороны, богословская наука конфессиональна, церковна. Поэтому особенностью богословских конференций является их включенность в церковную жизнь. На наших ежегодных богословских конференциях это значимо и зримо: каждая конференция начинается Божественной литургией. А в этом году осенняя, октябрьская сессия конференции включила в себя даже две торжественные Литургии.

— Существовали ли подобные конференции в истории русской богословской науки? И если да, то как соотносятся богословские конференции ПСТГУ с этой традицией?

— В истории русской богословской науки такие конференции — явление современное. До революции 1917 г. специальных богословских конференций, съездов практически не было. Почему? Видимо, просто до них не успели дорасти, несмотря на явный подъем богословской науки в XIX — начале XX в. Кроме того, численность русских богословов была невелика. Профессор СПбДА В.В. Болотов в свое время жаловался на малочисленность богословов-исследователей в России в сравнении с Европой, проводя подсчет: в странах немецкой культуры «в 4 раза больше хорошо поставленных богословских сил, чем у нас на том же пространстве». Наконец, с деятельностью духовной школы всегда была связана определенная финансовая проблема.

Однако само явление научных конференций было знакомо русской науке, и богословы, представители духовных академий в нем участвовали довольно активно. Сложились даже определенные традиции. Так, например, начиная с 1869 г., каждые три года в России проходили Археологические съезды — достаточно масштабные научные форумы, принесшие много полезного не только церковной археологии, но и общению ученых-специалистов из разных областей науки. На каждом съезде выступали церковные археологи, историки, литургисты, византинисты, слависты из духовных академий. За 42 года (с 1869 по 1911-й) состоялось 15 съездов, причем показательно, что первые четыре археологических съезда состоялись в городах, имеющих духовные академии: Москве (1869), Петербурге (1872), Киеве (1874), Казани (1877). Созывались и местные, региональные археологические съезды, в которых преподаватели и выпускники духовных школ также участвовали весьма активно.

В начале XX в. традиция русских научных конференций расширилась: начали проводиться съезды и конференции по древне-русской словесности, славистике, церковному искусству. Ученые-богословы соответствующих специальностей участвовали и в них. Кроме того, отдельные представители российского богословия приглашались и на международные конференции, как научные, так и церковно-практические. Так, например, профессор МДА С.С. Глаголев в 1900 г. был вице-президентом Всемирного конгресса религий в Париже.

Однако то, что не было специальных богословских конференций, в конце XIX — начале XX в. сознавалось как недостаточность. Попытки заменить научные форумы личным общением богословов — внутри корпорации той или иной духовной академии, в переписке ученых-специалистов из разных академий и университетов — удавались лишь отчасти. Определенным рубежом послужило Предсоборное Присутствие 1906 г., которое, разумеется, не ставило перед собой научных задач, но все же при обсуждении церковных проблем касалось и их богословской составляющей. После этих обсуждений многие профессора духовных школ стали более определенно высказываться о необходимости проведения и научно-богословских форумов.

Так что современные научно-богословские конференции и, в частности, ежегодные богословские конференции ПСТГУ, являются исполнением этих пожеланий, то есть реализацией замыслов наших предшественников, развитием традиции.

— В наши дни в России проводится очень много конференций разного уровня и тематики. Как вам кажется, какое место занимают богословские конференции ПСТГУ в этой разнообразной палитре, отличаются ли они от других подобных мероприятий?

— Да, конференций в последние годы проводится очень много. Иногда даже кажется, что слишком много: даже опытные участники едва успевают составлять доклады, а для менее опытных новая научная информация и насыщенное общение становятся «мешком зерна», которое не успевает прорастать. Хотя, разумеется, очень хорошо, что конференции есть. И что они разные: научные и церковно-практические, общие и тематические, центральные и региональные…

Мне кажется, наши конференции имеют две особенности, о которых я уже говорила: научность — и оргкомитет старается, чтобы она была высокого уровня, — и церковность. Несмотря на то, что в числе участников наших конференций обычно много представителей иных христианских конфессий и светской науки, целью конференции является развитие православной богословской науки. И на Божественной литургии перед началом конференции мы всегда молимся о том, чтобы это было нашим приношением Церкви.

И, конечно, особенностью наших богословских конференций является акцент на вовлечении в научный процесс наших студентов. Наша молодая по возрасту аудитория не поражает академической мудростью и значимостью, но внушает надежды на будущее русского богословия.

— Как вам кажется, оказывают ли богословские конференции влияние на другие стороны жизни богословского факультета — на учебный и воспитательный процесс, жизнь преподавателей и студентов?

— Этот вопрос не такой простой. С одной стороны, положительное влияние несомненно. Задается некоторый уровень, ориентир, к которому ведет или, по крайней мере, должен вести наш учебный процесс. Для любого студента, если он пришел в университет с интересом, с желанием познания, это стимул, более ясное понимание того, что стоит за трудоемким изучением языков, обилием наших богословских и гуманитарных предметов. Конференции расширяют научный кругозор в целом, углубляют понимание проблем из той области богословия, которую студент выбрал для специализации. И для воспитания будущего ученого это общение крайне важно: академическая среда, научные дискуссии, истина как единственный критерий для деятельности и совести ученого. Это трудно воспитать словами, да и общением в тесной корпорационной среде, в напряженной каждодневной работе. А конференции — праздник науки, торжество, настоящую радость от которого способен испытать только тот, кто служит науке искренне и жертвенно.

Руководство и преподаватели богословского факультета и университета в целом так высоко ценят этот вклад в образование и воспитание наших студентов, что на время конференций все занятия переносятся на заседания. То есть каждый студент имеет возможность не только послушать те или иные доклады, но и приобщиться к настоящему научному обсуждению, даже поучаствовать в нем. А потом обсудить главное, важное, новое и в своем студенческом круге, и с преподавателями.

Однако эта сторона наших ежегодных богословских конференций, как мне кажется, представляет в основном желаемые перспективы. Наверное, мы пока недостаточно готовим студентов к конференциям. Для преподавателей, многие из которых пришли в университет, уже имея определенный опыт научной деятельности, естественно стремление участвовать в заседаниях конференций, обсуждать. Каждый год мы сожалеем, что, участвуя в своей профильной секции, пропускаем заседания других секций, каждая из которых важна и интересна, на каждой из которых особенно хотелось бы послушать тот или иной доклад. Поэтому то, что студенты не всегда стремятся на эти заседания, а если и аккуратно посещают их, то порой слишком мало выносят ценного для их научного роста, было для нас несколько неожиданно. Иногда с печалью приходится видеть, как на очень интересных докладах кто-то из студентов делает домашнее задание по языкам. Нашим студентам всегда не хватает времени, нагрузки очень большие, это понятно. Но все же есть иерархия ценностей, и не всегда ближайшая проблема — самая главная. Мы долго надеялись, что студенты сами это поймут, но… Конечно, к науке надо почувствовать вкус, но нам казалось, что научный камертон у нас задан.

В этом году мы решили принять особые меры. Во-первых, на старших курсах богословского факультета (начиная с 3-го) мы постарались провести подготовительные беседы, обратить внимание студентов на те или иные доклады, возбудить интерес. Во-вторых, поручили магистрантам написать отчеты по секциям конференции, отвечающим их специализации. Надеемся, что студенческая часть нашей факультетской корпорации и впредь будет поддерживать наши усилия.

Наталья Зяблицына
23 октября 2008 г.
Ключевые слова: философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00