iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Интервью
Священник Павел Хондзинский
ЦВ № 17 (414) сентябрь 2009 /  9 сентября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Священник Павел Хондзинский: Русское богословие создает благоприятную почву для диалога Востока и Запада

В последние годы в России и за ее пределами возрос интерес к изучению русского богословского наследия. Почему зарубежные исследователи сегодня обращаются к этой теме? В какой мере нами сегодня осознается национальная духовная традиция? Эти вопросы мы задали священнику Павлу Хондзинскому, руководителю секции «Русское богословие: традиции и современность» ХХ ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

— Отец Павел, насколько актуальны для современной России исследования русского богословия XIX века?
— Всякий народ, как и всякий человек, воспринявший евангельскую проповедь, прочитывает ее по-своему, что-то свое находит и открывает в слове Христовом. Так русский народ создал свою богатую, глубокую духовную традицию. И если мы не будем действовать в ее русле, то вряд ли что-то хорошее сумеем сделать, даже если будем преисполнены самыми добрыми намерениями.
Русскому философу С.Франку принадлежат замечательные слова: «На референдумах надо учитывать мнение мертвых». За нами стоят многие поколения, жившие этой традицией, и если мы не сумеем попасть в резонанс с нею, то не только не приумножим ее, но и не найдем правильного пути к собственному духовному возрождению.
Нет смысла заново искать ответы к уже решенным задачам. Они давно найдены нашими великими богословами. В трудах святителя Филарета (Дроздова) мы можем найти подходы к осмыслению богословских проблем, не разрешенных в ХХ веке — к ним, например, можно отнести интерпретацию догмата об искуплении. Святитель Филарет также дал нам пример критического анализа западной традиции, сформулировал важнейшие принципы церковно-государственных отношений, исследовал проблемы богословского обоснования социально-исторической деятельности Церкви.

— Как соотносится греческое и русское богословское наследие?
— И греческая традиция, и русская — это одна общеправославная традиция, поэтому не нужно их противопоставлять друг другу. Но в то же время мне не кажется правильной точка зрения, утверждающая, что все православное богословие сводится только к греческому. При всем величии греческих Отцов Церкви, каждый православный народ привносит все же что-то свое, и сбрасывать со счетов это нельзя.

— Можно ли связывать повышенный интерес западных ученых к русской богословской традиции с духовным кризисом Католической Церкви?
— Католики интересуются сейчас русской духовностью, но мало кто из них понимает, по-моему, что русское богословие создает действительно благоприятную почву для диалога Востока и Запада. Создает именно потому, что в Синодальный период оно не «бездумно» пользовалось западными источниками, но совершило большую работу по их «воцерковлению». Вот на этом-то поле «воцерковленных» западных учений и можно было бы искать взаимопонимания друг с другом.

— С чего нужно начать работу по серьезному изучению русского богословия?
— Прежде всего, надо собрать и издать все, чтобы понять, чем мы владеем. Сочинения греческих и западных отцов Церкви еще в позапрошлом веке были собраны и изданы в знаменитой патрологии Миня. Нам нужен русский Минь. К стыду нашему, у нас до сих пор нет полного собрания сочинений таких крупнейших наших богословов как преподобный Иосиф Волоцкий или святитель Филарет Московский. Все, что пока удается сделать, это частная инициатива. А ведь это сложная, комплексная и к тому же довольно затратная работа богословов, историков, филологов: надо искать тексты, сличать списки, комментировать... Наследием того же святителя Филарета тоже мог бы и должен был бы заниматься целый институт.

— Какая работа по изучению наследия святителя Филарета ведется в рамках ПСТГУ?
— В этом году появился Филаретовский сектор в рамках отдела Новейшей истории Русской Церкви.
Мы начали с того, что издали том избранных сочинений святителя Филарета. Потом — библиографический указатель опубликованных творений святителя и литературы о нем. Мы проводим посвященные святителю семинары, из которых в итоге родилась Филаретовская секция Богословской конференции ПСТГУ; наладили издание ежегодного «Филаретовского альманаха». Но самое главное сейчас для нас — это работа по составлению летописи жизни и деятельности святителя Филарета. В этом году вышел из печати первый ее том, но еще надо выпустить томов девять, не меньше.

— Влияет ли упадок нравственности в российском обществе на сохранение богословских традиций?
— Богословие вообще гораздо теснее связано с жизнью, чем это обычно думают, и великие русские богословы всегда это чувствовали и всегда об этом заботились. Догматы веры должны прямо соотноситься с повседневностью нашей жизни — только тогда она будет заслуживать название «христианской». И русское богословие, именно потому что оно русское, и должно нам помочь в подъеме и поддержании не только интеллектуальной, но и духовной, нравственной жизни нашего общества. Святитель Филарет (Дроздов) настаивал на том, что христианин должен быть образованным человеком. Он говорил: «Христианство есть не юродство, а премудрость Божия». Только познание нами этой премудрости может стать основой для истинного научного знания и истинной культуры.

— В октябре этого года пройдет ХХ богословская конференция ПСТГУ. Впервые в ее рамках состоится секция «Русское богословие», в работе которой примет участие большое число гостей из-за рубежа...
— В последние годы русская духовная традиция стала, наконец, осознаваться на Западе как традиция самостоятельная, имеющая свои корни и достижения. Это заметно даже по тому, что в прошлом году на известную богословскую конференцию в итальянском монастыре Бозе была приглашена делегация от Русской Церкви, хотя раньше там православных «официально» представляли, как правило, только греки.

— Каким темам будут посвящены выступления иностранных богословов?
— Традиционно на Западе больше занимались древнерусской письменностью, кончая XVI–XVII веками. Но сейчас пробуждается интерес и к Синодальному периоду. На эту тему работ пока немного, но мало-помалу они начинают появляться.

— Чем можно объяснить интерес за рубежом именно к древнерусскому богословию?
— Этот интерес проявлялся в рамках славистики — научного направления, развитого во всем мире. Русское богословие, по сути, входило в эту область науки. Кстати, единственное фундаментальное исследование по домонгольской русской богословской литературе принадлежит известному немецкому слависту иезуиту Генриху Подскальскому. У нас, к сожалению, аналогичной работы до сих пор не появилось.
Что касается богословия Синодального периода, то долгое время на него смотрели как на подражательное Западу. Слава Богу, и у нас и на Западе начинают понимать, что это не так. Нас радует, что в последние годы интерес к русскому богословию и в России, и за ее пределами возрастает.
 


 

Александра Забродская
9 сентября 2009 г.
Ключевые слова: ПСТГУ
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи