В Москве состоялся брифинг красноярского врача Алевтины Хориняк, номинанта премии Moscow Times Awards в номинации «Персональная социальная ответственность». Участники брифинга обсудили ключевые проблемы здравоохранения, из-за которых больным (в частности, онкологией) приходится страдать от сильных болей, а на врачей, стремящихся им помочь заводятся уголовные дела.
Напомним, что врач красноярской поликлиники Алевтина Петровна Хориняк (ей 71 год) стала известна всей стране, когда выписала больному раком по его просьбе обезболивающий препарат трамадол и спасла его на период праздников от мучительных болей. С точки зрения чиновников, Хориняк нарушила должностную инструкцию. Больной мог получить лекарство бесплатно, но дело в том, что бесплатного трамадола в аптеках города не было. Заменить его на другие бесплатные препараты не было возможности, т. к. от них у больного начиналось кровотечение. А по законодательству, в этом случае, платный рецепт воспринимался как нарушение права на льготу. Поэтому участковый врач, у которого лечился больной, отказалась выписывать платный рецепт. На Алевтину Хориняк сотрудниками отдела по легальному обороту наркотиков ФСКН было заведено уголовное дело. После трех лет судебных противостояния, пожилая женщина, сама перенесшая две серьезные операции, была полностью оправдана.
«Это чудо Божие, что пройдя все судебные мытарства, находясь под постоянным давлением следователей ФСКН я полностью оправдана (окончательное решение суд вынес 21 ноября 2014 г.). Я думаю это произошло благодаря поддержке российских и зарубежных коллег, красноярских журналистов и моим адвокатам. Свою роль сыграл и всероссийский резонанс, связанный с трагедией контр-адмирала Вячеслава Апанасенко (который болел раком и покончил жизнь самоубийством, отчаявшись найти обезболивающие препараты - ЦВ)», - сказала Алевтина Хориняк. По ее мнению обвинение стало возможно благодаря безнаказанности сотрудников ФСКН и юридической безграмотности наших врачей. Ей известны случаи, когда врачи получали условные сроки и не могли себя защитить за выписанные рецепты препаратов, даже не относящиеся к наркотическим. К слову, трамадол является учетным, а не наркотическим препаратам, что в корне меняет дело. Но, по мнению Алевтины Петровны, сотрудникам органов требуются показатели успешной деятельности, поэтому на нее и завели дело. Казалось бы, в чем тут преступление? Однако, «по действующему законодательству выписка рецепта на наркотические препараты (а по мнению следователей трамадол таковым и является) в нарушение должностной инструкции у нас равносильна сбыту наркотиков»,- пояснила директор Благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова.
Действия сотрудников ФСКН привели к тому, что большинство красноярских коллег Алевтины Петровны живет в страхе потерять работу, поэтому никто из них ее публично не поддержал. «Очевидно, что пока врач идет к больному со страхом за собственную свободу, страхом увольнения и проблем, которые могут за этим последовать, проблему пациента такой врач не решит, - считает президент фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер. - Дело Алевтины Хориняк сделало врачей еще осторожней, они стали еще чаще убеждать пациента, что ему надо потерпеть свою боль, что страдания искупают грехи и надо пострадать. И все это создает кашу в головах у пациентов».
«Я отношу это к проблеме, которая называется «разруха в головах». Некоторые больные отказываются от наркотических средств, опасаясь, что употребляя их, потеряют психическую адекватность. Они не понимают, что эти препараты наоборот позволят не мучится от боли и сохранять при этом ясность сознания, - добавила Екатерина Чистякова. - А с другой стороны есть врачи, которые уговаривают пациентов не переходить на обезболивающие и терпеть боль при онкологии. Они не верят, что старая доза и лекарство уже не помогает. Поэтому необходимы образование и просвещение врачей».
Екатерина Чистякова привела данные опроса БФ «Вера» и БФ «Подари жизнь» о ситуации с обезболиванием, в котором участвовало около двухсот врачей и столько же больных. 40% больных не удовлетворены назначаемыми им препаратами, считая что не получили адекватное лечения боли. Это были люди с онкологическими заболеваниями. Больше половины говорили, что приходилось вызывать «скорую помощь», чтобы получить адекватный обезболивающий препарат, т. к. действие выписанных им ранее препаратов было неудовлетворительно. Примерно половина опрошенных больных согласилось терпеть боль, чтобы избавить своих близких от мучений, связанных с приобретением препарата. Многие врачи отмечали, что не могли назначить современные препараты — таблетки и пластырь. Дело в том, что уколы, например с препаратом морфин, нужно делать больному изо дня в день каждые 4 часа, что очень болезненно. А таблетки и пластырь в наших аптеках особенно в провинции найти, по словам Екатерины Чистяковой, непросто.
Для защиты прав пациентов и врачей, по мнению участников мероприятия, нужны новые нормативные акты и поправки в действующее законодательство. В настоящее время, в Госдуму внесен законопроект №454266-6 (1) депутата Герасименко, который содержит поправки в закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"( №3-ФЗ от 1998 г.), предполагающие продление рецепта (сейчас время действия рецепта на лекарственные наркотические средства 5 дней), более свободную процедуру уничтожения обезболивающих препаратов и обязательства государства предоставить доступность наркотических обезболивающих препаратов для медицинских целей. Второй законопроект — депутата Белякова, предусматривает поправки в Уголовный кодекс, смягчающий с одной стороны ответственность врачей за назначение наркотических препаратов, а с другой — поправки в административно-правововой кодекс, предполагающие штрафы за не назначение препарата при наличии у ракового больного боли.
Кроме того, ожидаются поправки в постановления и приказы Правительства РФ. Согласно которым, в частности, будет увеличен запас сильных обезболивающих в аптеках, что позволит им экономить на их транспортировке. А также будет введена норма, позволяющая заполнять рецепты на компьютере, а не от руки (как сегодня), что снижает вероятность ошибки при заполнении рецепта, а значит и уголовного преследования. В Правительстве РФ также рассматривается предложение вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец внести в поправки к нормативные акты, разрешающие льготнику получать наркотические препараты за деньги, если в аптеках нет препаратов по льготным рецептам, т. к. в противном случае нарушается право пациента на обезболивание.
Какие же выводы можно сделать из этой истории? Благодаря мужеству участкового врача создан прецедент: всему обществу стала видна проблема, перед которой ставит врача действующее законодательство. Выписать лекарство, страдающему от боли человеку и стать уголовным преступником, проигнорировать просьбу больного - и стать палачом. Участники брифинга считают что решить ее можно, внеся поправки в законы. Между тем, теперь Алевтина Хориняк в спорных случаях выписывает рецепты своим онкобольным только за подписью главного врача поликлиники.
примечание.
(1) Законопроект № 454266-6
«О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в части установления приоритетности доступа медицинской помощи больным, нуждающимся в обезболивании наркотическими и психотропными лекарственными препаратами)»