выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Новости
14 ноября 2011 г. 13:35
версия для печати версия для печати

В Дубне прошла XIV конференция "Наука. Философия. Религия", посвященная вызовам XXI века

10-11 ноября в подмосковном городе Дубна, крупнейшем российском центре ядерной физики, прошла XIV конференция «Наука. Философия. Религия», организованная Фондом Андрея Первозванного, Институтом философии (ИФ) РАН и Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ).

В этом году конференция была посвящена теме «Человек в техническом мире: вызовы XXI века». Физики, философы и богословы обсудили будущее человечества в условиях постиндустриальной цивилизации, влияние технологического прогресса и в частности, информационных технологий на человеческую личность и общественные отношения.

На открытии форума профессор Московской духовной академии Алексей Осипов выразил опасение, что если «золотым веком» технологической цивилизации был ушедший ХХ, то в ХХI веке достижения научно-технического прогресса могут выйти из-под контроля, так что человечество окажется перед угрозой гибели. Глава делегации ИФ РАН профессор Андрей Павленко в то же время отметил, что современное человечество переходит от открытия реальности к ее конструированию, как «на физическом уровне, так и в плане философии», и вызовы этой новой реальности еще только предстоит осмыслить.

Выступившие на конференции физики-сотрудники ОИЯИ рассказали о последних достижениях компьютерных технологий, физики элементарных частиц и астрономии.

Философская секция была посвящена эволюции общественных взглядов на прогресс и развитие технологий – ее участники размышляли над тем, является ли техника и порожденные ей общественные отношения «ценностно-нейтральной системой средств, самостоятельной сущностью или даже последним звеном в Божественном плане творения».

Преподаватель МДА и ПСТГУ священник Олег Мумриков в своем докладе выразил мнение, что технологический прогресс может стать Ноевым ковчегом, средством спасения людей, хотя, к сожалению, гораздо чаще при взгляде на развитие современной цивилизации вспоминается история строительства Вавилонской башни.

Одной из главных тем обсуждения стала также компьютеризация современной жизни, угроза ухода людей в виртуальную реальность и потери собственной личности. По словам секретаря ученого совета Московской духовной академии игумена Адриана (Пашина), «в виртуальной реальности можно совершать реальные грехи». Активное обсуждение вызвал доклад отца Стефана Домусчи «От лица к юзерпику: утрата ответственности». Священник поднял проблему сетевой анонимности, которая приводит многих людей ко греху лицемерия и в конечном итоге — к безответственному поведению не только в Сети, но и вне ее.

Тему ответственности и идентификации продолжил и раскрыл проректор Киевской духовной академии архимандрит Климент (Вечеря). В свою очередь преподаватель Киевской духовной академии и Киевского национального университета Артур Родына указал на опасные тенденции развития мировосприятия в эпоху постмодерна, который равно отрицает как ценность научного прогресса, так и исключительную истину христианства.

14 ноября 2011 г. 13:35
Ключевые слова: Москва, философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00