iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Новости
27 января 2012 г. 02:03
версия для печати версия для печати

Информационные технологии, интернет и мультимедиа на службе Церкви и религиозного образования

В этом году Интернет-секция Рождественских чтений открылась Литией по Александру Дятлову, человеку, которому мы обязаны открытием первого в России православного хостинга orthodoxy.ru.  Невероятно скромный по натуре, Александр никогда не задумывался о том, как много он сделал для развития православного Интернета. Вкладывая в развивающийся проект все свои силы, душу и время, помогая финансовыми средствами, он предопределил судьбу многих Интернет-проектов, помогая всем без исключения, даже во время своей тяжелой и продолжительной болезни.  Как сказал ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, «Саша Дятлов для нас останется яркой светлой личностью, став примером удивительной подвижнической жизни». Александр ушел 6 февраля 2011 года. Нынешняя Интернет-секция посвящена его памяти.

Сразу хочется отметить, что ректор Российского Православного Университета игумен Петр (Еремеев) не только выделил собравшимся одну из аудиторий учебного заведения, но и предоставил возможность возобновить ставшую некогда регулярной, а в последние два года не проводившуюся, онлайн-трансляцию секции. Кроме того, участников мероприятия угостили вкусным и сытным обедом.

В качестве основных задач секции были названы развитие и укрепление православного Интернет-сообщества, в связи с чем, собравшимся было предложено поделиться собственным опытом и сформулировать те проблемы, решение которых на сегодняшний день еще не представляется возможным. В качестве примера Сергей Чапнин назвал волнующую всех проблему авторского права в православной Интернет-среде, которое пока никак не регламентировано.  

Программа секции была разбита на три части: «Проблемы контента», «опыт проповеди и общения в социальных сетях» и «технические вопросы». Следует отметить, что докладчикам пришлось нелегко, поскольку контингент участников был весьма разнообразен. Адаптировать тезисы своего выступления под каждого слушателя - задача практически невыполнимая, однако, к чести ораторов, им это вполне удалось. Каждого слушали с неподдельным интересом, но это, в общем-то, неудивительно, ведь даже тем, кто, как сказал Сергей Чапнин, занимается «традиционными СМИ, которые принадлежат к гуттенберговской эпохе, а не новому времени, приходится участвовать в Интернет-проектах, ведь печатных СМИ без представительства в Интернете уже практически не существует».

Первым, с комментариями к совместно созданному Управлением делами Московской Патриархии и Синодальным Информационным отделом «Стандарту присутствия епархий Русской Православной Церкви в Интернете», выступил Денис Маханько, руководитель информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела. С его выступлением отчасти перекликался доклад иерея Романа Никитина (Хабаровская епархия), в котором он затронул довольно актуальную тему создания и функционирования блогосферы на официальном епархиальном ресурсе. Отец Роман  отметил, что «посредством создания блогосферы происходит активизация приходской информационной жизни.  От появления приходских блогов выигрывает также и епархиальный ресурс, решающий сложную задачу получения свежих новостей с приходов. Епархиальная блогосфера раскрывает личностный взгляд на события, нашедшие отражение в новостной ленте официального сайта. С одной стороны, ресурс остаётся официальным, но, в то же время, пользователь сможет услышать «неофициальные» размышления членов Церкви». Батюшка также рассказал любопытную историю о блоге «Архиерей», личном дневнике архиерея Игнатия, возглавляющего Хабаровскую епархию. «Владыка не просто общался с читателями, используя свою известность», - сказал отец Роман. – «но, совместно с редакцией сайта епархии, устраивал спланированные дискуссии, можно даже сказать – провокации. Поднятая на блоге тема про «эмо и готов», благодаря размещённым  на одном из молодёжных форумов Камчатки ссылкам, привела на архиерейский блог около двухсот пользователей. Дискуссия длилась около трёх месяцев.  Благодаря своему блогу, владыке пошёл поток писем от священников и мирян, кто-то изъявлял желание приехать в епархию потрудиться, кто-то рукоположиться».

Не менее интересным было выступление протоиерея Павла Великанова, главного редактора интернет-портала «Богослов.ру», получившего статус официального информационного партнера  Межсоборного присутствия, совещательного органа, содействующего высшей церковной власти в подготовке решений касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности нашей Церкви.  Отец Павел, в частности, сказал: «Дискуссии по документам Межсоборного присутствия показали, что стороны уже вполне овладели методом апеллирования к авторитету Священного Писания и творения святых отцов. <…> Нельзя переоценивать значимость Интернет-дискуссии как настоящей рецепции церковным обществом. В то же время, при качественной премодерации и наличии группы поддержки, обсуждение действительно может перерасти в настоящую научную дискуссию». Что подтвердил и Андрей Золотых, администратор православного форума Forum-slovo.ru: «форумы развенчивают мифы об ограниченности верующих, которых многие представляют забитыми и необразованными людьми. На православных форумах можно найти много интересных собеседников, хорошо образованных и много знающих, способных на равных вести дискуссию со своими оппонентами».

Филиппова Елена, представляющая Интернет-проект «Храмы России» (temples.ru), говорила об альтернативных путях миссионерской деятельности с помощью Интернет-технологий. Елена заметила, что православному интернету вполне по силам активизировать интерес к Церкви через интерес к своей истории и культуре.  Как? Посредством «вовлечения человека в некоторую общую и востребованную работу, пусть даже опосредованно связанную с Церковью, так, чтобы у него была своя ниша, а стало быть, и интерес. Это может быть всё, что угодно — простейшее фотографирование труднодоступных объектов или сложнейший поиск архивной или иной информации».  Вторым способом может быть «организация определенной системности в представлении данных, благодаря которой человек, получив информацию об интересующем его архитектурном памятнике, захочет узнать больше. <…>Живой и активный интерес к храму — это уже начало движения человека в правильном направлении». По словам Елены «такой путь альтернативного миссионерства - вполне реальный механизм подготовки почвы, на которой у человека может возникнуть желание слушать и интересоваться религиозной темой, ранее у него отсутствовавшее».

Довольно познавательной была презентация миссионерского проекта «Батюшка онлайн», который реализуется в социальной сети vkontakte.ru с мая 2011 года. Суть проекта заключается в том, что на вопросы пользователей сети отвечают известные священники Русской Православной Церкви со всей России. На сегодняшний день проект насчитывает 2З миллионов пользователей.

Среди выступавших были также главный редактор портала Милосердие.Ру Юлия Данилова, проведшая сравнительный анализ активности в Facebook на примере благотворительных организаций и затронувшая тему фандрайзинга в соцсетях; Павел Егорихин, основатель народного проекта православной архитекуры sobory.ru и другие.

Доклады, заслушанные на секции, доступны по ссылке

27 января 2012 г. 02:03
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00