выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Новости
Фото Алексея Реутского
3 сентября 2015 г. 18:44
версия для печати версия для печати

Цифровая книга не заменит печатную, считают участники круглого стола «Литература в цифровой цивилизации»

В эпоху стремительного развития цифровых технологий возникает тревога за судьбу печатной книги. Есть ли у нее конкурентные преимущества или она проиграет в борьбе с новыми цифровыми изданиями? Скачать электронную книгу не сложно, достаточно зайти в сеть. И чем она популярней, тем проще её найти. Значит ли это, что через 15-20 лет напечатанная на бумаге книга исчезнет с прилавков как исчезли виниловые пластинки? И что можно сделать, чтобы этого не произошло? Об этом размышляли священники, писатели и издатели на круглом столе «Литература в цифровой цивилизации», который состоялся в Издательском совете Русской Православной Церкви.

Открывая мероприятие, митрополит Калужский и Боровский Климент назвал как достоинства так и недостатки цифровых носителей художественной литературы. Открытость  и доступность для потенциального читателя, широкая возможность представить свои произведения начинающим и малоизвестным авторам, возможность общения между автором и читателем с перспективой оценки, возможность провести апробацию заявленных литературных тем и исследовать их актуальность - такие плюсы видит митрополит Климент у цифрой книги. «Нельзя не сказать и о том, что сейчас все больше людей предпочитают слушать книги, это очень удобно. Практически в любой обстановке- даже в машине»,- отметил выступающий. Однако минусы, по его мнению в том, что гаджет не заменит зрительного восприятия текста на бумаге и собственной оценки слушателя. Аудиоформат не всегда способен донести интонацию, нюансы и авторский замысел произведения, о которых хотел сказать сам автор. Их подменяет оценка чтеца, сквозь мировоззрение которого, как сквозь призму, преломляется мысль писателя. Только печатный формат книги дает «полноту впечатлений от произведений и выходит на диалог с литературным замыслом писателя, и читатель получает возможность полноценно оценить произведение»,- считает митрополит Климент. В значительной степени это касается духовной и богословской литературы.

Однако с тем, что новые поколения предпочитают электронную форму книги печатной, не поспоришь. По словам писателя и литературного критика Дмитрия Володихина, сегодня средний тираж художественной литературы, несущей читателю духовно-нравственные ценности, составляет в лучшем случае 300-400 экземпляров. В этом контексте миллионный  тираж книги «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — уникальный феномен.

Продать такой объем могут только церковные лавки и магазины. Если так пойдет дальше, то купить художественную литературу в печатном виде через 15-20 лет можно будет только там. Но как сегодня донести до широкой читательской аудитории те светлые, высокие идеалы, к которым призывает настоящая литература? По мнению Дмитрия Володихина: «Необходимо создавать «электронные церковные библиотеки», на которые церковные СМИ фокусировали  внимание мыслящей аудитории. Чтобы выявить лучшие книги современных авторов для пополнения таких библиотек, Церковь может проводить литературные конкурсы в сети».

Между тем,  писатель и священник Николай Агафонов считает, что «не нужно опасаться электронного формата книг. Каким способом мы донесем книгу до читателя, тот и хорош. Апостолы на проповедь ходили не буераками. А по проложенным римлянам дорогам, пользуясь современными, для того времени, достижениями».

Прототип полноценной христианской "электронной библиотеки" - это "Христианской книжный клуб", открытие которого состоялось в конец 2014 года. По словам координатора проекта, ответственного редактора "Журнала Московской Патриархии" Сергея Чапнина, это цифроаое издательство, онлайн-библиотека и социальная сеть для тех, кто любит читать. Там представлены книги и в свободном доступе, и фрагменты книг, по которым читатель может решить - покупать эту книгу или нет.  Он предложил опубликовать произведения номинантов и лауреатов Патриаршей литературной премии на этом портале: «Надо объединять не только писателей, но и читателей, а также публиковать рецензии на православную литературу». 
По мнению председателя Союза писателей России Валерия Ганичева у новых поколений отсутствует навык восприятия серьезной, глубокой  литературы, которая в их глазах кажется скучной. Поэтому стоит задача возрождения вдумчивого отношения к литературе. 

А ориентиром для них в мире современной художественной может служить Патриаршая литературная премия, отбирающая лучшие художественные произведения современных авторов с христианским мировозрением. 

Но все-таки исчезнет печатный формат в художественной литературе? Нет - считает главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский, потому что печатная книга — самый надежный вид носителя. До сих пор она переживала все глобальные катастрофы и войны. Не нужно также забывать, что если случиться глобальная цифровая катастрофа, то доступ к электронным носителям закроется. «Мой опыт говорит о том, что сетевая литература не существует отдельно от печатной, просто есть ее разные носители»,- говорит Андрей Василевский. 

Интерес к печатной книге не исчезнет, если его поддерживать, убежден и митрополит Калужский и Боровский Климент. С этой целью Издательский совет проводит в регионах книжные выставки «Радость слова», на которых представлена лучшая классическая и современная художественная литература. И эти выставки пользуются большой популярностью у читателей в разных городах по всей России.

Митрополит Климент объявил также о начале второго сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне»,  в котором могут принять участие молодые талантливые авторы, учащиеся  6-11 классов. «Одна из тем, которые мы предложили молодым авторам на этот раз  — это монастыри и монашество в русской литературе. Она связана с тем, что в 2016 году мы отмечаем 1000- летие русского присутствия на Афоне- сказал архиерей.- Конечно для молодежи это будет непросто, но по предыдушему  конкурсу мы поняли, что ребенок способен изложить в литературной форме свои впечатления от посещения монастыря». Другие темы Конкурса остались прежними: «Священное писание как основа русской литературы», «Творчество писателей -классиков», «Духовное слово русской культуры» др. Все работы будут проверены на плагиат. В прошлом году на конкурс поступило 1363 работы не только из разных областей России, но и из Белоруссии, Казахстана и Украины. «Этот конкурс способствует развитию желания читать, развитию мышления, и росту интереса к русской литературе»,- заключил митрополит Калужский и Боровский Климент.
3 сентября 2015 г. 18:44
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00