iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Новости
Обязательная составляющая реабилитации церковных РЦ - участие в богослужениях . Фото Алексея Реутского
31 января 2017 г. 13:13
версия для печати версия для печати

Участники Рождественских Чтений обменялись опытом реабилитации наркозависимых

В рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» в МГТУ им. Н.Э. Баумана прошла работа секции «Человек и зависимость: технологии церковной помощи», посвященная вопросам реабилитации наркозависимых. Руководители реабилитационных центров (РЦ), госслужащие и священники обсудили теоретические вопросы методики восстановления и проблемы, с которыми сталкиваются в этой работе волонтёры и сотрудники РЦ.

Успешное развитие сети православных реабилитационных центров позволило им объединиться в ассоциацию. Так в 2004 г. депутат Ставропольской Думы Николай Новопашин открыл Спасо-Преображенский РЦ, на основе которого в 2012 г. возникла региональная общественная организация «Здоровое Ставрополье». А в 2013 г. она была включена в Национальную Ассоциацию реабилитационных центров г. Москвы. Подопечные проходят курс реабилитации в сельской местности и занимаются физическим трудом. По окончании курса реабилитации они живут в построенных для них домах, создают семьи и продолжают заниматься фермерским хозяйством. «Впрочем, устойчивой ремиссии помогает не столько трудотерапия, сколько ощущение того, что ты нужен», - резюмировал Николай Новопашин.

Однофамилец Николая Новопашина, протоиерей Александр Новопашин, рассказал о реабилитационном центре для нарко- и алкозависимых во имя св. прп. Серафима Саровского в Новосибирской митрополии. При поддержке специалистов, воспитанники проходят курс из трёх этапов: реабилитация, адаптация и трудоустройство. Первый этап включает в себя воцерковление, трудотерапию и спорт. Важность этих составляющих подчеркивали и другие докладчики. Отец Александр – сценарист и режиссер художественного фильма «Меня это не касается» (2013). Драма иллюстрирует разрушительное действие наркотиков на судьбы молодых людей. Как автор картины, отец Александр предоставил всем присутствующим право на ее использование в профилактической работе. В этом году в Екатеринбурге состоялась премьера его нового фильма «Рядом с нами», посвященного сектантству и терроризму.

Руководитель христианского регионального общественного благотворительного фонда «Старый Свет» Евгений Проценко сформулировал основные принципы работы реабилитационного центра. По его мнению, это необходимость взаимодействия различных структур, бесплатное членство (за счёт труда подопечных и фандрайзинга), а также самоуправляемость. На базе фонда существует контактно-информационный телефон по проблемам зависимости и СПИДа (8-916-722-36-26). Сотрудники консультируют по вопросам зависимости до 1500 человек в год. К основным преградам в деятельности региональных центров можно отнести деятельность сект, паталогические влияния синтетических наркотиков на психику, отсутствие меценатов и спонсоров, а также квалифицированных кадров: психиаторов-наркологов и социальных психологов. Участники высказали пожелание, чтобы при каждой епархии был священник, контролирующий данное направление. В ответ епископ Мефодий предложил привлекать к работе реабилитационных центров неравнодушных семинаристов. По благословению правящего архиерея, они могут стать волонтёрами и приобретенный во время работы опыт использовать в будущем в духовном окормлении зависимых.  

Дискуссию вызвал вопрос о применимости в православном центре светских или иноконфессиональных методик. В частности, обсуждался пример псковского реабилитационного центра «Ручей». В его основе лежит популярная система лечения зависимостей «12 шагов». Особенностью псковского центра является то, что он адаптирует данную программу к православному мировоззрению.

По мнению епископа Мефодия, сотрудникам церковных реабилитационных обществ не стоит вступать в ассоциации государственных или коммерческих структур, даже ради укрупнения и популяризации центра. Он считает, что главное – оставаться «равными самим себе», сохраняя собственную идентичность. В Церкви есть своя методика лечения зависимостей: в ней действует сам Бог. Мы можем опираться на двухтысячелетний опыт борьбы со страстями. Не преуменьшая важность компетенции и профессионализма в работе с зависимыми, архиерей отметил, что «психиатрия может сделать таких людей порядочными, а Церковь может сделать их святыми».

Марина Чудненко
31 января 2017 г. 13:13
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00