выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Новости
Обязательная составляющая реабилитации церковных РЦ - участие в богослужениях . Фото Алексея Реутского
31 января 2017 г. 13:13
версия для печати версия для печати

Участники Рождественских Чтений обменялись опытом реабилитации наркозависимых

В рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» в МГТУ им. Н.Э. Баумана прошла работа секции «Человек и зависимость: технологии церковной помощи», посвященная вопросам реабилитации наркозависимых. Руководители реабилитационных центров (РЦ), госслужащие и священники обсудили теоретические вопросы методики восстановления и проблемы, с которыми сталкиваются в этой работе волонтёры и сотрудники РЦ.

Успешное развитие сети православных реабилитационных центров позволило им объединиться в ассоциацию. Так в 2004 г. депутат Ставропольской Думы Николай Новопашин открыл Спасо-Преображенский РЦ, на основе которого в 2012 г. возникла региональная общественная организация «Здоровое Ставрополье». А в 2013 г. она была включена в Национальную Ассоциацию реабилитационных центров г. Москвы. Подопечные проходят курс реабилитации в сельской местности и занимаются физическим трудом. По окончании курса реабилитации они живут в построенных для них домах, создают семьи и продолжают заниматься фермерским хозяйством. «Впрочем, устойчивой ремиссии помогает не столько трудотерапия, сколько ощущение того, что ты нужен», - резюмировал Николай Новопашин.

Однофамилец Николая Новопашина, протоиерей Александр Новопашин, рассказал о реабилитационном центре для нарко- и алкозависимых во имя св. прп. Серафима Саровского в Новосибирской митрополии. При поддержке специалистов, воспитанники проходят курс из трёх этапов: реабилитация, адаптация и трудоустройство. Первый этап включает в себя воцерковление, трудотерапию и спорт. Важность этих составляющих подчеркивали и другие докладчики. Отец Александр – сценарист и режиссер художественного фильма «Меня это не касается» (2013). Драма иллюстрирует разрушительное действие наркотиков на судьбы молодых людей. Как автор картины, отец Александр предоставил всем присутствующим право на ее использование в профилактической работе. В этом году в Екатеринбурге состоялась премьера его нового фильма «Рядом с нами», посвященного сектантству и терроризму.

Руководитель христианского регионального общественного благотворительного фонда «Старый Свет» Евгений Проценко сформулировал основные принципы работы реабилитационного центра. По его мнению, это необходимость взаимодействия различных структур, бесплатное членство (за счёт труда подопечных и фандрайзинга), а также самоуправляемость. На базе фонда существует контактно-информационный телефон по проблемам зависимости и СПИДа (8-916-722-36-26). Сотрудники консультируют по вопросам зависимости до 1500 человек в год. К основным преградам в деятельности региональных центров можно отнести деятельность сект, паталогические влияния синтетических наркотиков на психику, отсутствие меценатов и спонсоров, а также квалифицированных кадров: психиаторов-наркологов и социальных психологов. Участники высказали пожелание, чтобы при каждой епархии был священник, контролирующий данное направление. В ответ епископ Мефодий предложил привлекать к работе реабилитационных центров неравнодушных семинаристов. По благословению правящего архиерея, они могут стать волонтёрами и приобретенный во время работы опыт использовать в будущем в духовном окормлении зависимых.  

Дискуссию вызвал вопрос о применимости в православном центре светских или иноконфессиональных методик. В частности, обсуждался пример псковского реабилитационного центра «Ручей». В его основе лежит популярная система лечения зависимостей «12 шагов». Особенностью псковского центра является то, что он адаптирует данную программу к православному мировоззрению.

По мнению епископа Мефодия, сотрудникам церковных реабилитационных обществ не стоит вступать в ассоциации государственных или коммерческих структур, даже ради укрупнения и популяризации центра. Он считает, что главное – оставаться «равными самим себе», сохраняя собственную идентичность. В Церкви есть своя методика лечения зависимостей: в ней действует сам Бог. Мы можем опираться на двухтысячелетний опыт борьбы со страстями. Не преуменьшая важность компетенции и профессионализма в работе с зависимыми, архиерей отметил, что «психиатрия может сделать таких людей порядочными, а Церковь может сделать их святыми».

Марина Чудненко
31 января 2017 г. 13:13
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00