iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастыри с открытым сердцем
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью  дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Новости
Крестный ход на Смядыни. Фото Алексея Реутского
6 августа 2018 г. 08:15
версия для печати версия для печати

На Смядыни молитвенно помянули святых князей Бориса и Глеба

На окраине Смоленска, на Смядыне, в канун праздника святых князей мучеников -страстотерпцев Бориса и Глеба состоялись торжественное богослужение и крестный ход, которые возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

Обращаясь к молящимся в своей проповеди, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор отметил, что размышляя о подвиге святых князей, ставших на Руси первыми мучениками-страстотерпцами, невольно задаешься вопросом: почему эти опытные, смелые мужи и воины не смогли противостоять нападению их брата Святополка. Почему добровольно приняли смерть? Ответ на него не укладывается в обычную человеческую логику. Потому что «они были, как говорит церковное предание, христолюбцами и братолюбцами. И эти два качества - горячая любовь ко Христу, а значит и ревность в исполнении заповедей Божией, а также их христианская любовь друг к другу, к их брату и ко всем людям стали поводом к их жертвенному подвигу. Заповедь о любви к ближнему и людям была для них не просто предметом знаний, они явились исполнителями Закона Божьего», - сказал митрополит Исидор. Своим выбором святые братья, возможно, предотвратили братоубийственную войну, которая могла бы начаться после смерти их отца - святого князя Владимира, Крестителя Руси, если бы они в той или иной форме противостояли Святополку. Святые князья Борис и Глеб исполнили слова апостола Павла: «Жизнь для меня Христос, а смерть - приобретение». Фил.1:21 Поэтому они приобрели великую милость у Бога - жизнь вечную со Христом.

«И пусть для каждого из нас эти слова будут тем девизом, который мы воплотим в нашей жизни, вдохновляясь подвигом великих князей Бориса и Глеба, чью память мы сегодня отмечаем на этом священном месте. Пусть молитвами святых князей воцарится любовь и братолюбие не только в стране Российской, но особенно среди наших славянских народов. Поскольку эти два угодника Божиих молятся о нас и надеются, что мы будем исполнителями заповедей Христовых, будем любить Бога и ближних так, как любили они»,- заключил архиерей.

Митрополиту Смоленскому и Дорогобужскому Исидору сослужил сонм духовенства, в числе которого был и настоятель храма святых князей Бориса и Глеба на Смядыни протоиерей Павел Петровский. В 2015 году, в год 1000- летия гибели святых братьев, отец Павел выиграл грант «Православной инициативы». Вместе с учеными Института археологии РАН организовал на Смядыни раскопки, к которым удалось привлечь учащуюся молодежь смоленских вузов. Тогда были обследованы фундаменты двух храмов — Борисоглебского и Васильевского, которые когда-то стояли на территории Борисоглебского монастыря, разрушенного в середине XVII века. На месте алтарей этих храмов сейчас поставлены кресты (они разнесены друг от друга примерно на 70 метров). Кроме того, удалось установить исток реки Смядыни, которая когда -то протекала возле монастыря, и место ее впадения в Днепр.

«Продолжить археологические работы можно только в том случае,- говорит отец Павел, - если начнется восстановление Борисоглебского монастыря. Но это требует затрат федерального масштаба. До сих пор нам никак не удавалось вписаться в программу «Культура России» (в этом году заканчивается ее действие- прим. Авт). Поэтому пока все дальнейшие работы на Смядыни заморожены. Между тем, у нас есть все необходимые чертежи и планы, и нам не нужно доказывать, что здесь сохранились остатки фундамента Борисоглебского и Васильевского храмов, и место их расположения».

К слову, во многом составлению эти планов и чертежей помогли исследования русского ученого Ивана Орловского, который в 1909 году установил, что смоленский Борисоглебский собор на Смядыни во многом был сходен (и в архитектурных формах и даже в размерах) с Борисоглебским храмом с храмом в Чернигове, который сохранился до наших дней. «Только у смядыньского собора было не четыре, а шесть столбов, его расширяли»,- добавляет отец Павел.

Еще один нерешенный вопрос - куда исчезли мощи св. князей Бориса и Глеба? «Ученые до сих пор ломают над этим голову, - продолжает священник. - Известно, что к великому освящению Борисоглебского монастыря (21 августа 1191 года) на Смядыни из Вышгорода (Украина) были привезены ветхие гробы святых Бориса и Глеба вместе с серебряными пластинами, изображавшими святых мучеников в полный рост. Эти гробы стояли в Борисоглебском соборе. Там когда- то покоились их мощи. Но где сами мощи никто не знает. Гробы тоже исчезли».

Святые князья Борис и Глеб - почитаемые святые смоленской земли. А сама Смядынь — святое место для многих смолян. Местные жители не дают никому проводить тут концерты, исторические реконструкции, и даже мальчишки не гоняют здесь футбольный мяч. Это место по размеру почти с футбольное поле, заросшее травой. Чуть в стороне построен маленький, человек на 50 вместимостью, храм в честь святых Бориса и Глеба, где и проходят сегодня службы.

Святой колодец, который по преданию находится на месте убийства князя Глеба, очистить невозможно. По словам отца Павла, его чистили несколько раз, но всегда, когда разливается Днепр, колодец заливает вешней водой. Поэтому сегодня он представляет собой бетонное кольцо, закрытое бетонной крышкой. Рядом с колодцем в начале 1990-х была установлена гранитная глыба с выбитым в ней крестом и историей гибели святого князя Глеба. Это место по- прежнему привлекает многих паломников. Здесь же совершают молебны святым князьям.

 

 

 

 

6 августа 2018 г. 08:15
Ключевые слова: археология, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00