iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Крестный ход на Смядыни. Фото Алексея Реутского
6 августа 2018 г. 08:15
версия для печати версия для печати

На Смядыни молитвенно помянули святых князей Бориса и Глеба

На окраине Смоленска, на Смядыне, в канун праздника святых князей мучеников -страстотерпцев Бориса и Глеба состоялись торжественное богослужение и крестный ход, которые возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

Обращаясь к молящимся в своей проповеди, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор отметил, что размышляя о подвиге святых князей, ставших на Руси первыми мучениками-страстотерпцами, невольно задаешься вопросом: почему эти опытные, смелые мужи и воины не смогли противостоять нападению их брата Святополка. Почему добровольно приняли смерть? Ответ на него не укладывается в обычную человеческую логику. Потому что «они были, как говорит церковное предание, христолюбцами и братолюбцами. И эти два качества - горячая любовь ко Христу, а значит и ревность в исполнении заповедей Божией, а также их христианская любовь друг к другу, к их брату и ко всем людям стали поводом к их жертвенному подвигу. Заповедь о любви к ближнему и людям была для них не просто предметом знаний, они явились исполнителями Закона Божьего», - сказал митрополит Исидор. Своим выбором святые братья, возможно, предотвратили братоубийственную войну, которая могла бы начаться после смерти их отца - святого князя Владимира, Крестителя Руси, если бы они в той или иной форме противостояли Святополку. Святые князья Борис и Глеб исполнили слова апостола Павла: «Жизнь для меня Христос, а смерть - приобретение». Фил.1:21 Поэтому они приобрели великую милость у Бога - жизнь вечную со Христом.

«И пусть для каждого из нас эти слова будут тем девизом, который мы воплотим в нашей жизни, вдохновляясь подвигом великих князей Бориса и Глеба, чью память мы сегодня отмечаем на этом священном месте. Пусть молитвами святых князей воцарится любовь и братолюбие не только в стране Российской, но особенно среди наших славянских народов. Поскольку эти два угодника Божиих молятся о нас и надеются, что мы будем исполнителями заповедей Христовых, будем любить Бога и ближних так, как любили они»,- заключил архиерей.

Митрополиту Смоленскому и Дорогобужскому Исидору сослужил сонм духовенства, в числе которого был и настоятель храма святых князей Бориса и Глеба на Смядыни протоиерей Павел Петровский. В 2015 году, в год 1000- летия гибели святых братьев, отец Павел выиграл грант «Православной инициативы». Вместе с учеными Института археологии РАН организовал на Смядыни раскопки, к которым удалось привлечь учащуюся молодежь смоленских вузов. Тогда были обследованы фундаменты двух храмов — Борисоглебского и Васильевского, которые когда-то стояли на территории Борисоглебского монастыря, разрушенного в середине XVII века. На месте алтарей этих храмов сейчас поставлены кресты (они разнесены друг от друга примерно на 70 метров). Кроме того, удалось установить исток реки Смядыни, которая когда -то протекала возле монастыря, и место ее впадения в Днепр.

«Продолжить археологические работы можно только в том случае,- говорит отец Павел, - если начнется восстановление Борисоглебского монастыря. Но это требует затрат федерального масштаба. До сих пор нам никак не удавалось вписаться в программу «Культура России» (в этом году заканчивается ее действие- прим. Авт). Поэтому пока все дальнейшие работы на Смядыни заморожены. Между тем, у нас есть все необходимые чертежи и планы, и нам не нужно доказывать, что здесь сохранились остатки фундамента Борисоглебского и Васильевского храмов, и место их расположения».

К слову, во многом составлению эти планов и чертежей помогли исследования русского ученого Ивана Орловского, который в 1909 году установил, что смоленский Борисоглебский собор на Смядыни во многом был сходен (и в архитектурных формах и даже в размерах) с Борисоглебским храмом с храмом в Чернигове, который сохранился до наших дней. «Только у смядыньского собора было не четыре, а шесть столбов, его расширяли»,- добавляет отец Павел.

Еще один нерешенный вопрос - куда исчезли мощи св. князей Бориса и Глеба? «Ученые до сих пор ломают над этим голову, - продолжает священник. - Известно, что к великому освящению Борисоглебского монастыря (21 августа 1191 года) на Смядыни из Вышгорода (Украина) были привезены ветхие гробы святых Бориса и Глеба вместе с серебряными пластинами, изображавшими святых мучеников в полный рост. Эти гробы стояли в Борисоглебском соборе. Там когда- то покоились их мощи. Но где сами мощи никто не знает. Гробы тоже исчезли».

Святые князья Борис и Глеб - почитаемые святые смоленской земли. А сама Смядынь — святое место для многих смолян. Местные жители не дают никому проводить тут концерты, исторические реконструкции, и даже мальчишки не гоняют здесь футбольный мяч. Это место по размеру почти с футбольное поле, заросшее травой. Чуть в стороне построен маленький, человек на 50 вместимостью, храм в честь святых Бориса и Глеба, где и проходят сегодня службы.

Святой колодец, который по преданию находится на месте убийства князя Глеба, очистить невозможно. По словам отца Павла, его чистили несколько раз, но всегда, когда разливается Днепр, колодец заливает вешней водой. Поэтому сегодня он представляет собой бетонное кольцо, закрытое бетонной крышкой. Рядом с колодцем в начале 1990-х была установлена гранитная глыба с выбитым в ней крестом и историей гибели святого князя Глеба. Это место по- прежнему привлекает многих паломников. Здесь же совершают молебны святым князьям.

 

 

 

 

6 августа 2018 г. 08:15
Ключевые слова: археология, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00