![]()
Дождик на паузе Приход Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рудянское Свердловской области, несмотря на пандемию, сумел реализовать миссионерский проект «Стопами апостолов по Каменской епархии», благодаря которому около 200 человек в удаленных селах приняли участие в Божественной литургии, пообщались со священником и получили небольшие подарки. Это стало возможным благодаря гранту конкурса «Православная инициатива». PDF-версия.
30 ноября 2020 г. 13:20
Протоиерей Владимир Вигилянский: Священники должны учиться языку интернет-проповеди Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храмов святой мученицы Татианы при МГУ и Святителя Василия Великого в селе Зайцево, заместитель председателя Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы написал новую книгу «Русский крест». И она скоро выйдет в свет. В основу книги легли заметки, которые священник в течение многих лет писал на своей странице в социальной сети «Фейсбук». В интервью «Журналу Московской Патриархии» отец Владимир рассказал о том, как он осваивал интернет-пространство, в чем схожи и в чем отличаются традиционные средства массовой информации и социальные сети и дал практические советы священнослужителям, как вести проповедь в интернете.
12 мая 2020 г. 13:35
Священник Павел Островский: «Сегодня для миссионерства самое благоприятное время» Настоятель Георгиевского храма в поселке Нахабино Красногорского района иерей Павел Островский одним из первых среди священников вышел с миссией в интернет. Сегодня он в числе лидеров среди православных блогеров в российском интернете по количеству подписчиков на его страницы. Отец Павел рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии», как начиналась христианская миссия в интернете, какие существуют правила проповеди онлайн и кто ею может заниматься. PDF-версия.
10 февраля 2020 г. 09:10
Когда не обойтись без суфлера Уникальный проект перевода текста Святого Благовествования на русский жестовый язык в виде программы для мобильных устройств увенчался успехом. В Международный день глухих, 30 сентября, Институт перевода Библии представил новое Android-приложение для российских пользователей смартфонов, доступное для скачивания на ресурсе GooglePlay. Оно содержит полный комментированный перевод Евангелия от Марка на русский жестовый язык. PDF-версия
30 ноября 2018 г. 13:50
Малахов плюс Мочалов Сегодня, в день святой мученицы Татианы, победитель четвертого сезона телепроекта «Голос» насельник Пафнутьев-Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов) дал большой концерт перед студенческой аудиторией в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Поскольку священноначалие не благословило участие отца Фотия в гастрольном туре финалистов «Голоса», организованное молодежным отделом Московской (городской) епархии выступление стало первым после его успеха в телешоу. И пусть исполнитель пел под «минусовую» фонограмму, заполнившие зал слушатели встречали его восторженно.
25 января 2016 г. 22:10
Новые информационные материалы о святых Северной Америки доступны для скачивания Новые информационные материалы о святых, подвизавшихся на территории Северной Америки, теперь доступны в интернете для всех желающих основательнее познакомиться с подробностями их жизни.
7 октября 2015 г. 13:00
В Светлую субботу в петербургском следственном изоляторе «Кресты» прошел первый Пасхальный фестиваль Он начался с молебна в тюремном Александро-Невском храме, который возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
20 апреля 2015 г. 16:20
Приходская и внешняя миссия Церкви стали главными темами миссионерского съезда V Всецерковный съезд епархиальных миссионеров в течении трех дней рассмотрел ключевые направления миссионерского служения на территории нашей страны. В их числе — вопросы образование миссионеров, антисектантская работа и взаимодействие с единоверческими общинами. Но больше всего внимания было уделено темам приходской и внешней миссии.
26 ноября 2014 г. 08:04
Святейший Патриарх Кирилл: Сегодня миссионерская тема- главная для Церкви «Сегодня миссионерская тема - главная тема нашей Церкви, - подчеркнул в своем докладе Святейший Патриарх Кирилл.- Поэтому объявляется организация миссионерской работы на приходах, в том числе через назначение в штат прихода оплачиваемых специалистов в области миссии и катехизации. Я вновь обращаюсь к преосвященным владыкам и отцам настоятелям — нам надлежит значительно ускорить подготовку миссионеров- катехизаторов».
23 ноября 2014 г. 19:17
|
![]()
ЖМП № 7 июль 2015 /
20 августа 2015 г. 16:31
Маяки памяти. Краеведы восстанавливают местные святыниПравославное краеведение всё больше приобретает черты миссионерской деятельности. Последовательно изучая исторические события, участвуя в археологических и архивных исследованиях, человек приобщается не только к истории родного края, но и к своей традиционной культуре. Недаром среди победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива» таких проектов становится всё больше. «Журнал Московской Патриархии» продолжает знакомить своих читателей с наиболее яркими из них — «Ладьей» и «Неисчезающей памятью». Проект «Ладья» На окраине Смоленска есть место, издревле почитаемое православными. Здесь, в Смядыне, в 1015 году был убит князь Глеб, прославленный позже вместе с братом Борисом в лике святых. В память о них в первой половине XII века на этом месте построили Борисоглебский монастырь, разрушенный, по данным исследователей, в период с 1633 по 1654 год1. По преданию, на месте гибели князя Глеба забил родник, целебные свойства которого исстари привлекали сюда людей. В настоящее время родник закрыт (его вода не пригодна для питья), а рядом с ним установлен памятный знак. Именно на Смядыне и решил провести летний молодежный лагерь настоятель смоленского храма Святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, секретарь Смоленской епархии протоиерей Павел Петровский. Археологический лагерь — одна из составляющих проекта «Ладья», в который также входят фестиваль «Образ любви нелицемерной» и Международный научно-образовательный форум «Истоки святости Руси». «Главные идеи — восстановление Борисоглебского монастыря и популяризация подвига первых русских святых», — говорит отец Павел. По его словам, это только часть общего замысла: «В Смоленске свыше 30 утраченных древних храмов. И мы мечтаем восстановить хотя бы часть из них». К слову, археологические исследования на Смядыни начались в XIX веке. Те, что ведутся сейчас, поддержаны Институтом археологии РАН под руководством Н.А. Макарова. По словам старшего научного сотрудника института Николая Кренке, фундаменты монастырских храмов (Борисоглебского и Васильевского) были почти полностью раскопаны. Работы велись еще русским археологом — графом Алексеем Уваровым (1825–1885), С.П. Писаревым (1846–1904), преподавателем смоленского епархиального женского училища И.И. Орловским (1869–1909), а в советское время в 1972–1974 годах археологами Н.Н. Ворониным и П.А. Раппопортом. «Теперь главная цель археологов — выявить исторический ландшафт Смядыни, что должно помочь в восстановлении монастыря. Предыдущие исследователи занимались архитектурными остатками, но никто не исследовал окружения, в котором находился монастырь: где протекал Днепр, где протекала Смядынь, — рассказывает ученый. — В результате выяснилось, что обширная пойма, которая расстилается под монастырем, — это молодые отложения. Днепр в XI веке протекал, по всей видимости, ближе к обители, чем сегодня, а она стояла почти на краю берега. Удалось найти и устье реки Смядыни». Письма из прошлого Найти молодежь отцу Павлу не составило особого труда: на его предложение откликнулся ректор Смоленского государственного университета Евгений Кодин. К студентам второго курса факультета истории и права присоединились и учащиеся школы-интерната им. Кирилла и Мефодия с углубленным изучением отдельных предметов. В итоге в команду набралось 42 человека. Открыл лагерь «Ладья» епископ Смоленский и Вяземский Исидор (ныне митрополит Смоленский и Рославльский), что придало этому событию особую значимость. В дни празднования Крещения Руси в церкви Архангела Михаила (Свирская) была совершена Божественная литургия, а потом состоялся крестный ход на Смядынь в память князя Владимира и его сыновей — страстотерпцев Бориса и Глеба. «Ребята не только копали, но и ходили на богослужения в храм Бориса и Глеба на Смядыни (рядом с местом раскопок). Я рассказывал им об истории и о планах возрождения Борисоглебского монастыря, — говорит отец Павел. — Они видели, с каким благоговением верующие люди приходят к месту гибели святого страстотерпца Глеба, как молятся и просят о помощи. Совместная жизнь в палаточном лагере, полевая кухня, общие трапезы создали доверительные отношения между молодежью и духовенством». Кроме отца Павла в лагере были и другие священники. Например, игумен Тарасий (Ланге), проректор по учебно-воспитательной работе Смоленской духовной семинарии, объяснял ребятам, зачем нужны православные археологи, которые не только искали и восстанавливали бы историческую правду, но еще и возрождали бы духовные традиции прошлого, стремились понять суть того, чем жили наши предки и ради чего они строили монастыри и храмы, совершали подвиги. Отец Тарасий не зря затронул эти темы. Общение с учеными пробудило у ребят интерес к археологии, желание участвовать в дальнейших раскопках, изучать археологию как науку, вести собственные исследования. Священник Георгий Свитцов (руководитель миссионерского отдела Смоленской епархии) вообще оказался для ребят «своим» — он ведь и сам окончил СмолГУ. «Ребята расспрашивали обо всем: о вере, Церкви Христовой, об основах православного учения, о семье и даже о быте священнослужителей. Как выяснилось, такая возможность представилась им впервые. Отрадно, что мы с отцом Георгием теперь видим некоторых из ребят на службе в храме», — говорит отец Павел. Важнейшим событием летнего лагеря стало прибытие на Смядынь пешего молодежного крестного хода «Одигитрия», насчитывающего более 150 человек. Он начался 5 августа, в канун дня памяти благоверных князей Бориса и Глеба, в Витебске и завершился 9 августа, накануне празднования иконы Смоленской Божией Матери. Проект «Неисчезающая память» До революции в Псковской губернии было свыше полутора тысяч храмов и часовен, из них более 100 в Опочецком районе. Сегодня осталась десятая часть. Собрать информацию хотя бы о некоторых храмах, определить места их расположения, установить там памятные поклонные кресты и снять об этом документальный фильм — такие задачи поставил перед собой московский кинематографист, оператор и режиссер Евгений Орлов. Был у него и личный мотив: в Опочецком районе родилась и жила во время фашистской оккупации его мама — Нина Федоровна, которой удалось получить благословение у священномученика Василия Розанова (Черницкого; 1872–1937). Так и зародился экспедиционный проект «Неисчезающая память», посвященный памяти православного святого Псковской земли, и матери кинематографиста. На подготовку ушло два года. Информацию Евгений собирал буквально по крупицам. Постепенно появились помощники — историки-архивисты из Москвы, Пскова, Истры, Опочки, из Алтайского края. Энтузиасты работали в Санкт-Петербургском, Московском и Псковском государственных архивах, присылали топографический и этнографический материал, давали советы, а затем и сами становились участниками экспедиции. Но как найти финансирование, где найти волонтеров, которые согласились бы заниматься поисковой работой в полевых условиях? Часть средств Евгению Орлову удалось получить, выиграв открытый Международный конкурс «Православная инициатива», часть составили его собственные сбережения. Помогли и местные предприниматели. Административная часть работы легла на Опочецкий районный центр культуры. Орлов также обратился в Санкт-Петербургский и Псковский университеты, обошел несколько школ и встретился с учащимися Индустриально-педагогического колледжа Опочецкого района. «В таких случаях обязательно нужно обратиться в районную администрацию, а если есть церковный приход, то и к его настоятелю — уж он точно знает всю округу. Наш проект окормлял священник Николай Ильницкий, настоятель Преображенского храма города Опочки. Он мне подсказал, к кому обратиться. И, конечно, нам помогли: и помещение в районном Доме культуры предоставили, и телефон, и компьютер, — делится опытом Евгений Орлов. — Но главное — в другом: ради такого проекта нужно бросить все дела и заняться только им. Мне, москвичу, пришлось фактически на год переехать на Псковщину. Но по-другому не получится!» Работа закипела. За четыре подготовительных весенних месяца Орлову вместе с волонтерами удалось объехать в Опочецком, Пушкиногорском и Пустошкинском районах Псковщины 28 мест утраченных храмов, от которых в большинстве случаев не сохранился даже фундамент. Заодно была составлена опись более 80 каменных крестов, многие из которых установлены еще до церковного раскола XVII века. Об этом позднее кинематографист сделал доклад на известном археологическом семинаре им. академика Седова, ежегодно проходящем в Пскове. Трезво оценив свои возможности, Евгений Орлов вместе с Оргкомитетом проекта выбрал десять мест, на которых в течение летне-осеннего сезона и организовали один за другим волонтерские экспедиционные лагеря. В трех из них, в деревне Рясино, на погостах Старик и Черницы, теперь стоят памятные кресты. Под каждый из них приходилось расчищать от многолетнего мусора и зарослей площадку, на которой когда-то стоял храм, и собирать по две тонны камней для установки самого креста. Но была еще и культурная программа: волонтеры учились фото- и киносъемке, актерскому мастерству, топосъемке и HTML-программированию, изучали «вооруженным глазом» звездное небо (в лагере было три астрономических телескопа). В лагере на погосте Старик Евгений устроил фотовыставку, посвященную творчеству российского и советского скульптора Степана Эрьзи, представителя модерна. Многие из ребят впервые увидели настоящие топографические и исторические карты и научились ориентироваться на местности. Священномученик «Главная тема фильма — память о святом Василии Черницком. К сожалению, людей, которые бы его знали и помнили, уже нет в живых, — говорит Евгений Орлов. — Но сохранился дом, где он родился. Эксперты нашей экспедиции, историки восстановили очертания фундамента Покровского храма». В нем будущего святого крестили, потом рукополагали, там он служил до революции и туда же вернулся во время гонений конца 1920-х годов, когда в районе не осталось открытых храмов. Отсюда его и увели в 1937 году в последний путь. «Пока не удалось найти в архивах его арестантской фотографии, нет и личных, семейных либо случайных снимков. Загадкой является могила Гавриила Розанова на погосте Черницы: ведь этот священник служил в Великолукском уезде! Кто он Василию Георгиевичу Розанову? Дядя, двоюродный дед? Неизвестно, где точно расстреляли священномученика Василия. Скорее всего, на Тверском полигоне», — добавляет историк Андрей Клинников. О священномученике Василии Черницком (1872–1937) известно немного. Родился в селе Черницы Опочецкого уезда Псковской губернии в семье священника. По окончании Псковской духовной семинарии работал учителем и преподавал Закон Божий в родном селе. Став священником, продолжил дело своего отца в Черницкой Покровской церкви. У них с матушкой было пятеро детей. Служил в разных храмах Опочецкого уезда, пока одни из них не закрыла богоборческая власть, а в других запретили служить ему. Пришлось вернуться с семьей на родину, в село Черницы, где можно было как-то продолжить существование, но и там его встретили заколоченные двери родного храма. Он пытался добиться, чтобы храм вновь открыли, одновременно тайно совершал требы и организовывал крестные ходы с местночтимой иконой Божией Матери. Был арестован НКВД, обвинен в контрреволюционной агитации и расстрелян 27 ноября 1937 года в возрасте 65 лет. Погребен в безызвестной могиле. Память священномученика совершается 14 (27) ноября, в день мученической кончины, и 2 (15) мая, в день прославления в лике святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых. Что дальше? Каковы же итоги проекта «Неисчезающая память», в который были вовлечены без малого 100 человек? Досконально обследованы десять мест, где ранее стояли православные храмы, и определены их границы. На месте трех из них установлены памятные кресты, которые стали достопримечательностью района. Материалы проекта опубликованы в интернете (eternal-memory-2014.ru и ¬неисчезающая-память.рф), а благодаря поддержке СМИ местные жители больше узнали о своей духовной истории. С помощью московской киноcтудии MicroPlan выпущен документальный фильм о священномученике Василии Черницком «Неисчезающая память»2. Лента заявлена на фестивалях документального кино: «Лучезарный ангел», «Золотой витязь», «Радонеж», «Милосердие» и др. Его премьера состоялась в феврале 2015 года в Псковском духовном училище, многочисленные показы были в городах Псковской области, в Москве и Санкт-Петербурге. В городах Пустошке, Опочке и Пскове прошла передвижная фотовыставка об экспедиции. Есть планы провести ее и в Москве. Важно и то, что проект «Неисчезающая память» духовно всколыхнул жителей Опчецкого района Псковской области. «По моим данным, за последние десять лет в Опочецком районе Псковщины пропало около 100 деревень, — говорит историк, писатель участник экспедиции Сергей Алексеев. — Сегодня дома стоят заколоченные, гнетущее впечатление. И вдруг появился человек, который собрал группу людей, воодушевил их, оповестил весь народ в округе, напомнил людям, что свои святыни нельзя забывать. Для тех, кто живет в небольшом райцентре Опочке (10–12 тыс. жителей), освящение крестов стало целым событием. Все как-то встрепенулись, стали помогать. Собрались на освящении крестов: например, на погосте Старик было около 50 человек». По словам Андрея Клинникова, с самого начала экспедиционных работ и затем, уже после освящения креста в Рясине, люди стали обсуждать между собой и дальнейшие планы: «Надо бы уже часовенку поставить, неужели не потянем?!» А местная уроженка участница экспедиции Елена Михайлова предложила организовать экологический проект: «Ведь есть у нас и чистые родники с удивительно вкусной и полезной водой, и рыбалка на озере Коложе круглый год со здоровой рыбой, а зимой снегоходы и квадроциклы. Летом — конные маршруты, воздушные шары над районом можно запустить и сверху показать гостям красоту Псковской земли». Тут же задумались и о том, как бы построить новую дорогу в Рясино, улучшить в районе мобильную и интернет-связь. В итоге сложился новый, уже туристический, проект. В 1015 г. в бухте малого притока Днепра речки Смядыни был убит муромский князь Глеб. По преданию, четыре года на его могиле происходили чудесные явления. Здесь в первой половине XII в. был основан Борисоглебский монастырь, ставший крупным духовным центром. В 1991 г. был установлен памятный знак — камень с высеченным на нем крестом и текстом. В 2010 г. в день памяти князей Бориса и Глеба (6 августа) после многолетнего перерыва у памятного камня возобновились службы. Возведена деревянная церковь, где проходят богослужения.
20 августа 2015 г. 16:31
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Дом для мамы плюс Традиционным «Домом для мамы» сегодня удивить сложно: только на территории России за девять лет Церковь открыла свыше семи десятков подобных учреждений для женщин (в основном для молодых мам и беременных), оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Калужский опыт ценен эффективными наработками, при помощи которых такие проекты становятся ядром целой системы начинаний епархиальных социальных служб. Что необходимо для успеха этой деятельности помимо горячего энтузиазма и вдумчиво подобранного штата квалифицированных исполнителей, на месте выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
26 января 2021 г. 14:45
Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу Городец знаменит не только своими народными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 января 2021 г. 13:30
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим» Пандемия коронавируса обострила отнюдь не только медицинские, санитарно-гигиенические и экономические вопросы и задачи. Резко возрос интерес к природе вирусов и их роли в сообществе живых организмов на Земле, управляемости человеческой цивилизацией в условиях выраженного в той или иной степени хаоса, духовным причинам переживаемых нами проблем и верным выводам, которые из них следует сделать. В интервью «Журналу Московской Патриархии» занимающий кафедру в Омской митрополии архиерей, в прошлом ученый-вирусолог, рассуждает об оправданности карантинных ограничений, объясняет, почему Россия оказалась впереди в создании вакцины, и советует не поддаваться панике. PDF-версия.
22 января 2021 г. 14:30
|