выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Новости
Октоих Издательства Московской Патриархии, 2011
22 сентября 2011 г. 18:50
версия для печати версия для печати

Вышел в свет новый Октоих

Новый октоих традиционно разделен на два тома по гласам и продолжает серию новых богослужебных церковнославянских книг компьютерного набора Издательства Московской Патриархии.

В основу публикации положен текст Октоиха издания Московской синодальной типографии 1898 года.

«К сравнению с избранным прототипом были привлечены Московские и Санкт-Петербургские Октоихи и Ирмологии XVIII—XX веков, ряд старопечатных изданий, а также греческие богослужебные книги, — сказал заведующий богослужебной редакцией Издательства Московской Патриархии священник Иоанн Нефедов. — Благодаря этому обнаружены и устранены замеченные опечатки».

Некоторые опечатки быстро выявляются при пользовании книгой, поэтому зачастую исправлялись самими клирошанами.

Например, ошибочное написание местоимения в тропаре 8-й песни канона 1-го гласа в среду на повечерии: «Воплощается Безплотный из Тебе боголепно: Егоже моли, Пречистая, страсти плоти моея (было «твоея») умертвити и оживити мою душу, умерщвленую грехи».

Другие ложные написания не столь очевидны для исправления.

Например, мученичен 9-й песни первого канона на утрене в понедельник (1 глас). Было: «Уже прежде, мученицы, искушений воду непостоянную, и ран лютых бурю, ко пристанищу яве достигосте Горняго Царствия, божественныя тишины наслаждающеся». Сравнение разных изданий Октоиха, и прежде всего Московской синодальной типографии, показало, что в предшествующих выпусках книги начало выглядит иначе: «Уже прешедше, мученицы...», что соответствует и тексту в греческих источниках и в изданиях других типографий. При последующих изданиях эта ошибка была исправлена синодальными справщиками, но в наших храмах, где за богослужением использовались репринтные переиздания именно Октоиха 1898 года, на протяжении нескольких десятилетий звучал невразумительный вариант этого текста.

«Работа над книгой показала, — сказал отец Иоанн, — что причиной некоторой непонятности, «затемненности» смысла многих молитвословий являются именно подобные опечатки и ошибки, пропуски слов, которые зачастую переходили из издания в издание или возникали как гиперкоррекция предыдущей неудачной правки».

22 сентября 2011 г. 18:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00