iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Заседание Диссертационного совета в Общецерковной аспирантуре и докторантуре свв. Кирилла и Мефодия 4 сентября
5 сентября 2012 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Защитились первые докторанты в Общецерковной аспирантуре

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 4 сентября состоялись защиты первых докторских диссертаций. Успешными соискателями на ученую степень доктора богословия стали докторанты аспирантуры игумен Арсений (Соколов) и Владимир Катасонов.

Одновременно в Общецерковной аспирантуре начал работу общецерковный докторский Диссертационный совет, в состав которого входит 21 человек. Председатель Диссертационного совета — ректор Общецерковной аспирантуры и заведующий кафедрой внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, ученый секретарь — проректор аспирантуры, протоиерей Владимир Шмалий.

Представленные к обсуждению работы заслужили высокие оценки членов диссертационного совета. Труд Владимира Катасонова "Концепция актуальной бесконечности как место встречи богословия, философии и науки", защищенный по кафедре философии, показал, по мнению митрополита Илариона, "глубокие знания соискателя в областях философии, богословия и математики" и был квалифицирован ректором как "компетентное исследование на стыке разных дисциплин". Ведущая организация диссертанта — Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия. Официальные оппоненты: Геннадий Майоров, д.ф.н., заслуженный профессор философского факультета МГУ; протоиерей Димитрий Лескин, кандидат богословия, д.ф.н.; Геннадий Кулябин, д.ф.-м.н., проф.

Диссертационная работа игумена Арсения (Соколова) "Книга пророка Амоса: историко-филологическая, традиционная еврейская и святоотеческая экзегеза", защищенная по кафедре библеистики, стала шагом на пути к "нащупыванию" органического сочетания 2000-летнего опыта библейской экзегезы с творческим восприятием результатов современных научных поисков". Ведущая организация диссертанта — Московская Православная Духовная Академия. Официальные оппоненты: архимандрит Кирилл (Говорун), доктор философии; Андрей Десницкий, д.филолог.н.; Евгений Рашковский, д.и.н.

"Современная экзегеза занимается реконструкцией самого археологически древнего пласта, из которого потом органично, как из корней дерева, вырастает позднейшая экзегеза, раннехристианская, святоотеческая, затем современная, — и такое видение задается в труде соискателя", — подчеркнул научный консультант игумена Арсения Михаил Селезнев.

Так, архимандрит Кирилл (Говорун), официальный оппонент игумена Арсения, отметил представленную в работе "целостную картину эпохи, в которую жил пророк Амос, и на этом фоне его роль как пророка". Однако, несмотря на историческую строгость, докторант по собственному признанию "несколько завысил градус актуализации" в увлечении исследованием социального богословия пророка Амоса: "Не следовало, говоря о "разъевшихся дамах" из начала 4 главы, вспоминать об обществе потребления. Это понятие имеет жесткую постиндустриальную коннотацию", — заметил официальный оппонент диссертанта Евгений Рашковский.

По итогам заседания оба диссертанта единогласно признаны присутствующими членами Диссертационного совета как достойные соискуемых ученых степеней.

5 сентября 2012 г. 12:00
Ключевые слова: ОЦАД
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи