iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Некрологи
Архидиакон Ювеналий (Крук)
26 января 2023 г. 16:20
версия для печати версия для печати

Архидиакон Ювеналий (Крук)

10.05.1947 – 09.11.2022

9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук). PDF-версия.

Архидиакон Ювеналий (в миру Николай Алексеевич Крук) родился 10 мая 1947 года в деревне Звездная Барановичского района Брестской области в православной семье. В детстве прислуживал в храме Преображения Господня в деревне Новая Мышь Барановичского района. После окончания средней школы в 1965–1966 годах обучался на курсах телерадиомастеров при Барановичском ДОСААФе. В 1966–1968 годах служил в армии.

В 1971 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой продолжил об­у­чение в Московской духовной академии. На втором курсе обучения в Академии перешел на послушание в Троице-Сергиеву лавру. Тридцатого марта 1977 года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновь­евым) в Троицком соборе обители с именем Ювеналий в честь святителя Иувеналия, Патриарха Иерусалимского.

Двенадцатого апреля 1977 года ректором Московской духовной академии архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) был рукоположен в сан иеродиакона в Покровском академическом храме.

В 1981 году награжден правом служения с двойным орарем.

Семнадцатого июля 1988 года мит­рополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом (Фадеевым) возведен в сан архидиакона в Успенском соборе Лавры.

Отец Ювеналий более сорока лет нес послушание ответственного за диаконский чин и певчего братского хора. Он был художником-реставратором монументальной масляной живописи первой категории и многие годы руководил реставрационной мастерской Лавры.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви архидиакон Ювеналий был удостоен множества наград: Патриарших грамот (1971, 2001), ордена святого князя Владимира (III степени) и медали преподобного Сергия Радонежского (II степени) (1979), ордена преподобного Сергия (II степени) (1987), Патриаршего знака «700-летие преподобного Сергия Радонежского» (2014), ордена преподобного Сергия Радонежского (I степени) (2022).

Архидиакон Ювеналий являлся духовным чадом иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) и всю жизнь хранил в сердце наставления духовника. Именно старец Сампсон благословил юного Николая принять монашеский постриг.

Большое влияние на становление отца Ювеналия, на его возрастание в духовном делании оказал архимандрит Кирилл (Павлов). Вспоминая лаврского духовника, отец Ювеналий рассказывал: «Когда кто-то из братии просил добавить что-то в свое молитвенное правило, батюшка вникал в просьбу, спрашивал, зачем, для чего и почему, и благословлял. Не знаю, всех ли и всегда, но благословлял. И отец Кирилл всегда радовался, когда видел какого-нибудь брата в особом благодатном состоянии. Батюшка как-то вычислял такого брата и всегда радовался — мог подойти и обнять. Он очень тонко чувствовал людей». В этих воспоминаниях угадывается личный опыт молитвенного делания самого отца Ювеналия. По рассказам лаврской братии, отец Ювеналий всегда был на вечернем богослужении и понуждал себя к непрестанной молитве — даже во время служения не выпускал четки и держал руку с четками под стихарем, чтобы не привлекать внимания. Неудивительно, что отец Кирилл любил с ним служить.

Архидиакон Ювеналий был очень требователен к себе и других призывал всегда руководствоваться канонами Церкви и соблюдать Устав. Он очень строго относился к богослужебным текстам и не допускал даже малейшего их искажения.

Отца Ювеналия отличали удивительные кротость и смирение. Он отказался от архиерейства в Беларуси. «Смиреннейший, благоговейнейший архидиакон, монах и человек, — вспоминает его митрополит Каширский Феогност. — Отец архидиакон был всецело предан служению Господу, у него никогда не было ропота. Для нас он навсегда останется примером кротости, благоговения, благочестия, веры и верности».

«Я знал этого светлого человека со студенческих лет, — рассказывает митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. — На всю жизнь запомнил, как он сослужил архимандриту Кириллу (Павлову) за Божественной литургией, чаще всего в Трапезном храме Лавры. Уже тогда для всех нас, студентов Московской духовной академии, отец Ювеналий стал примером благоговейной и смиренной молитвы, трепетного отношения к святыням алтаря и храма Божиего. Он был человеком, никогда не пребывающим в праздности. После богослужения переодевался в рабочую одежду и, будучи одаренным от Гос­пода художественным даром, писал иконы, реставрировал росписи в храмах святой обители. По свидетельству многих очевидцев, он был ревностным делателем молитвы Иису­совой. В ответ на жизнь во Христе он был щедро одарен от Бога дарами Духа Святого, о которых писал святой апостол Павел: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22). Отец Ювеналий был поистине человеком Божиим, примером настоящего монаха. Достаточно было его увидеть, поприветствовать, обнять, чтобы получить огромную сердечную радость и чувство мира. Его чистые, светлые, детские глаза были ярким свидетельством такой же чистой жизни».

Милосердный Господь да упокоит новопреставленного архидиакона Ювеналия в селениях праведных и сотворит ему вечную память!

                                                                                                    Иеромонах Пафнутий (Фокин)

26 января 2023 г. 16:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00