выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий (Козорез)
21 сентября 2021 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий (Козорез)

17.09.1953–04.06.2021

4 июня в возрасте 67 лет преставился ко Господу архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий (Козорез). PDF-версия.


Родился владыка Елевферий (в миру — Козорез Юрий Феофанович) 17 сентября 1953 года в селе Обаров Ровенской области Украины в простой крестьянской семье. Закончил среднюю школу, служил в рядах Советской армии, а по возвращении в родное село нес различные послушания в старинном Покровском храме. Пожив несколько лет глубокой церковной жизнью и испытав свое желание служить Богу, будущий архипастырь поступает в Московскую духовную школу. В 1979 году он оканчивает Московскую духовную семинарию, в 1984 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1985 году, 13 апреля, рукоположен в сан диакона, а 17 октября — в иерея с назначением на должность ключаря кафедрального Никольского собора города Алма-Аты. Через год будущий святитель поставлен священноначалием благочинным храмов Южно-Казахстанской и Кызылординской областей.

Двадцать шестого марта 1987 года он принимает монашеский постриг с именем Елевферий, в честь священномученика Елевферия Кувикулария. Все это время он продолжает трудиться на земле Южного Казахстана.

При непосредственном участии иеромонаха Елевферия в 1990 году начато строительство Успенского храма в городе Таразе. Его освящение он совершит уже в сане епископа в 1993 году. В этом же году был заложен первый камень в основание храма во имя великомученика Георгия Победоносца в городе Шу. В 1988 году состоялось освящение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Аксукент, открыт храм блаженной Ксении Петербургской в поселке Састобе. В мае 1989 года горисполком города Кызылорды передал историческое здание Казанского храма в ведение Русской Православной Церкви. В этом же году начинаются богослужения в городе Каратау.

В праздник Сретения Господня, 15 февраля 1991 года, собором иерархов во главе с приснопамятным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II архимандрит Елевферий был хиротонисан во епископа Чимкентского и Целиноградского.

Учрежденная в 1991 году, Чимкентская и Целиноградская епархия объединила приходы на территории Акмолинской, Джамбульской, Кызылординской, Карагандинской, Джезказганской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей Республики. Владыке предстояло совершать апостольские труды на огромных территориях страны, где в городах и селах люди ждали пастырского попечения, восстановления порушенных святынь, создания новых храмов, открытия воскресных школ для детей и взрослых.

Более тридцати лет почивший святитель служил на Казахстанской земле, проявляя отеческую заботу о вверенной его попечению пастве. Он направлял все свои силы и дарования на устроение церковной жизни в стране: восстанавливал разрушенные храмы, открывал новые приходы, инициировал развитие благотворительного, просветительского и молодежного служения, вел диалог с представителями государственной власти и лидерами традиционных конфессий. Своей деятельностью владыка подготовил эти регионы к созданию здесь новых епархий Митрополичьего округа: Костанайской, Петропавловской, Кокшетауской и Карагандинской.

На территории епархии располагается город Байконур — административный и жилой центр космодрома Байконур. В 1992 году под руководством владыки в этом городе создается православная община, через пять лет начинается возведение храма во имя великомученика Георгия Победоносца, чин освящения которого архиепископ Елевферий совершил в 2005 году. На космодроме существует традиция освящать ракеты перед запуском. Благословение на полет в космос начиная с 1998 года получают все экипажи космонавтов.

Архиепископ Елевферий известен в Казахстане как истинный миротворец: в его проповедях и выступлениях, в общении со светскими руководителями и лидерами традиционных конфессий всегда звучал настойчивый и искренний призыв к братолюбию, согласию и единству представителей разных этносов и религий.

Сегодня Чимкентская епархия играет важную роль в духовной жизни Казахстана, в сохранении в обществе культурных и нравственных ценностей. Но самое главное, благодаря деятельности Высокопреосвященнейшего владыки Елевферия многие казахстанцы открыли для себя красоту православной веры, обрели радость встречи с Богом, которой никто не отнимет (Ин. 16, 22).

Указом Святейшего Патриарха Алексея II 25 февраля 2004 года владыка возведен в сан архиепископа; 5 октября 2011 года архиепископ Елевферий стал именоваться «Чимкентский и Таразский».

Помимо трудов по духовному и административному устройству вверенной ему епархии, архипастырь нес следующие послушания: был членом группы по планированию возрождающейся православной миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории, членом Православной Казахстанской межъепархиальной комиссии, а также председателем Церковного суда Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. В исполнении своих обязанностей владыка проявил ответственность и организаторские способности.

Труды владыки Елевферия отмечены церковными и государственными наградами: орденом преподобного Сергия Радонежского, орденом преподобного Серафима Саровского II степени, орденом благоверного князя Даниила Московского II степени, орденами Казахстанского митрополичьего округа «Алгыс» («Благодарность») и «Енбек Үшiн» («За труды»), медалью акима Южно-Казахстанской области «Облысқа сіңірген еңбегі үшін» («За заслуги в развитии области»).

Первый Президент Казахстана Н. А. Назарбаев за большой вклад в укрепление и сохранение межнационального мира и межконфессионального согласия удостоил архиепископа Елевферия ордена «Курмет» (орден Почета). Высокая государственная награда была вручена архипастырю по случаю 65-летия со дня рождения.

Последним деянием владыки Елевферия стало участие в освящении новосооруженного креста-памятника новомученикам Церкви Русской, пострадавшим за Христа в Лисьей балке в Чимкенте, которое состоялось 3 июня 2021 года. Возглавлявший чин освящения креста митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в тот момент, в частности, отметил: «Наш священный долг — беречь и передавать следующим поколениям память о подвигах новомучеников и исповедников, прославлять их мужество и стойкость, вдохновляться твердостью их веры, свидетельствовать о том, что они — слава и красота Православной Церкви. Сооружение мемориального знака на этом месте, откуда взошли на небо тысячи и -тысячи архипастырей и священников, монашествующих и мирян, является частью этой священной миссии».

С ходатайствами о создании монумента, посвященного всем невинно убиенным в годы репрессий в Лисьей балке, число которых только по официальным данным составляет более 16 тысяч человек, многократно обращались потомки пострадавших не только из Казахстана, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья — России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Польши, Литвы, США, Германии, Италии, Австрии, Канады, Аргентины. Памятный знак установлен в особый для всего Казахстана год, когда страна отмечает 30-летие независимости.

Много было у владыки намечено важных для духовной жизни Южного Казахстана проектов, но Творец и Создатель, глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, завершил земную жизнь архиепископа Елевферия.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отпевание архиепископа Елевферия совершил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Главе Митрополичьего округа сослужили: епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир, духовенство Чимкентской епархии и священнослужители, прибывшие из епархий Митрополичьего округа.

Как отметил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в своем слове при погребении архиепископа Елевферия, «владыка преставился в особое время, когда небо и земля, мир видимый и невидимый ликуют о победе Христа над смертью. "Воскрес Христос — и водворяется жизнь; воскрес Христос — и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, — начаток умершим бысть", — по-особому утешительно звучат в пасхальные дни эти слова святителя Иоанна Златоуста для нас, провожающих в путь всея земли почившего архипастыря».

Согласно прижизненному пожеланию, архиепископ Елевферий был погребен у алтаря Никольского кафед-рального собора города Чимкента.

Глава Казахстанского митропо-личьего округа, провожая в обители вечные почившего владыку, сказал: «Будучи мудрым и добрым архипастырем, он преподавал священнослужителям и мирянам пример посвящения всего себя Богу и людям. Восстановление порушенных храмов, открытие новых приходов, прославление памяти новомучеников и исповедников, развитие благотворительности и духовного просвещения — вот плоды его благородных деяний, принесенные в дар Христу. Почивший иерарх являл окружающим "дух мирен", скромность и евангельскую простоту. Каждый, кто находился рядом с владыкой, чувствовал его внимание и теплую доброжелательность. В памяти всех, кто знал и любил владыку Елевферия, останется его светлый образ и добрый пример жертвенного служения родному Православию. Ныне Всемогущий Бог призвал архипастыря, своего верного служителя, в небесные селения. Мы верим, что там новопреставленного святителя ожидает венец правды, который Господь, по слову апостола, обещал всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4, 8)».

Да примет Господь в любящие объятия душу новопреставленного Своего служителя, вчинит его во обители небесные и сотворит ему вечную память!

Иерей Кирилл Коноплев,

заместитель руководителя информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа

21 сентября 2021 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00