выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Фото Даугавпилсско-Резекненской епархии
23 апреля 2018 г. 16:45
версия для печати версия для печати

Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Архимандрит Виктор (Мамонтов)

10.09.1938–08.11.2016 

8 ноября 2016 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, остановилось сердце бывшего настоятеля храма Преподобной Евфросинии Полоцкой в латвийском городе Карсаве архимандрита Виктора (Мамонтова).

 У многих православных христиан отец Виктор ассоциировался с образом «настоящего» батюшки. Он был добр, приветлив, внимателен к людям. На его богослужениях царила всегда благожелательная атмосфера. Все присутствовавшие в храме ощущали себя вовлеченными в великое таинство общения с Господом, и небо, к которому все так тянулись, словно само опускалось на прихожан, позволяя прикоснуться к себе и сердцем, и мысленным взором.

Небольшой храм в маленькой Карсаве на границе с Россией стал точкой притяжения для огромной массы людей, которые приезжали сюда поодиночке, небольшими группами и целыми автобусами. Новоначальные ценили в отце Викторе простоту и приветливость, интеллектуалы — глубокого собеседника, унывающие просили об утешении. Кто-то приезжал в поисках истины, а кто-то — из обыкновенного любопытства, наслушавшись удивительных рассказов и поучительных историй о замечательном батюшке. Весь его облик: худощавое тело, облаченное в старенький подрясник, длинная борода и волосы, ниспадающие на плечи, приветливый взор, тихий голос, лучистая радость, окутывающая каждого вновь прибывшего, — всё это роднило его с теми первыми подвижниками, о которых можно прочесть в египетских или афонских патериках и житиях.

Каждый ощущал себя дорогим и желанным гостем. Умеешь петь на клиросе — пой, умеешь читать по-церковнославянски — читай. Не умеешь, но хочешь научиться — подпевай, читай как умеешь или только смотри — тебе всё покажут и объяснят. После богослужения — общая трапеза и беседа, в центре которой — отец Виктор: он спрашивает, слушает, объясняет и рассказывает.

Могло показаться, что вся жизнь отца Виктора с рождения и до смерти — непрерывное служение Господу. Однако он пришел в Православие уже в зрелом возрасте.

Архимандрит Виктор (Виктор Авраамович Мамонтов) родился 10 сентября 1938 года в селе Ново-Ямполь Зейского района Читинской области России. Его отец Мамонтов Авраам Никитич был учителем математики. В автобиографиях, написанных в советское время, Виктор Мамонтов указывал, что отец погиб во время Великой Отечественной войны в 1943 году. Лишь после начала массовой реабилитации жертв сталинских репрессий отец Виктор в разговорах стал упоминать, что его 44-летний отец был репрессирован и погиб где-то в заключении в годы войны.

Мама архимандрита Виктора Мамонтова Вера Дмитриевна работала телеграфисткой, потом занималась воспитанием девяти детей (как мать-героиня она была удостоена ордена «Материнская слава» (I степени), из которых Виктор был предпоследним… Ни в Южно-Сахалинске, ни в Благовещенске, где жили Мамонтовы, не было действующих храмов. Но Вера Дмитриевна молилась дома украдкой перед своей венчальной иконой Пресвятой Богородицы и портретом Иоанна Кронштадтского — тогда еще не прославленного.

В 1952 году семья Мамонтовых переехала в Южно-Сахалинск. Здесь Виктор окончил среднюю школу, после чего поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы, который и окончил в 1960 году.

Первый действующий храм в своей жизни Виктор увидел уже студентом, когда приехал на экскурсию в Москву.

Получив высшее образование, он устроился учителем в деревенской школе на Сахалине. Тогда Виктор познакомился со Священным Писанием. В 1961 году ему в руки попало Евангелие, которое он читал, отмечая карандашом наиболее поразившие его места. В 25-летнем возрасте Виктор Мамонтов стал посещать тайные чтения Библии. 

C 1965 по 1974 год Виктор работал в Южно-Сахалинском педагогическом институте на кафедре литературы, после чего переехал в Москву, где также работал в педагогическом институте до 1978 года. За это время он не только получил степень кандидата филологических наук. В 1971 году (в возрасте 33 лет) он крестился. Постепенно будущий архипастырь охладел к светской деятельности, а служение Богу, наоборот, стало насущной потребностью души, Виктор Мамонтов приехал в Почаевскую лавру, где стал послушником. Это произошло в 1979 году. Он нес послушание в просфорне, читал и пел на клиросе, пономарил, выполнял обязанности помощника секретаря монастырского духовного собора, проводил экскурсии по лавре. Виктор Мамонтов надеялся принять здесь монашеский постриг, но, поскольку ему было отказано в прописке, он был вынужден покинуть обитель.

Тогда-то и возникла идея о переезде в Латвию, чтобы там стать священником. Духовник Почаевской лавры архимандрит Алфей (Романюк) в июле 1980 года в своем письме митрополиту Рижскому и Латвийскому Леониду (Полякову) писал о Викторе как о глубоко верующем христианине, который «всегда был на молитве, исповедовался и причащался святых Христовых таин». А уже 31 августа за Божественной литургией в рижском кафедральном Свято-Троицком соборе он был рукоположен митрополитом Леонидом в сан диакона, а через неделю (7 сентября) — в сан иерея к храму Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в городе Тукумсе.

В том же году отец Виктор поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии (МДС), в которой учился по 1986 год. В характеристике, выданной для поступления в МДС, говорилось, что он на «должности настоятеля Никольской церкви в Тукумсе зарекомендовал себя только с положительной стороны. Благочестивый, смиренный, ревностно трудится на своем приходе, требователен к себе и к своим прихожанам, хороший, инициативный настоятель. Пользуется заслуженной любовью своих прихожан и духовенства епархии».

12 февраля 1982 года, согласно прошению, иерей Виктор Мамонтов был пострижен в мантию с наречением имени Виктор в честь мученика Виктора. В том же году с 1 апреля отец Виктор был освобожден от должности настоятеля храма в Тукумсе и назначен настоятелем церкви Преподобной Евфросинии Полоцкой в Карсаве. За ним также закрепили еще несколько приходов: Свято-Троицкий в деревне Голышево, Покровский в деревне Пудиново и Великомученика Димитрия Солунского в Квитайне.

19 февраля 1985 года иеромонах Виктор возведен в сан игумена. К -Рождеству Христову 1987 года — в сан архимандрита.

С конца 1980-х до начала 2000-х эти годы стали наиболее плодотворными в плане общественного служения отца Виктора. В этот период он много путешествует, пишет книги и статьи, участвует в конференциях, а также принимает многочисленных гостей в Карсаве — в небольшом деревянном храме Преподобной Евфросинии Полоцкой, переоборудованном из священнического дома. Отец Виктор очень любил свой храм. Он с радостью рассказывал и о его куполах, крытых лемехом (тогда в Латвии это были единственные подобные купола, изготовленные по старинной русской технологии), и о его внутреннем убранстве с резными колоннами и новым иконостасом в старинном стиле. Мечтал отец Виктор и о строительстве нового храма, но… не довелось.

С 2007 года архимандрит Виктор, когда стало ухудшаться самочувствие, совершал Божественную литургию только по воскресным и праздничным дням. С конца 2011 года из-за слабого здоровья отцу Виктору предоставили длительный отпуск, а обслуживание храма в Карсаве возложили на другого священника.

В последние годы архимандрит Виктор находился на покое. Периодически он проходил лечение в больничных стационарах. 4 ноября в больнице города Резекне пастырь принял последнее Причастие Святых Христовых Таин. Он скончался утром 8 ноября 2016 года.

12 ноября 2016 года в храме Преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, в городе Карсаве было совершено отпевание новопреставленного архимандрита Виктора.

Священник Георгий Петровский, секретарь Даугавпилсско-Резекненской епархии Латвийской
Православной Церкви

 

 

23 апреля 2018 г. 16:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00