выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Святейший Патриарх Кирилл и игумен Андроник (Трубачев)
25 мая 2021 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Игумен Андроник (Трубачёв)

07.11.1952–05.04.2021

5 апреля 2021 года после продолжительной болезни на 69-м году жизни скончался доцент Московской духовной академии, насельник Свято-Троицкой ­Сергиевой лавры игумен Андроник (Трубачёв).


Игумен Андроник (в миру Александр Сергеевич Трубачёв) родился 7 ноября 1952 года в Москве. В его роду было несколько поколений священнослужителей: отец — диакон Сергий Трубачёв, церковный композитор, дед по отцу — священномученик протоиерей Зосима Трубачёв, дед по матери — известный богослов и философ священник Павел Флоренский.

По окончании средней школы в 1970 году поступил в Московский государственный историко-архивный институт. Его выпускная работа была посвящена деятельности Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918–1925). После выпуска в 1975 году непродолжительное время работал в Государственном архиве Московской области, после чего был призван в ряды Советской армии.

С декабря 1976 года Александр Трубачёв начал свое церковное служение в Издательском отделе Русской Православной Церкви в качестве литературного редактора «Журнала Московской Патриархии». Он трудился под руководством видного деятеля той эпохи архиепископа Питирима (Нечаева), который ему покровительствовал и помогал. По рекомендации архиепископа Питирима Александр в 1978 году поступает в Московскую духовную семинарию сразу на третий курс. В конце четвертого курса семинарии Александр, чувствуя свое призвание к священническому служению, подает прошение о рукоположении в сан диакона целибатом. Ходатайство было поддержано владыкой Питиримом, который в характеристике отметил, что Александр «проявил себя как способный и инициативный работник. Глубокая религиозность, интерес к духовной жизни и занятия богословием подготовили его к служению Церкви в духовном сане в целибате или монашестве». Но Патриарх Пимен не благословил рукоположение в целибатном состоянии.

Успешно окончив семинарию, Александр в 1980 году поступил в Мос­ковскую духовную академию и сразу же заявил о желании присоединиться к братству Троице-Сергиевой лавры, что было поддержано владыкой Питиримом, который в характеристике на имя наместника Лавры писал: «Александр имеет хороший опыт научной работы, особенно в области текстологии богослужебных книг. Любовь Александра к Троице-Сергиевой лавре известна давно. Являясь внуком священника Павла Флоренского, он воспитан в благочестивых традициях семьи». 19 марта 1981 года принял монашество с именем Андроник в честь преподобного Андроника Мос­ковского. 1 мая того же года монах Андроник был рукоположен во иеродиакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом), а 28 августа 1982 года — в иеромонаха. В 1984 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив работу на тему «Священник Павел Флоренский. Личность, жизнь и творчество» под руководством профессора Алексея Ильича Осипова.

Уже на последнем курсе Академии отец Андроник привлекался для преподавания нравственного богословия в семинарии. А после окончания Московской духовной академии был принят в штат профессорско-преподавательской корпорации. За многолетнюю деятельность в Московских духовных школах отец Андроник в разное время преподавал нравственное богословие, Священное Писание Нового Завета, пастырское богословие и патрологию. К лекторской и научной деятельности отец Андроник подходил ответственно и серьезно, о чем свидетельствуют многочисленные публикации. В 1989 году он был утвержден в ученом звании доцента Московской духовной академии.

С 1976 по 1990 год отец Андроник также трудился в Издательском отделе Русской Православной Церкви. Начинал отец Андроник как литературный редактор «Журнала Московской Пат­риархии», потом стал редактором Богословского отдела. Неоценимый вклад отец Андроник внес в издание богослужебных Миней, вышедших в 1980-е годы и повсеместно используемых во всех храмах Русской Церкви.

15 июля 1990 года отец Андроник был назначен наместником возрожденного Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В течение трех лет он заботился о восстановлении монашеской жизни: открывались скиты, был принят устав старого Валаамского монастыря, стали совершаться ежедневные богослужения. Усилиями отца Андроника появилось издательство Валаамского монастыря, преемником которого, в некоторой степени, стал церковно-научный центр «Православная энциклопедия». В 1993 году отец Андроник был освобожден от настоятельства в Валаамском монастыре и зачислен в корпорацию Московских духовных школ, вернувшись к преподаванию богословских дисциплин будущим священнослужителям. В своей академической деятельности отец Андроник сочетал научную глубину с живостью восприятия предмета и непосредственностью его изложения, делая сложные и возвышенные темы близкими и понятными воспитанникам семинарии и академии.

Его опыт и глубокие знания были востребованы в Синодальной богослужебной комиссии, образованной в 1989 году, где он занял должность секретаря. При его непосредственном участии создавались службы русским святым, например преподобным Андронику Московскому, Максиму Греку и Пимену Угрешскому. 

Игумен Андроник занимался агиологией, историей Русской Православной Церкви, русской патрологией, его многочисленные статьи публиковались в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах», «Православной энциклопедии» и других изданиях. Но главный научный интерес отца Андроника был связан с изучением наследия его деда — выдающегося мыслителя и ученого священника Павла Флоренского. Отец Андроник опубликовал все труды отца Павла Флоренского и исследовал самые разные стороны его жизни и творчества. В 1995 году стараниями отца Андроника был создан музей священника Павла Флоренского в Сергиевом Посаде, а в 1997 году — квартира-­музей в Москве. Последние годы отец Андроник тяжело болел, но продолжал работать над созданием уникальной шеститомной монографии об отце Павле Флоренском. В 2019 году труд отца Андроника «Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского» был удостоен престижной Макариевской премии.

Игумен Андроник был серьезным и глубоким церковным ученым, оставившим после себя богатое наследие, и пользовался заслуженным уважением коллег, сотрудников и студентов Московских духовных школ.

Чин отпевания игумена Андроника (Трубачёва) совершили наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский Фома и ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит в сослужении насельников Лавры и преподавателей Академии.

Вечная память почившему пас­тырю! 

Священник Иоанн Кечкин,

доцент Московской духовной академии

25 мая 2021 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00