выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков)
28 декабря 2020 г. 19:00
версия для печати версия для печати

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков)

25.05.1947 — 20.11.2020

20 ноября на 74-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, преставился ко Господу митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.


Приснопамятный архипастырь прожил долгую и насыщенную жизнь. Родился будущий архиерей 25 мая 1947 года в городе Дмитриеве (Курская область) в многодетной рабочей семье Андрея и Александры Ашурковых.

После службы в рядах Советской армии был помощником епископа Смоленского и Вяземского Гедеона (Докукина). В 1970 году он поступил во второй класс Московской духовной семинарии; по завершении учебы зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1976 году. В 1973 году его приняли послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. В том же году, 19 декабря, в день памяти святителя Николая Мирликийского, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана Никейского, исповедника.

После окончания аспирантуры МДА (кандидатская работа — «Догматическое учение Василия Великого») отец Феофан с 1977 по 2000 год нес различные послушания в странах Ближнего Востока, а также в Центральной и Южной Америке. В 1977 году определением Священного Синода был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме.

В 1985 году был возведен в сан архимандрита.

В 1987−1989 годах трудился в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС). В 1989−1993 годах был Экзархом Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. В 1993–1999 годах — заместитель председателя ОВЦС МП. С 28 декабря 1999 года до 8 октября 2000 года архимандрит Феофан представлял Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.

Решением Священного Синода от 7 октября 2000 года назначен на Магаданскую и Синегорскую кафедру. Хиротонисан 26 ноября за Литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

За время служения на Колыме епископ Феофан открыл многие приходы, его усилиями в Магадане построен Свято-Троицкий кафедральный собор.

В 2003 году епископ Феофан назначен на Ставропольскую и Владикавказскую кафедру, где стал подлинным духовным лидером региона, «православным муфтием всего Кавказа», как называли его местные мусульмане.

1 сентября 2004 года произошла трагедия в Северной Осетии, когда боевики захватили в заложники детей в средней школе № 1 города Беслана. Епископ Феофан прибыл в Беслан через несколько часов после того, как стало известно о произошедшем. Он принимал участие в переговорах, а после штурма помогал спасать заложников. С его помощью создан Центр реабилитации для пострадавших детей на базе Аланского Богоявленского женского монастыря возле северо-осетинского города Алагир.

С именем архипастыря связаны закладка и строительство кафедральных соборов — Казанского в Ставрополе, Марие-Магдалининского в Нальчике и Спасского в Пятигорске; строительство свыше сотни храмов на территории обширной Ставропольско-Владикавказской епархии; организация гуманитарной помощи пострадавшим в результате военных действий на территории Республики Южная Осетия в августе 2008 года; строительство Георгиевского женского монастыря на Кавказских Минеральных Водах, Аланского Богоявленского женского монастыря (г. Алагир, Северная Осетия); восстановление Аланского Успенского мужского монастыря (селение Хидикус, Северная Осетия) и Иоанно-Мариинского женского монастыря в Ставрополе.

25 февраля 2008 года владыка Феофан был возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 6 октября 2010 года он назначен ректором Владикавказского духовного училища.

В 2011 году владыка Феофан назначается на Челябинскую кафедру, где восстанавливает кафедральный собор Рождества Христова — главный храм Южного Урала, а также возглавляет закладку первого православного храма в ядерном центре России городе Снежинске — церкви в честь иконы Божией Матери «Державная».

Решением Синода от 30 мая 2014 года митрополит Феофан назначен главой Симбирской митрополии; здесь при его участии было завершено строительство Вознесенского кафедрального собора, возрожден Спасский женский монастырь в Ульяновске.

13 июля 2015 года владыка Феофан был переведен в Татарстан, где и прослужил вплоть до своей кончины. Трудами Его Высокопреосвященства в столице Татарстана воссоздан собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Закладку камня в основание собора 21 июля 2016 года совершил Святейший Патриарх Кирилл.

Особое внимание владыка Феофан уделял возрождению Казанской духовной академии. К сожалению, этот проект не удалось завершить при жизни архипастыря.

В регионе динамично развивался диалог с представителями иных религий, в первую очередь с мусульманами. Митрополит Феофан возглавлял православную часть Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — ислам».

Во всех епархиях, где трудился почивший митрополит Феофан, возрождались и основывались монашеские обители, закладывалась база духовного просвещения молодежи, велась активная и масштабная работа по развитию церковно-государственных отношений. Владыка неустанно трудился для поддержания межнацио-нального согласия.

Многогранная общественная деятельность архипастыря отмечена высокими церковными и государственными наградами. Среди них орден Преподобного Сергия Радонежского III степени; орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени; орден Святителя Иннокентия Московского II степени; орден Преподобного Серафима Саровского II степени; награды Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей; орден Дружбы; орден «За заслуги перед Отечеством». Посмертной наградой митрополита Феофана стал орден Святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, III степени. Владыка был почетным гражданином городов Ставрополь, Владикавказ и Черкесск.

20 ноября 2020 года от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан преставился ко Господу. 23 ноября в Благовещенском соборе Казанского кремля состоялись Литургия и чин отпевания новопреставленного митрополита Феофана. По благословению Его Святейшества заупокойные богослужения возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Митрополит Феофан  погребен в столице Татарстана за алтарем возрожденного усилиями Его Высокопреосвященства Казанского собора.

Протоиерей Владимир Самойленко,

секретарь Казанской епархии


Последнее интервью владыки Феофана "Журналу Московской Патриархии"


28 декабря 2020 г. 19:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00