![]()
ЖМП № 10 октябрь 2016 /
31 января 2018 г. 15:19
Схиигумения Макария (Травина)Схиигумения Макария (Травина) 25.02.1921–21.06.2016 21 июня мирно почила о Господе старейшая настоятельница женского монастыря в Русской Православной Церкви игумения Макариево-Писемского монастыря Костромской епархии схиигумения Макария (Травина). Схиигумения Макария (в миру Травина Валентина Ивановна) родилась 25 февраля 1921 года в деревне Лобановке Буйского района Костромской области. Детство и юность Валентины Травиной прошли на Костромской земле, вблизи Макариево-Писемского монастыря. Сюда вместе со своими тетушками девочка пешком ходила молиться с ранних лет. Ездили они «поговеть» и в другие дальние и ближние монастыри и в святые места. Еще в школьные годы, придя с тетушками-монахинями к своему духовному отцу архиепископу Варлааму (Ряшенцеву), тогда еще Валентина Травина, услышала от него удивительные слова: «Нас тогда только будут оценивать на небе, когда мы что-нибудь потерпим с тобою со смирением и безропотно. Без страдания и без креста никто не войдет в рай». На долю будущей игумении выпали нелегкие испытания, во многом связанные с происходившими в то время гонениями на Церковь. Но тем не менее матушка вспоминала свою трудную и рабочую молодость как время, когда любые невзгоды были ей по силам и ничто не смогло ожесточить ее сердце. У нее была большая, искренне верующая семья с большим хозяйством и с семерыми детьми, где Валентина была старшей дочерью. Когда же внезапно умерла мама, все младшие дети (самому младшему из которых было полтора года) оказались на попечении Валентины. Вскоре семью раскулачили, отобрали всё хозяйство и увели скот. Окончив семь классов, Валентина пришла к сумароковской монахине Михаиле, которую считали прозорливой старицей. Девочка просила благословения учиться дальше, но получила ответ: «Не учиться; ты будешь хорошая учительница». Возвращаясь от нее, Валентина недоумевала: «Как же это я буду хорошей учительницей, если не буду учиться?» Однако вышло именно так. С 15 лет Валентина стала заведующей молочно-товарной фермой: смышленую и ответственную девушку на эту должность избрали сельчане, сказав: «Валюша, мы тебе поможем!» Но, главное, ей, не утратившей веру, пришлось своим личным примером учить вере в Господа других людей. Свое церковное служение матушка начала в селе Дор Буйского района Костромской области. С шести лет она читала в храме Трисвятое и Апостол, для чего девочку ставили на стул. C 1940 года Валентина трудилась псаломщицей в разных храмах Костромской земли, в селе Княжеве, в Нерехте и в подмосковной Кашире, где она приняла монашеский постриг по благословению схиигумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Тем самым молодая монахиня, нареченная Ангелиной, исполнила волю своей матери Александры, которая всю свою жизнь сама думала о монашестве — если не для себя, то хотя бы для кого-нибудь из своих детей. В 1991 году дочь матушки монахиня Иннокентия из Пюхтицкого монастыря получает благословение на игуменское служение в Костроме. Вместе с матерью ей предстояло, казалось, невозможное — полное возрождение Богоявленско-Анастасииного Костромского женского монастыря. О необычайном благолепии храмов этой некогда славной обители говорил сам Иоанн Кронштадтский. Новоприбывшим монахиням было трудно. В воссозданной обители она занимала должность благочинной, а в созданном Успенском подворье в селе Домнине Сусанинского района — должность старшей сестры. В 1994 году монахиня едет в родные буйские боры — в Макариево-Писемский монастырь, куда еще в детстве приходила молиться. И опять перед ней встала непростая задача — воссоздать по воле священноначалия обитель. При этом не просто управлять монастырем, но попытаться вернуть ему утраченное значение одного из духовных центров края. Главный храм обители — Спасо-Преображенская церковь — один из немногих на Костромской земле, который действовал даже в военные годы. Многие приходили к мощам преподобного Макария помолиться о судьбе родных-фронтовиков. Однако и эту церковь не миновала общая печальная участь. В 1951 году с формулировкой «изолировать подход к могиле преподобного Макария и в деревянный храм» церковь закрыли. Долгие годы храм пустовал, ветшал. Даже когда двадцать лет спустя Преображенский приход обрел своего постоянного настоятеля — подвижника, проведшего более десяти лет в ссылках, героя Великой Отечественной войны архимандрита Михаила (Беляева), всё равно говорили, что храм вот-вот закроется. Деревни вокруг обезлюдели, и всё же в середине 1990-х годов свершилось невероятное. По благословению митрополита Александра на Макариевом погосте открылся женский монастырь. Игумения Ангелина часто повторяла, что только по молитвам ко Господу, Божией Матери и преподобному Макарию и с их помощью последние двадцать лет возрождался Макариево-Писемский монастырь. Духовные силы и большой хозяйственный опыт помогали матушке Ангелине справляться с непосильными подчас хозяйственными и строительными работами в удаленном от города месте, называвшемся ранее Макариевой пустынью. Одновременно с восстановлением Макариево-Писемского монастыря матушка Ангелина по-прежнему продолжала нести послушание и на монастырском подворье Богоявленско-Анастасииного монастыря в селе Домнине. Однажды, когда матушку спросили: «Матушка, а где ваш дом?» — она, улыбаясь, ответила: «Один в “газике”, другой — в “уазике”!» На подворье матушке Ангелине самой приходилось иногда доить коров, следить за стройкой, ухаживать за курами. И хотя мать-настоятельница, как и сестры обители, любила уединение и молитвенный покой, но каждого паломника она встречала с открытой душой. «Нам хочется, чтобы у тех, кто здесь побывал, появилось чувство радости! Радость от того, что они ощутили здесь благодать Божию!» И это особое чувство возникало во время тихой молитвы в монастырском храме при посещении этой дивной пустынной обители среди лесов. Мир Божий приходил в сердца людей при обычной беседе с матушкой с глазу на глаз и даже по телефону. В свои девяносто пять матушка отвечала на все звонки, днем и ночью летевшие к ней просьбы и вопросы со всех концов земли. Бывало, звонил человек из-за границы, через несколько часовых поясов, у него — день, а у матушки уже — ночь. Она и выслушает, и ободрит, и утешит. А потом помолится и поплачет за всех и скажет: «Всех жалко». В Синодике схиигумении Макарии более трех тысяч имен. Удивительно, как она всех помнила по имени и отчеству и фамилии. Память у нее была такая, что матушка подсказывала сестрам, где и на какой полке, например, лежат гвозди. Матушка Макария имела особый дар слова и дар искренней любви к людям, чему имеется много свидетельств от самых разных паломников. Когда-то за 25 лет до принятия ею монашества архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предсказал матушке игуменский подвиг, повелев изготовить игуменский жезл. В 2011 году владыка архиепископ Алексий (Фролов) постриг матушку в великую схиму с именем Макарии, напомнив ей пророчество архимандрита Иоанна. Труды схиигумении Макарии неоднократно отмечались священноначалием и общественностью. В связи с 95-летием со дня рождения 25 февраля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил схиигумению Макарию орденом преподобного Серафима Саровского (II степени). При жизни матушка часто получала благодарности от Святейших Патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II. Напутствованная Святыми Таинами и пособорованная, матушка мирно предала свою душу Господу, к Которому стремилась всю свою жизнь.
31 января 2018 г. 15:19
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Крест на плацу Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
|