выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Некрологи
Протоиерей Владимир Креслянский
ЖМП № 10 октябрь 2014 /  7 ноября 2014 г. 13:20
версия для печати версия для печати

Священники, погибшие во время боевых действий на Украине

Среди нескольких тысяч человек, погибших в вооруженном конфликте на Украине, есть и трое священников Украинской Православной Церкви: протоиереи Владимир Креслянский и Павел Жученко, иерей Георгий Никишов.

Протоиерей Владимир Креслянский (+31.07.2014)

Клирик Свято-Вознесенского храма Луганска протоиерей Владимир Креслянский был смертельно ранен осколком бомбы на улице после вечернего богослужения, в канун праздника преподобного Серафима Саровского. По словам очевидцев, перед своей смертью отец Владимир, видя, что у соседей разбомбили дом, утешил их, дал им ленточки с молитвой «Живый в помощи», крестики и сказал, чтобы они молились, не отчаивались, и что Господь их не оставит. Будучи смертельно раненным, он упал на колени для последней молитвы. Похоронили отца Владимира на территории Свято-Вознесенского храма.

Владимир Креслянский родился 12 июня 1963 года. Окончив школу, поступил в машиностроительный техникум, а потом устроился на трубный завод. В середине 1990-х, когда он потерял работу на заводе, по благословению духовника Владимир стал помогать деревенскому священнику, строившему монастырь. «Но когда батюшка заговорил с ним по поводу служения, Владимир наотрез отказался, считая себя недостойным», — вспоминает матушка.
Владимир устроился поваром и разнорабочим в храм Димитрия Солунского в Луганске. Настоятель увидел в нем будущего священнослужителя и потихоньку стал его готовить к духовному поприщу. В 2000 году его рукоположили в сан диакона, а вскоре — во иерея. Духовное образование отец Владимир получил в Харьковской духовной семинарии. Последние несколько лет он служил в Свято-Вознесенском храме на окраине Луганска, в поселке Б.Вергунка.
В начале мая отец Владимир отправил семью в Россию. «Он отворачивался со слезами на глазах, как будто чувствовал, что видимся в последний раз», — вспоминает матушка Светлана.

«Протоиерей Владимир Креслянский всегда отличался очень спокойным, уравновешенным характером, — рассказывает митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. — Он умел располагать к себе верующих, его любили и относились к нему с большим уважением. У него большая семья, одна из дочерей — насельница Свято-Николаевского женского монастыря в Ровенской епархии. Одно то, что он, перевезя семью в Россию, вернулся назад, я думаю, характеризует его как достойного священника: он не захотел расстаться со своей паствой в это трудное время, всё время духовно ее поддерживал. Отец Владимир ревностно исполнял свои пастырские обязанности и был одним из лучших священников епархии, примером для многих».

Священник Владимир Креслянский запомнился прихожанам своей добротой, смирением и открытостью. «В нем не было величавости, строгости. Он любил людей, и все к нему относились с теплотой, — вспоминает прихожанка Свято-Вознесенского храма Ольга Лямзенко. — Помню такой случай с прихожанами нашего храма. Муж с женой сильно поссорились, пришли в храм, а навстречу к ним выходит батюшка Владимир с большими свечами и говорит: “Сегодня помолимся об умножении любви”. Наверное, почувствовал, что нужно было этой семейной паре». Другие прихожане говорят о таких качествах отца Владимира, как доброта, общительность, жизнерадостность, отзывчивость и самоотверженность. «Однажды после службы батюшка подошел ко мне и протянул деньги на дорогу домой. Возьми, говорит, они тебе нужнее, — вспоминает Андрей Т., также прихожанин Свято-Вознесенского храма. — Я в это время очень нуждался, возвращаться домой мне было не на что. Он часто напоминал, что нельзя привязываться к вещам: “То, что тебе дорого, лучше отдай другому”».

Однажды, когда отец Владимир заболел и его супруге пришлось вызвать врача, к ним домой пришли люди с просьбой причастить тяжелобольного. Превозмогая сильную боль в спине, отец Владимир собрался и уехал, не дождавшись доктора. «А где же больной?» — спросила меня врач, — вспоминает матушка Светлана. — «Больной сам уехал лечить», — ответила я, объяснив, что мой муж — священник».
Двери их дома были открыты для всех. И каждый знал, что отец Владимир всегда внимательно выслушает приходящего. В серьезных случаях — операция или беда — предлагал сов-местно попросить помощи у Бога. «Стоило прийти ему вечером домой, начинались телефонные звонки. Нередко звонили и ночью: батюшка, помолитесь, мужа в больницу или дочку в роддом увезли. Он всегда встанет, зажжет лампаду и молится», — продолжает матушка Светлана.

Прихожане вспоминают, что отец Владимир постоянно повторял: «Что бы ни случилось — благодарите Господа, молитесь Ему, и всё у вас будет», «надо меньше гордиться, не то будут скорби». «Незадолго до своей смерти он спас семью своих прихожан. Постучал к ним в окошко и сказал: “Срочно собирайтесь и уходите, через час в ваш дом попадет снаряд”. Они его послушались, и ровно через час именно в их дом попал снаряд, но люди уже ушли», — добавляет Ольга Лямзенко.
По словам его близких, он всегда отстранялся от разговоров о войне, считая, что это дело политиков, а его забота — помогать всем, кто в этом нуждается.

Иерей Георгий Никишов (+ 28.07.2014)

Клирик Петро-Павловского храма города Первомайска иерей Георгий Никишов погиб днем 28 июля на улице во время внезапно начавшегося обстрела города. В 30 м от него разор-валась мина. Помощь подоспела слишком поздно. Священник нашел упокоение на кладбище в городе Стаханове — похоронить в Первомайске было невозможно из-за непрекращающихся обстрелов.

Георгий Никишов родился 1 января 1964 года. После окончания средней школы он учился в техникуме, а затем работал помощником машиниста тепловоза. К вере он пришел уже в зрелом возрасте в Москве, куда уехал на заработки. Вернувшись в Луганск, он помогал в храме Ксении Петербуржской, окончил духовное училище и был рукоположен в 2005 году. Последнее место его служения было в Первомайске в храме Петра и Павла.
Это был очень отзывчивый, щедрый и трудолюбивый человек. По словам хорошо знавших его людей, он нередко подбирал на улице бездомных, приводил к себе домой, кормил и старался помочь им вернуться к нормальной жизни. «С ночи я всегда готовила, потому что знала, что утром у нас опять будет полный дом бездомных, — говорит вдова отца Георгия матушка Ольга. — У нас был большой огород на даче, мы выращивали много овощей, было несколько сортов винограда. Сами работали, средства всегда находились, и Господь нас не оставлял». Она вспоминает, как однажды пришла после работы домой и не увидела купленных на днях для батюшки дорогих ботинок: «Еще утром ботинки стояли, а к вечеру он уже босой ходит — отдал кому-то. Сам носил что придется. Говорил, Бог дает, Бог забирает, Бог одевает». Он был открытым, доступным для общения, и люди всегда шли к нему со своими бедами.
Все последние месяцы жители Первомайска восхищались бесстрашием отца Георгия. Несмотря на постоянную опасность погибнуть под обстрелом, он развозил людям, скрывающимся в бомбоубежищах и подвалах своих домов, воду и продукты. Выходить на улицу было очень опасно, тем более с маленькими детьми. Многие из них уверены, что выжили благодаря помощи священника. «У него был маленький “жигуленок”, на котором он всё это и возил, — вспоминает Наталья Мисяйло, жительница Первомайска. — Вечером в субботу, 26 июля, он служил всенощную, а в воскресенье причастился на Литургии. Вышел после службы и говорит: “Какой-то непонятный страх я испытываю в душе, не могу понять почему”. А на следующий день его не стало».

Протоиерее Павел Жученко (06.05.1970–09.05.2014)

Обстоятельства смерти заштатного клирика Горловской епархии протоиерея Павла Жученко практически неизвестны. Он погиб в ночь с 8 на 9 мая, когда ехал на машине мимо блокпоста в Кондратьевке близ Славянска (Донецкая область).

7 ноября 2014 г. 13:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00