![]()
Обнять и вместе помолиться Идущие в бой офицеры и солдаты должны быть готовы встретить смерть лицом к лицу. Но любой вооруженный конфликт бьет и по мирному населению. Еще за несколько дней до начала активных боевых действий, с учетом активизировавшихся вооруженных столкновений, на территории Донбасса началась организованная эвакуация мирных жителей, поэтому близлежащие епархии на территории России смогли подготовиться к приему беженцев. Сейчас, когда людской поток многократно возрос, на церковные социальные структуры этих регионов ложится значительная дополнительная нагрузка. Как они справляются с работой в близких к чрезвычайным условиях, своими глазами увидел обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
6 мая 2022 г. 17:00
Грани возможностей Сегодня социальная и молодежная работа в епархии стала нормой. Однако везде есть своя специфика, свои подходы, свой опыт и направления деятельности. И конечно, в этом плане мегаполис не сравнить с малыми городами на территории отдельно взятой епархии. Разные ресурсы, разный личностный фактор, разные возможности. Но и в глубинке живут люди, для которых естественны милосердие, забота о ближнем и внимание к подрастающему поколению. И Выксунская епархия — одна из таких. PDF-версия.
11 марта 2022 г. 12:00
Под покровом Варнавы Гефсиманского Выксунская епархия Нижегородской митрополии связана с именами преподобных Серафима Саровского, Серафима Вырицкого, Антония Ардатовского, Варнавы Гефсиманского. В интервью «Журналу Московской Патриархии» епископ Выксунский и Павловский Варнава рассказывает, как помог ему в создании епархии игуменский опыт Флорищевой пустыни, зачем консервировать руинированные храмы и какие тенденции в современном пастырском служении особенно тревожны. PDF-версия.
9 марта 2022 г. 16:00
Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон: «Служим, живем и трудимся на благословенной земле» В Русской Церкви Владимирская епархия — одна из самых старинных, архиерейская кафедра была учреждена здесь свыше восьми столетий назад. В интервью «Журналу Московской Патриархии» митрополит Владимирский и Суздальский Тихон вспоминает, как задолго до своего назначения сюда перевозил из Петушков в российскую столицу архив святителя Ковровского Афанасия, рассказывает о собственном опыте миссионерства и делится мыслями, почему логика поступков святых далеко не всегда ясна и понятна их современникам. PDF-версия.
2 февраля 2022 г. 16:00
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил: «Доверие клириков правящий архиерей заслуживает реальными делами» В прошлом номере мы рассказали, как юбилейный год Александра Невского прошел в Курганской епархии, побывали на кормлении бездомных в Сквере милосердия в центре областной столицы и совершили паломничество в Казанский Чимеевский мужской монастырь. Сегодня на вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает глава Курганской митрополии — митрополит Курганский и Белозерский Даниил. PDF-версия.
12 января 2022 г. 13:00
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: «Поездки по сельским приходам — самая большая радость для меня как правящего архиерея» В уходящем году Тверской епархии исполнилось 750 лет. Праздничная Литургия по поводу столь значительного юбилея состоялась в Спасо-Преображенском соборе Твери. Этот храм, основанный первым Тверским епископом святителем Симеоном, несколько веков был кафедральным собором епархии, а в 1935 году большевики его взорвали. Нынешний правящий архиерей Тверской епархии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий рассказал «Журналу Московской Патриархии», как уже в процессе воссоздания собор наполняется жизнью, зачем архипастырь недавно пригласил директоров школ на совещание в один из монастырей, часто ли он видит страх в глазах подчиненных и каким образом удалось прекратить поток жалоб в епархиальное управление от мирян. PDF-версия.
16 декабря 2021 г. 16:30
Курган добра, тепла и счастья В Курганской области минувшим летом уродился отменный кишмиш. Привычная для Средней Азии разновидность винограда за Уралом по климатическим нормам вызревать вроде бы не должна. Садоводы ее здесь сажают в качестве декоративной культуры, да и плоды она обычно дает малюсенькие — примерно как дикий виноград. Этим же летом 42-градусная жара стояла в регионе несколько недель, и урожай курганский кишмиш (как, впрочем, и другие сорта) выдал знатный. Для Курганской епархии 2021 год тоже стал урожайным на добрые дела, знаковые свершения и долгожданные достижения. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» убедился в этом своими глазами. PDF-версия.
8 декабря 2021 г. 15:00
Русский мир в центре Парижа Больше полутора веков назад в центре Парижа на улице Дарю был возведен православный храм святого Александра Невского. Освященный во имя небесного покровителя российских императоров Александра I и Александра II, с самого начала своего существования он находился в центре важных исторических событий, связанных с Россией. В ХХ веке храм получил статус кафедрального собора, став настоящим религиозным и духовным центром русской эмиграции. Сегодня, спустя десятилетия, собор не затерялся среди блистательных парижских достопримечательностей, оставаясь одной из визитных карточек французской столицы. Он по-прежнему духовный центр для русских парижан. PDF-версия.
3 ноября 2021 г. 12:00
Белый храм на Красной улице собор Александра Невского в КраснодареЕсли вы захотите совершить экскурсию по Краснодару, то, скорее всего, вам посоветуют начать ее с войскового собора святого благоверного князя Александра Невского, от которого тянется главная улица столицы Кубани — Красная. Вернувшийся из небытия в 2006 году, этот храм сразу стал визитной карточкой города и занял свое место во всех туристических маршрутах наравне с кафедральным Екатерининским. Какие социально значимые проекты осуществляют его прихожане, как собор стал своим для казаков Кубанского казачьего войска и почему здесь так почитают Казанскую икону Божией Матери, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
11 октября 2021 г. 16:00
Крещение в Тихом океане В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00
|
![]()
ЖМП № 8 август 2015 /
8 июля 2015 г. 11:10
Красная церковь и дядя ЖеняПЕТЕРБУРЖЕЦ ЕВГЕНИЙ ЗАЗОВИТ В ОДИНОЧКУ ВОССТАНАВЛИВАЕТ УСПЕНСКИЙ ХРАМ В ЗАБРОШЕННОМ СЕЛЕ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Среди сотен храмов, освященных в честь Успения Пресвятой Богородицы, есть и этот – в заброшенном селе Лукинское в полусотне километров от Санкт-Петербурга. Бывший некогда духовным средостением богатой дворянской усадьбы Арцебашевых, он теперь с немым укором глядит на водителей, спешащих по автотрассе к станции Жихарево. Даром что в народе ближайшая автобусная остановка до сих пор известна как «Красная церковь», храм давно уже далек от полагающегося ему благолепия. Главки проломлены и перекошены, кровля в выросших за долгие десятилетия запустения кустарниках, в кирпичной кладке зияют выбоины. Но жизнь теплится и здесь. Последнюю четверть века за храмом присматривает петербуржец Евгений Зазовит. Необычное занятие, когда-то начинавшееся как хобби, со временем стало церковным послушанием, а теперь превратилось в главный смысл жизни Евгения Анатольевича. В Интернете этот человек многим известен как «дядя Женя». Корреспондент «Церковного Вестника», побывав гостях у хранителя Успенского храма, записал его неспешный и не очень длинный монолог, который разнообразили несколько удивительных историй – современных притчей. Они ярче некуда показывают: Господь рядом, только не надо стесняться показывать Ему свою веру. «Всю свою полувековую жизнь я провел в родном городе. Был обычным рабочим – в основном слесарил. Когда в 1980-х годах женился, с супругой стали жить в семи километрах отсюда – в деревне Падрила. Предыстория моего знакомства с Успенским храмом такая. Гуляя рядом с Падрило, однажды случайно наткнулся на немецкое воинское кладбище. Изучил литературу о Великой Отечественной войне и выяснил: здесь располагались передовые немецкие позиции, с которых враг намеревался перерезать «Дорогу жизни» по Ладоге и восстановить непрерывную замкнутую блокаду Ленинграда. Кладбище выглядело совершенно забытым, и я принялся потихоньку выкапывать останки солдат и передавать их представителям немецкой общественной организации, чтобы захоронили как положено. Что удивило – у некоторых трупов руки были по-христиански скрещены, и в ладонях лежали свечки. И вот у одного солдата я увидел на запястье серебряные часы. Почти новые, только чуть в земле ржавчиной тронутые. Решил я их почистить, а потом поносить. За ночь в бензине они полностью «скисли», а на душе стало неимоверно тяжело. Несколько дней места себе не находил, пока не зашел в храм свечку поставить. Стало мне интересно, а где же располагались ближайшие позиции наших, советских войск. Один знакомый в 1988 году рассказал, как на мопеде проехать в Лукинское. Что интересно: храм как на ладони, а добраться до него никак не могу – то в поля уносит, то в лесную чащу. Наконец, едва таща на себе мопед, через чащобу и двухметровые заросли крапивы продрался на старое кладбище и посреди него встал, завороженный. Было немного жутковато: храм, полностью заброшенный, словно приглашал войти под таинственный полумрак его сени. Иконостаса не было, внутри угадывались следы многочисленных дождевых потеков. Я встал перед алтарем, и... не могу объяснить, что со мной стало. Только на улицу я вышел уже другим человеком и понял: без села Лукинского больше не проживу». Притча первая, о транспорте Пока Евгений не переселился в Лукинское, семикилометровый путь приходилось преодолевать пешком. Однажды, когда сил уже, казалось, не оставалось, Евгений встал посреди дороги и взмолился святителю Николаю, чтобы какая-нибудь машина проехала. Тут же показалась легковушка, водитель которой, впрочем, предупредил, что ему не совсем по дороге. Условились, что тот высадит пассажира на полпути. «Ладно, давай до поворота», - услыхав историю Евгения, смилостивился человек за рулем. А доехав до поворота, уже решил подбросить и до стен храма. «Как звать-то тебя?» - не зная, чем отблагодарить «извозчика», на прощание спросил Евгений. «Николай!» «Заняться воссозданием Успенского храма меня благословил мой духовный отец протоиерей Иоанн Миронов, настоятель домового храма завода АТИ в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на Цветочной улице. Несколько лет бывать здесь получалось только урывками. А после второго неудачного брака, на рубеже 1990- 2000-х годов, я пришел сюда и увидел: цементный пол в алтаре взорван «черными копателями». Сел на пол, заплакал и... с благословения отца Иоанна решил остаться. В перспективе тут, конечно, лучше бы открыть монастырское подворье. Ведь храм большой и просторный, требует ухода и пригляда. Конечно, по меркам научной реставрации работы – начать и кончить. На одну колокольню, к примеру, надо порядка полутора миллионов рублей. Но, во-первых, я никуда особо не тороплюсь. Во-вторых, у меня есть благословение. В-третьих, Господь потихоньку посылает помощников. У одних родственники на здешнем сельском погосте погребены – какую-никакую копеечку пожертвуют. Другие просто рядом проезжают. Интересно им, что за отшельник у церкви поселился – заедут, мой рассказ послушают, мешок-другой цемента подбросят. Третьи узнают о Лукинском в Интернете – перечисляют деньги на счет храма. Слава тебе, Господи, мир не без добрых людей! Беда вот только с электричеством. Без него трудно выйти в Интернет, да и мобильный телефон включаю только по необходимости». Притча вторая, о стройматериалах Понадобился как-то Евгению срочно песок, а взять ни в Лукинском, ни в соседних селениях негде. Вскоре через соседнюю маленькую лесопилку проезжали на большой черной машине большие люди и умудрились застрять. Как раз тогда на пилораме трудились рабочие. Зазовит вместе с ними помог выбраться водителю и пассажирам «из плена». Из салона вышел двухметровый здоровяк: «Проси, чего хочешь! Песка? Будет тебе песок!» Через четыре дня приехали два КамАЗа с песком и сгрузили его у храма. «Вот тут, от алтаря, между прочим, шел окоп наших позиций, которые готовились отбивать вражеские атаки с направления Тихвин – Назия. Милостию Божией алтарная стена не была пробита – иначе от нее ничего бы не осталось. Рядом стоял блиндаж. Здесь же, за алтарем, похоронены два последних священника Успенского храма – отец Василий Семенов и отец Константин. Мне об этом старожилка рассказала – Нина Андреевна Иванова, которая в войну тут три года в госпитале медсестрой наших солдат спасала, а ее муж в это время на Волховском фронте служил в разведке у танкистов. Одну могилу найти удалось, вторую пока нет. Жаль гибнущих деревень. По рассказам старожилов, здесь в прежние времена трудно было проехать – куры, гуси, утки под колеса так и норовили броситься. А сейчас на десятки верст в округе – ни единого обитаемого дома, а ведь это Ленинградская область! В самом Лукинском одна баба Кира осталась – и та не коренная жительница. Храм стоит слишком далеко от больших населенных пунктов, поэтому постоянное богослужение наладить здесь не удается. Но Успенский храм в Лукинском пообещал взять под свою опеку епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав. Я верю: с мертвой точки вопрос обязательно сдвинется! Многие удивляются такой отшельнической жизни и не верят, что в одиночку можно храм воссоздать. Некоторые всерьез предлагали сломать и заново построить – мол, дешевле обойдется. Часто спрашивают, кто спонсор. Я их подвожу к аналою и показываю на икону Божией Матери «Умиление». Одни крутят пальцем у виска, другие ухмыляются. Я не обижаюсь. Глаза страшатся, а руки делают. Иконостас вот самому пришлось изготовить – помаленьку-потихоньку, а неплохо же получилось? Я и сам поначалу не верил, что такое возможно. Но с некоторых пор заметил: если искренне, от всего сердца, о чем-то помолиться, Господь все обязательно устроит!» Притча третья, об иконах С другом Зазовит отправился в Новую Ладогу и зашел помолиться в храм. Взор его упал на икону Николая Угодника, и она ему очень понравилась. «Святителю отче Николае, вот тебя бы к нам в храм!» - вдруг сам не зная почему, мысленно произнес Евгений и вернулся к другу, который уже поджидал его в машине. Назавтра у дверей Успенского храма в Лукинском Зазовит обнаружил два больших холщовых мешка. Открыл один и обомлел: с иконы на него смотрел лик святителя Николая. Через заросли уже пробирались двое дарителей. «А мы это... в деревню заходили, - скороговоркой произнес первый. – Я вообще-то художник, только иконы мне ни к чему. В Бога не очень верую, а у тебя им самое место». Прежде чем Зазовит успел что-либо возразить, странные визитеры растворились в осеннем петербургском тумане. Многие иконы из той подаренной коллекции, конечно, пришлось серьезно реставрировать. Так, на образ Божией Матери «Взыскание погибших» ушло пять лет. Зато теперь он, в новеньком резном киоте, занял почетное место в алтаре. *** «Ну, пора нам закругляться, - прервал свой рассказ Евгений. - Я смотрю, вы слишком уж для нашей приморской погоды легко одеты, хоть и июнь на дворе. Видите, какой ветер с Ладоги поднялся? А вот зонтик вам ни к чему. Если туча с того направления идет, обязательно мимо пронесет». Мы распрощались с хранителем у автобусной остановки. Разыгравшийся не на шутку ветер сорвал с моей головы кепку, и на прощание я невольно поклонился Успенскому храму. Запрыгнув в скоро пришедшую маршрутку, бросил прощальный взгляд на церковь. Зазовит оказался прав: черная грозовая туча по косой уходила мимо, к западному горизонту. Кировский р-н Историческая справка. Впервые храм в Лукинском упоминается в 1737 г. В 1882 г. помещица М.Т. Арцебашева, владевшая окрестными землями, в течение пяти лет вместо обветшавшей старой церкви возводит новую по проекту губернского епархиального архитектора Григория Карпова (†1900). Здание было построено на прочном фундаменте, убранство дополняли затейливые травные орнаменты, деревянные своды украшала роспись с восемью изображениями святых. Фасады были декорированы изготовленными из фигурного кирпича кокошниками, колонками и оконными наличниками. Со всех сторон храм был обнесен оградой из путиловского камня с чугунной решеткой (не сохранилась). Связаться с Евгением Зазовитом можно по электронной почте xram@sobor-spb.ru
8 июля 2015 г. 11:10
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
Марина Викторовна Творогова Дизайнер-верстальщик «Журнала Московской Патриархии». 11.12.1949–31.03.2022
9 мая 2022 г. 13:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
|