![]()
Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии: «Видеть образ Божий в каждом» В 2021 году на территории подмосковной части Московской епархии были созданы пять новых епархий, объединенных в Московскую митрополию. С какой целью был предпринят этот шаг и как изменилась церковная жизнь Подмосковья? Каким образом митрополия координирует осуществление общих епархиальных проектов. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии. PDF-версия.
13 июня 2023 г. 19:00
Протоиерей Тимофей Фетисов: «Случайных людей у нас быть не должно...» Ректор Донской духовной семинарии — о том, как удалось войти в десятку лучших духовных школ по успеваемости студентов, чем хорош принцип сетевого обучения будущих регентов и иконописцев и на кого из священнослужителей ориентирована специализация «государственно-конфессиональные отношения». PDF-версия.
26 апреля 2023 г. 18:00
Донская икона Божией Матери В Ростовской-на-Дону епархии завершается подготовка к прославлению для местного почитания точного списка Донской иконы Божией Матери, созданного восемь лет назад по патриаршему благословению под патронатом Государственной Третьяковской галереи и Министерства культуры РФ. В результате кропотливой научной и творческой работы иконописцам удалось создать не только высокохудожественную точную копию, но и образ удивительной красоты. PDF-версия.
24 апреля 2023 г. 15:00
Священник Евгений Осяк: «Работа с беженцами и вынужденными переселенцами приобрела устойчивый и стабильный характер» Руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии и председатель правления Православной службы помощи «Милосердие-на-Дону» — о том, почему начал служение с опеки бездомных мужчин, можно ли удаленно катехизировать подопечных церковных приютов и что из опыта, приобретенного за десять лет помощи беженцам, для него самое важное. PDF-версия.
21 апреля 2023 г. 13:30
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Время, которое учит быть вместе» «В любых условиях Церковь остается Церковью. Она исполняет свою миссию, которая на нее возложена Господом: свидетельство Евангелия и спасение человеческой души. Условия могут быть мирные или далеко не мирные, они могут меняться. Но слово евангельское и служение Церкви настолько универсальны, что доносят христианские смыслы при самых сложных обстоятельствах. Меняются формы, суть остается неизменной». PDF-версия.
14 апреля 2023 г. 16:30
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. PDF-версия.
12 января 2023 г. 13:00
Пастыри с открытым сердцем На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Епископ Владикавказский и Аланский Герасим: «Сердце монаха всегда тянется в горы» В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. Тысяча сто лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет Владикавказская епархия, какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Владикавказский и Аланский Герасим. PDF-версия.
21 сентября 2022 г. 13:00
Наследники древней Алании Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00
|
![]()
ЖМП № 5 май 2019 /
30 июля 2019 г. 13:59
Коложская икона вернулась в обновленный домЗАГАДКИ И СЕНСАЦИИ РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ДРЕВНЕМ БОРИСОГЛЕБСКОМ ХРАМЕ НА БЕРЕГУ НЕМАНА Борисоглебская церковь в старинном урочище Коложань в нынешней административной черте Гродно — национальное достояние и предмет заслуженной гордости Беларуси. Один из двух (наряду с церковью Спаса Преображения Евфросиньева монастыря в Полоцке) дошедших до нас домонгольских православных храмов на территории страны, он официально включен в так называемый предварительный список ЮНЕСКО — перечень архитектурных памятников, предлагаемых к присвоению статуса объекта культурного наследия всемирного значения. «Журнал Московской Патриархии» знакомит читателей с главными результатами рассчитанных на несколько лет ремонтно-восстановительных работ — первых за долгие десятилетия. PDF-версия Работа над ошибками... век спустя Точная дата постройки храма неизвестна. Строился он как монастырский, а освящал его во имя первых святых земли Русской предположительно святитель Кирилл Туровский († ок. 1182). Без малого тысяча лет его истории вместила в себя несколько разорений и восстановлений, передачи польско-литовскими властями униатам и братству виленских базилиан. Но подлинное бедствие грянуло во внешне благополучном 1853 году. В ночь с 1 на 2 апреля воды Немана подмыли песчаный правый берег, и вся южная и часть западной стены древнего храма вместе с потолком обрушились. До сих пор ведутся споры, что непосредственно вызвало ЧП — естественное ли изменение русла полноводной реки, в те годы судоходной в черте Гродно, или активные работы по обустройству лесопромышленного грузового порта на противоположном берегу вместе с возведением плотины. Как бы там ни было, нарушение береговой линии на Коложе спровоцировало оползень, и к полномасштабному восстановлению древней святыни Черной Руси (славянских земель в верховьях Немана) удалось приступить лишь в 1896 году. «Сохранившийся в архиве первоначальный проект реконструкции был выполнен качественно. Но местные военные инженеры, которым поручили работы, решили сделать проще — пока, на первое время, — рассказывает главный архитектор проекта нынешних ремонтных работ Елена Счасная. — Как это часто бывает, временное решение намного пережило своих авторов. В советское время прибрежной части храма не уделялось должного внимания, и в течение нескольких косметических ремонтов ее просто обшивали дополнительными слоями». В ходе капитального ремонта конца XIX века утерянные ограждающие конструкции выполнили не из камня, а из дерева. Это принципиально изменило архитектуру памятника. В качестве несущего каркаса тогда использовали столбы из лиственницы, а пространство между ними заполнили древесиной. За век с лишним дерево сгнило. «Когда мы "расшили" стену, выяснилось: столбы из лиственницы практически не пострадали и вполне могут служить и дальше. Но их следовало укрепить, а каркас как единое целое — выровнять, — рассказывает Владимир Чирич, главный инженер фирмы-подрядчика — деревообрабатывающего производства «Гродножилстрой». — Эта работа потребовала поистине ювелирного расчета: столбы на время укрепления фундамента пришлось приподнять и вывесить. Неприятно удивило нас серьезное искажение геометрии южной стены, накопленное за советские десятилетия, когда в храме располагались музейные учреждения. Навешивание все новых и новых слоев древесины на фасад привело к практически двукратному утолщению конструкции, в результате чего положение юго-западного угла храма сильно отклонилось от проектного. Начинали трещать стропила, возникла угроза нового обрушения. В ходе первого этапа ремонтных работ мы вернули южной стене первоначальную толщину и геометрию». Теперь в поперечнике вместе с утеплителем она составляет всего 40 см, а пространство меж столбами каркаса заполнено термомодифицированной сосной1. Тайна старинных голосников Работы первого этапа проводились в 2017 году за счет средств Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. В следующий летний сезон за счет привлеченных меценатских пожертвований были отремонтированы значимые видовые элементы храмового убранства: обновлены полы в алтаре, заменено столярное заполнение оконных проемов (в новом, дубовом, присутствуют технологические блоки с автоматикой вентиляции и дымоудаления), а также воссоздана галерея на северной стене, соединяющая хоры с потайной внутристенной лестницей в жертвенник. Общая сумма освоенных средств достигла полумиллиона долларов, но финал еще далек. Кроме того, проектировщики вплотную столкнулись с необходимостью разработки современных систем климат-контроля, призванных оздоровить температурно-влажностный режим в храме. После дождя заметны обломки и кусочки отслаивающейся от стен плинфы2. Заштукатурить и укрепить кладку снаружи нельзя. Сама по себе декоративная, она давно стала узнаваемым элементом Коложской церкви, формируя ее внешний облик — один из главных предметов охраны архитектурного памятника. Посмотрите внимательно на грани некоторых элементов плинфы. Видите, через тысячелетие они донесли до нас клейма изготовивших ее мастеров — кресты, рыбы, молниеобразные зигзаги. В то время в Гродно параллельно возводили пять каменных храмов, поэтому авторский "росчерк" изготовителя стройматериала был, очевидно, очень важен. Еще одна узнаваемая черта коложской плинфы — множество рассыпанных по всей внутренней поверхности голосников. Их отверстия прошивают углы и оси стен, чернеют вверху и внизу, заходят даже в ступени внутристенной винтовой лестницы — то группируясь в семейства, то красуясь по два-три... Не исключено, разумеется, традиционное объяснение вмурованных в стены глиняных кувшинов как акустических усилителей. Но почему их так много?! Отец Александр считает, что они могли служить эффективным термостатом, предотвращающим излишнее увлажнение и отсыревание стен из плинфы, и вдобавок разгружать основание храма и несущие каменные колонны. Теперь же, когда климат изменился и воды Немана подошли вплотную, а в воздухе полным-полно автомобильных выхлопов, та стародавняя система климат-контроля перестала справляться со своей задачей. Да и сам камень, конечно, состарился. Обретенные святыни Так или иначе, нынешние ремонтно-восстановительные работы не только поставили новые вопросы, но и ознаменовались сенсационными находками, пускай напрямую и не связанными с выходом строителей на объект. «Когда после прошлогоднего ремонта в храме мыли полы, мне позвонил один собрат и попросил помочь с атрибуцией пары необычных, узких и высоких икон, — продолжает протоиерей Александр Болонников. — "Может, знаешь, — спросил, — в каком иконостасе они могли располагаться?" Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что они вовсе не из иконостаса... На обороте образа святого праведного Иосифа Обручника можно видеть надпись чернилами: "1897 г. июня 16 д(ня) в окно внутреннее Коложской церкви ... останков оной (сооружена) Епископом Брестским Иосифом". Дело в том, что ремонт нашего храма в конце XIX cтолетия проходил как раз под неусыпным наблюдением епископа Брестского Иосифа (Соколова) — второго викария Литовской епархии, чья резиденция располагалась именно в Гродно. Неслучайно, что на этой иконе помещен образ его небесного покровителя. Вместе с иконой святителя Михаила, первого митрополита Киевского († 991), она, очевидно, закрывала вот эти канонические оконные проемы в алтаре. Теперь же мы решили, что разместить их в нишах не совсем правильно, и закрепили по соседству: иконы сами по себе представляют исторический интерес, да и оконный свет в нынешних условиях перекрывать нецелесообразно. Очевидно, был в этом ряду еще и третий образ, но он пока не найден. Впрочем, я радуюсь, что с нами хотя бы две святыни из старой, дореволюционной Коложи, и расцениваю это как добрый знак свыше к окончанию важного ремонтного этапа...» Приятные неожиданности на том не закончились. Спустя некоторое время пономарь храма Анатолий Колковский увидел выставленную на сайте одного из немецких антикварных аукционов Коложскую икону Божией Матери. По милости Божией образ удалось выкупить. Это оказался... единственный известный на сегодня исторический список чудотворной иконы, история которой прослеживается начиная с рубежа XVI–XVII столетий3. При эвакуации в 1915 году с Запада Российской империи в Москву вывезли две величайшие святыни белорусского народа: Жировицкую и Коложскую иконы Божией Матери. Но если Жировицкую в 1920-х годах удалось найти и тайком (в основном благодаря ее скромным размерам) вернуть, то судьба оригинала Коложского образа до сих пор не ясна. «Есть свидетельства очевидцев, что его видели в экспозиции Румянцевского музея среди национализированных большевиками в 1920-е годы икон. Но по документам в описях Государственного музея изобразительных искусств он не значится. Невероятно, но на постсоветском пространстве не известен ни один исторический список с этой иконы — скорее всего, их просто не было, — продолжает отец Александр Болонников. — И вот на обороте приобретенной в Германии иконы читаем: "Написан образ в Лавре иконописной иеромонахом Григорием". Как выяснилось при атрибуции святыни в ходе реставрации в Минске, куда мы ее отправили, изготовлена она до революции...» Но почему икону для провинциального храма, пускай и очень почитаемую, заказали иконописцу одной из Лавр Русской Православной Церкви (на тот момент в России подобным статусом обладали четыре мужских монастыря — в обеих столицах, в Киеве и Почаеве)? Ответ легко находится, если вспомнить о высочайшем визите в Гродно в 1914 году августейшей четы вместе с двумя старшими дочерями. Первого мая исторический список торжественно принесен в Борисоглебский храм. Примечания 1 Специальным образом просушенная и обработанная маслами на натуральной основе сосна. 2 Тонкие и широкие блоки из высушенной и обожженной каолиновой глины — предвестник в массовом строительстве известняка и формованного кирпича. 3 «Говорят старые люди, что какой-то нищий всегда носил с собой, по обету, этот образ Пресвятой Богородицы. С приближением смерти в видении ему было объявлено, чтобы он образ этот поместил в Коложской церкви, что и было им исполнено, и сам он изъявил желание быть погребенным возле этой церкви». Происхождение и явление чудотворной Коложской иконы относится к концу ХVII — началу ХVIII столетия. Чудотворный образ представлял собой копию Виленской иконы Одигитрии, подробнее о нем см.: Борисевич В., свящ. Коложский чудотворный образ Богородицы. Краткий исторический очерк ЧИТАЙТЕ НА НАШЕМ САЙТЕ:Беседа с архиепископом Гродненским и Волковысским Артемием "О служении и церковной традиции в Западной Беларуси" и интервью с духовником Гродненской епархии председателем жюри Международного фестиваля церковного пения "Коложский благовест" протоиереем Андреем Бондаренко.
30 июля 2019 г. 13:59
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|