iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Рецензии
Русские иконы Синая
ЖМП № 12 декабрь 2015 /  14 января 2016 г. 15:15
версия для печати версия для печати

Русские иконы Синая

Русские иконы Синая

В Москве издан иллюстрированный каталог русского церковного искусства из собрания Синайского монастыря  Святой Екатерины.

Связи России и Синая имеют давнюю историю. Ранний период отмечен в летописях и сказаниях. Несчастья и разорения заставляли монахов искать помощь и средства для восстановления обители у правителей разных стран. В XVI веке появляются первые сведения об официальных делегациях Синайского монастыря в русские земли, когда, оказавшись под властью Османской империи, синаиты просили материальной поддержки в Европе, в том числе и у русских государей.

Еще в 1687 году синайские отцы, хлопотавшие о царском покровительстве над монастырем, просили государей — тогда вместе правили Иоанн V и Петр I — прислать в их обитель русских иноков, с тем чтобы они своими глазами увидели жизнь синаитов и вместе с ними соборно молились.

С XVI века начинается эпоха активных русско-синайских отношений. Образы святой покровительницы монастыря Екатерины неоднократно отсылались из России на Синай на протяжении XVI–XIX веков. В монастыре также хранят память о русском мастере иеромонахе Самуиле, реставрировавшем в 1847 году драгоценные мозаики главного собора. В XIX веке многие русские паломники отмечали, что храм Неопалимой Купины, который является самым почитаемым в обители, украшают преимущественно русские иконы замечательного письма.

В историю изучения синайских памятников наибольший вклад внесли русские исследователи. Первое научное издание монастырской коллекции коллекции было подготовлено крупнейшим российским историком византийского искусства академиком Николаем Павловичем Кондаковым. После 1917 года изучение синайских икон российскими исследователями прекратилось на долгое время. Русские экспедиции возобновились только в 1996 году, когда на Синай приехали московские историки византийского искусства А.М. Лидов и А.Д. Саминский, которым по благословения игумена архиепископа Дамиана было разрешено несколько часов в день работать в книгохранилище, куда приносили избранные византийские иконы. Изучение русских икон Синая возобновилось в 2003 году с появлением проекта, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. В научную группу по изучению икон вошли Н.В. Герасименко, В.В. Игошев, Н.И. Комашко, А.М. Лидов, Е.М. Саенкова, Н.М. Чеснокова. Во время экспедиции 2005 года хранитель сокровищницы архимандрит Порфирий представил исследователям около двух десятков неизвестных русских икон XVI–XVIII веков почти первозданной сохранности. С 2005 года был сделан ряд докладов и публикаций о синайской коллекции, началась работа над фундаментальным исследованием русских памятников Синая. Результат этой многолетней работы воплотился в новом альбоме издания Московской Патриархии.

«Русские иконы Синая» — первый полный научный каталог выявленных памятников российского происхождения и собрание статей о различных аспектах историко-культурных русско-синайских отношений. Источники по истории отношений России и Синая в XVI–XIX веках не ограничиваются только письменными памятниками и архивными документами. Важные сведения по ним дает эпиграфика: надписи на иконах, изделиях из золота и серебра, памятных досках, некоторые из них уже приводились в отдельных публикациях, но почти все этнографические данные, представленные в новом издании, до сих пор не были известны.
Книга также знакомит читателя с русскими жалованными грамотами — подлинными актами русских государей.  

В каталоге представлено большинство русских икон, хранящихся в Синайском монастыре, а также предметы церковной утвари, оклады икон и предметы храмового убранства XVI–XIX веков. Это «окладные иконы», серебряные светильники, Евангелия в серебряных окладах, раки для мощей святой Екатерины, митры, панагия, покровы, пелены, колокола. Одним из самых интересных по своему художественному исполнению произведений древнерусского серебряного дела, сохранившихся в монастыре Святой Екатерины, является митра, подаренная царем Михаилом Федоровичем. Синайская святительская шапка — произведение московских мастеров начала XVII века — аналогична целому ряду несохранившихся произведений той эпохи, сделанных в Москве. Все ее части являются подлинными.

Синайский монастырь обладает лучшим в мире собранием икон, отражающим историю иконописи с VI по XV век. Оно насчитывает более двух тысяч священных образов, значительная часть которых датируется временем до 1452 года, то есть относится к собственно византийской эпохе.
Признанными шедеврами синайского собрания являются три иконы: «Христос Пантократор», «Богоматерь на троне со святыми мучениками» и «Апостол Петр». Эти ранние иконы написаны в технике энкаустики — живописи восковыми красками.

Помимо священных портретов представлены и сюжетные иконы иконоборческого периода. Например, относящиеся к VII–VIII векам иконы «Распятие» и «Вознесение», сохранившие многие редкие особенности ранней иконографии. Иконы принадлежат двум разным стилевым направлениям в этом искусстве. На примере иконы «Распятие» видно, как античная традиция подверглась переработке в местном духе: внешняя красота и правдоподобие были принесены в жертву большей одухотворенности образа, но при этом сохранилось классическое представление о пропорциях. Икона «Вознесение» построена на принципиально иных началах. Пространство лишь намечено сочетанием цветовых плоскостей, рисунок лиц весьма схематичен. Такое искусство было чрезвычайно распространено в монастырях христианского Востока, отвергавших античное представление о красоте.

Книга «Русские иконы Синая» — это также и фотоальбом: в нем собраны шедевры монастыря Святой Екатерины, которые никогда не участвовали в выставках. Но на снимках не только иконы. Здесь и панорамы монастырского ансамбля, и интерьеры храма Неопалимая Купина и Спасо-Преображенского собора, вместе представляющие собой многогранный образ древней обители.

Галина Степанова

14 января 2016 г. 15:15
Также читайте:
книги
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи