выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Как вызвать священника к больному в стационар
Министерство здравоохранения РФ направило в регионы и в федеральные органы исполнительной власти текст методических рекомендаций по установлению порядка посещения священнослужителями лиц, находящихся на лечении в медицинских стационарах. По сути это «дорожная карта», описывающая (в развитие принятой больше десяти лет назад нынешней редакции 19-й статьи федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») механизм допуска духовенства в больницы. Но одновременно это и важный прецедент: ранее подобного документа в России не было. Именно поэтому вице-премьер Кабинета министров Татьяна Голикова параллельно поручила субъектам федерации и федеральным органам исполнительной власти принять на основе этих рекомендаций собственные нормативные акты, в соответствии с которыми священники смогут приходить к пациентам в конкретные медицинские учреждения. PDF-версия.
28 марта 2022 г. 17:00
Общество
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Чем православные психологи могут помочь современной семье

Для преодоления кризиса семейных ценностей необходимо заниматься укреплением современной семьи и созданием условий, от которых зависит благополучие супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Только в условиях духовно-здоровой семьи люди могут усвоить христианское отношение к брачной жизни, рождению и воспитанию детей. Православные психологи могут оказать современной семье помощь на этом пути.
Ключ к решению демографических проблем связан с созданием эффективной системы медико-психолого-педагогической и социальной поддержки современной семьи, ориентированной на формирование христианских семейных ценностей. Создание такой системы позволит людям приобрести верную духовную ориентацию при разрешении сложных семейных и жизненных проблем.
Особо важные направления работы православных психологов сегодня:
— духовная и психологическая подготовка подростков и молодежи к созданию семьи, вступлению в брак, рождению и воспитанию ребенка в христианской традиции;
— духовно-нравственная, социальная и психологическая поддержка молодых супругов в период беременности, в первые месяцы после родов и в течение всего периода дошкольного детства;
— психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; при этом специалистам необходимо понять, что единицей образовательного процесса является не отдельный ученик, а целостная семья, имеющая своеобразный духовно-культурный и нравственно-психологический уклад;
— создание комплексных развивающих программ для взрослых, детей, подростков и молодежи, реализуемых в системе социальной защиты населения и предназначенных для психолого-педагогической поддержки социально-незащищенных слоев населения: пенсионеров, многодетных, неполных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами и т.п., — испытывающих большие трудности в решении проблем адаптации к условиям современной жизни.
— медико-психолого-педагогическая поддержка воспитанников детских домов и интернатов, решение проблем их социальной адаптации к условиям современной жизни;
— работа на уровне «практической жизнедеятельности». Она позволяет накапливать, обобщать и передавать положительный опыт жизни людей, связанный с обустройством своей семьи, по-настоящему крепкой и здоровой в духовно-нравственном отношении. Разнообразные родительские встречи, семинары, семейные клубы, вовлекающие отцов и матерей в обсуждение непростых вопросов повседневной жизни и воспитания детей, позволяют значительно повысить общую активность людей, их духовную и психологическую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Чаепития, детские и семейные праздники, кружки и творческие студии, походы, экскурсии и паломнические поездки, спортивные соревнования, в которых участвуют целые семьи, дают не только интересный совместный досуг, но новый опыт общения, сотрудничества и взаимной помощи.
Для решения столь широкого круга вопросов необходима подготовка и работа психологов, ориентированных на приобщение людей к духовной традиции Русской Православной Церкви, опирающихся в своей профессиональной деятельности на христианское представление о человеке (христианскую антропологию), его предназначении и задачах жизни в кругу семьи.
Для эффективной работы православного психолога требуются:
— усвоение особой методологической позиции, при которой он перестает констатировать проблемы и указывать посетителям на допущенные жизненные ошибки, а становится сочувствующим и сострадающим собеседником, в присутствии и при содействии которого люди, обратившиеся за помощью, смогут преодолеть свой кризис и выработать новую, позитивную программу своей жизни;
— овладение методом «духовно-ориентированного диалога» (Т.А. Флоренская), при помощи которого происходит пробуждение духовного потенциала человеческой личности, формируется позитивный жизненный настрой, а также складывается нравственная позиция созидателя собственной судьбы, ответственного за себя и свою семью;
— умение конструировать духовно-нравственную развивающую среду, способствующую усвоению христианских семейных ценностей и доброжелательных межличностных отношений (супружеских и детско-родительских).
Православный психолог-консультант пробуждает духовное «Я» человека, содействует усвоению им христианских семейных ценностей и целей жизни. Благодаря этому человек может переосмыслить свое бытие и обустроить свою семью как «малую, домашнюю Церковь».
Говоря о системе поддержки современной семьи, можно обратиться к практическому опыту работы и многолетнего сотрудничества нескольких организаций: Православного центра «Живоносный Источник» (при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно), Царицынского комплексного центра социального обслуживания и Психологической службы «Семейное благо».
В состав коллектива «Семейное благо» входят сотрудники Царицынского комплексного центра социального обслуживания и ряд специалистов из других учреждений, имеющих базовое университетское психологическое образование, богословскую грамотность и личный опыт церковной жизни.
Коллектив психологов ведет ежедневную практическую работу с социально незащищенными категориями людей: пенсионерами, многодетными, малоимущими и неполными семьями, одинокими матерями и семьями, имеющими детей-инвалидов. Все применяемые формы работы: индивидуальные и семейные консультации, родительские семинары, тренинги для подростков, групповые коррекционно-терапевтические занятия, комплексные развивающие программы и досуговые мероприятия, — направлены на формирование духовно-нравственной зрелости личности, созидание семьи и усвоение ответственного, подлинно христианского подхода к построению супружеских взаимоотношений, рождению и воспитанию детей.
Только за два с половиной года работы на консультациях Психологической службы «Семейное благо» побывали около тысячи человек. Причем многие люди нуждаются в длительной психотерапевтической и консультационной помощи и поддержке. В большинстве случаев индивидуальный прием перерастает в семейные консультации, в которых участвуют дети, подростки, родители, бабушки и дедушки.
Психологическая помощь семье, организованная православными специалистами, представляет собой новый вид социального и миссионерского служения. До сих пор социальное служение, осуществляемой Русской Православной Церковью, касалось тех людей, которые по тем или иным причинам выпали из активного участия в жизни общества: алкоголиков, наркоманов, психически больных людей, детей-сирот, инвалидов, людей без определенного места жительства. Психологическая помощь современной семье позволяет оказывать помощь в тот благоприятный момент, когда люди еще не потеряли себя, свою семью, человеческое достоинство и активный характер своей общественной жизни. Поддержать их на данном этапе, когда можно еще помочь, — значит избавить общество от развития опасных социальных тенденций и пороков.
Комплексная система поддержки современной семьи открывает возможность совмещения профилактики неблагоприятных, кризисных явлений в жизни семьи и личности с решением проблем реабилитации людей, оказавшихся в зоне социального риска. Вместе с этим формируется представление о том, что понятие «социальная защита населения» означает не только раздачу вещевой, продуктовой или материальной помощи людям.
Целенаправленное созидание развивающей духовно-нравственной, психолого-педагогической и психотерапевтической среды открывает путь формирования здоровых межличностных отношений, позволяющих людям оказывать друг другу взаимопомощь и товарищескую поддержку.

Из доклада на конференции «Духовное здоровье семьи и личности». Публикуется в сокращении.

Ирина Мошкова
20 ноября 2008 г.
Ключевые слова: психология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00