выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Общество
ЦВ № 17 (294) сентябрь 2004 /  30 сентября 2004 г.
версия для печати версия для печати

Красный дурман

Новая книга известного петербургского церковного историка, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова находится на стыке нескольких научных дисциплин: истории богословия, истории философской мысли, богословия политики, истории русской культуры. Сегодня, когда Россия, мучительно преодолевая свое коммунистическое прошлое, изживая в себе безбожие и привычное беззаконие, пытается (без особой надежды на скорый успех) найти средства для духовного самоисцеления, такие исследования, как диссертация о. Георгия Митрофанова, имеют огромное значение. В его работе собраны и всесторонне проанализированы мнения умнейших русских людей, глубоко переживших нашу национальную катастрофу и попытавшихся понять ее причины и следствия. Без подобного обобщения опыта, накопленного русской философской и богословской мыслью, нам не избежать новых трагических ошибок.

Автор справедливо отмечает, что именно в предреволюционной русской православной интеллигенции, многие представители которой сами проделали путь «от марксизма к идеализму», и особенно в русской православной эмиграции были осмыслены причины популярности радикальных атеистических идеологем и их победы в борьбе за сердце русского народа, а также духовные последствия этой победы для русского общества.

Отец Георгий последовательно рассматривает воззрения русских философов на религиозно-мировоззренческие истоки коммунизма, культурно-исторические и духовно-религиозные предпосылки распространения идей коммунизма в России, культурно-исторические и духовно-религиозные результаты осуществления идеологии коммунизма в России и, наконец, евразийство как религиозно-натуралистическую псевдоморфозу коммунизма.

Автор подчеркивает, что по мнению русских православных мыслителей коммунизм — это отнюдь не научная система, не экономическая или социологическая конструкция (не важно, верная или ошибочная), но древняя гностическая и хилиастическая ересь, лишь рядящаяся, по моде девятнадцатого столетия, в научные одежды. Суть коммунизма — религиозная. Это человекобожие, поклонение твари вместо Творца; строительство совершенного общества, где критерием совершенства является не Бог, но потерявший Бога и забывший о своем богоподобии человек. Отсюда — ненависть коммунизма к религии и культуре, поскольку культура есть воплощение Духа Божьего хотя и в падшем, но ищущем Бога человеческом сообществе.

О. Георгий Митрофанов подробно рассматривает воззрения христианских русских философов на причины успеха коммунистической идеи в России. Он выявляет как причины объективной склонности русского человека к хилиастическим ересям, так и вызванное историческими и религиозными обстоятельствами особое хилиастическое волнение русского общества конца XIX — начала XX века, использованное большевиками.

Печальным результатам коммунистического эксперимента посвящены три последних главы работы. Автор указывает, что многие русские мыслители (например, Федотов, Ильин, Струве, Степун) ясно видели, к какой катастрофе коммунистический режим приведет русское общество. Особенно интересны, в контексте сегодняшнего дня, духовные причины перерождения коммунистического режима в криминальное квазигосударственное сообщество, появление которого на руинах саморазрушившейся советской России предсказывали некоторые мыслители зарубежья.

В последней главе книги пристальное внимание о. Георгия Митрофанова привлекает евразийство, как новая идеология, которая, по предвидению некоторых православных мыслителей, будет претендовать в посткоммунистической России на роль нового всеобщего религиозного мировоззрения. Опираясь в первую очередь на труды таких известных критиков евразийства, как П.Б. Струве и о. Георгий Флоровский, автор ясно показывает, что главная цель евразийства — превратить христианство из пути спасения в орудие политического порабощения и социальной консолидации. При этом сотериологическая суть христианства принижается и на первый план выводится его культурообразующая функция, то есть одежды предпочитаются облаченному в них человеку. В этом контексте православие упорно противопоставляется евразийцами западному христианству как «русская» и «евразийская» вера.

Очень верно утверждение отца Георгия, что уничтожение духовного измерения человеческой личности, которое было главной целью коммунизма, сделало значительную часть русского общества нечувствительной к лживости евразийской псевдорелигиозности. По сути же, это лишь новая реплика человекобожия, в которой такие искусственные и бессмысленные в деле спасения феномены как империя, власть над миром, расовое и этническое единство, монархический принцип политического устройства начинают превалировать над подлинно духовными ценностями, вкус которых самих по себе теперь мало кто способен ощущать в России.

Быть может, единственным минусом книги о. Георгия Митрофанова является его большая и потому не вполне критическая любовь к объекту исследования — православным русским мыслителям первой половины ХХ века. Между тем к настоящему времени видны не только их прозрения и сбывшиеся догадки, но и ошибочные оценки, обусловленные как узостью собственных политических предпочтений, так и плененностью духом времени.

Видны также и некоторые общие упущения русской мысли того периода в анализе духовных и исторических причин победы коммунизма в России, которые отчасти были компенсированы в работах русской эмиграции второй половины ХХ века (например,

о. Александра Шмемана и в поздних работах А.Карташова). Видно также и влияние тех или иных политических тенденций на выводы анализа (например христианского социалиста о. Сергия Булгакова, с одной стороны, и И.Ильина — с другой). Автор деликатно не упоминает о крайностях и ошибках суждений. И зря. Былые ошибки мысли, правильно и тщательно проанализированные, помогут нам в будущем не повторить их. Кроме того, я бы дополнил круг анализируемых мыслителей трудами П.И. Новгородцева «Об общественном идеале» и «Восстановление святынь» и А.И. Карташева — «История русской Церкви». Возможно, следует привлечь и раннюю работу о. Александра Шмемана «Исторический путь Православия», в которой рассматривается вопрос об упущениях Русской Церкви в воспитании народа, приведших к революции и победе «красного дурмана». Эти мысли были бы крайне ценны в сегодняшнем контексте.

Но все эти пожелания ни в коей мере не снижают общей очень высокой и вполне положительной оценки новой книги о. Георгия Митрофанова, которая, на мой взгляд, должна стать одним из важнейших учебных пособий как в духовной, так и в светской российской высшей школе.

30 сентября 2004 г.
Ключевые слова: философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00