выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Общество
ЦВ № 17 (294) сентябрь 2004 /  30 сентября 2004 г.
версия для печати версия для печати

Красный дурман

Новая книга известного петербургского церковного историка, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова находится на стыке нескольких научных дисциплин: истории богословия, истории философской мысли, богословия политики, истории русской культуры. Сегодня, когда Россия, мучительно преодолевая свое коммунистическое прошлое, изживая в себе безбожие и привычное беззаконие, пытается (без особой надежды на скорый успех) найти средства для духовного самоисцеления, такие исследования, как диссертация о. Георгия Митрофанова, имеют огромное значение. В его работе собраны и всесторонне проанализированы мнения умнейших русских людей, глубоко переживших нашу национальную катастрофу и попытавшихся понять ее причины и следствия. Без подобного обобщения опыта, накопленного русской философской и богословской мыслью, нам не избежать новых трагических ошибок.

Автор справедливо отмечает, что именно в предреволюционной русской православной интеллигенции, многие представители которой сами проделали путь «от марксизма к идеализму», и особенно в русской православной эмиграции были осмыслены причины популярности радикальных атеистических идеологем и их победы в борьбе за сердце русского народа, а также духовные последствия этой победы для русского общества.

Отец Георгий последовательно рассматривает воззрения русских философов на религиозно-мировоззренческие истоки коммунизма, культурно-исторические и духовно-религиозные предпосылки распространения идей коммунизма в России, культурно-исторические и духовно-религиозные результаты осуществления идеологии коммунизма в России и, наконец, евразийство как религиозно-натуралистическую псевдоморфозу коммунизма.

Автор подчеркивает, что по мнению русских православных мыслителей коммунизм — это отнюдь не научная система, не экономическая или социологическая конструкция (не важно, верная или ошибочная), но древняя гностическая и хилиастическая ересь, лишь рядящаяся, по моде девятнадцатого столетия, в научные одежды. Суть коммунизма — религиозная. Это человекобожие, поклонение твари вместо Творца; строительство совершенного общества, где критерием совершенства является не Бог, но потерявший Бога и забывший о своем богоподобии человек. Отсюда — ненависть коммунизма к религии и культуре, поскольку культура есть воплощение Духа Божьего хотя и в падшем, но ищущем Бога человеческом сообществе.

О. Георгий Митрофанов подробно рассматривает воззрения христианских русских философов на причины успеха коммунистической идеи в России. Он выявляет как причины объективной склонности русского человека к хилиастическим ересям, так и вызванное историческими и религиозными обстоятельствами особое хилиастическое волнение русского общества конца XIX — начала XX века, использованное большевиками.

Печальным результатам коммунистического эксперимента посвящены три последних главы работы. Автор указывает, что многие русские мыслители (например, Федотов, Ильин, Струве, Степун) ясно видели, к какой катастрофе коммунистический режим приведет русское общество. Особенно интересны, в контексте сегодняшнего дня, духовные причины перерождения коммунистического режима в криминальное квазигосударственное сообщество, появление которого на руинах саморазрушившейся советской России предсказывали некоторые мыслители зарубежья.

В последней главе книги пристальное внимание о. Георгия Митрофанова привлекает евразийство, как новая идеология, которая, по предвидению некоторых православных мыслителей, будет претендовать в посткоммунистической России на роль нового всеобщего религиозного мировоззрения. Опираясь в первую очередь на труды таких известных критиков евразийства, как П.Б. Струве и о. Георгий Флоровский, автор ясно показывает, что главная цель евразийства — превратить христианство из пути спасения в орудие политического порабощения и социальной консолидации. При этом сотериологическая суть христианства принижается и на первый план выводится его культурообразующая функция, то есть одежды предпочитаются облаченному в них человеку. В этом контексте православие упорно противопоставляется евразийцами западному христианству как «русская» и «евразийская» вера.

Очень верно утверждение отца Георгия, что уничтожение духовного измерения человеческой личности, которое было главной целью коммунизма, сделало значительную часть русского общества нечувствительной к лживости евразийской псевдорелигиозности. По сути же, это лишь новая реплика человекобожия, в которой такие искусственные и бессмысленные в деле спасения феномены как империя, власть над миром, расовое и этническое единство, монархический принцип политического устройства начинают превалировать над подлинно духовными ценностями, вкус которых самих по себе теперь мало кто способен ощущать в России.

Быть может, единственным минусом книги о. Георгия Митрофанова является его большая и потому не вполне критическая любовь к объекту исследования — православным русским мыслителям первой половины ХХ века. Между тем к настоящему времени видны не только их прозрения и сбывшиеся догадки, но и ошибочные оценки, обусловленные как узостью собственных политических предпочтений, так и плененностью духом времени.

Видны также и некоторые общие упущения русской мысли того периода в анализе духовных и исторических причин победы коммунизма в России, которые отчасти были компенсированы в работах русской эмиграции второй половины ХХ века (например,

о. Александра Шмемана и в поздних работах А.Карташова). Видно также и влияние тех или иных политических тенденций на выводы анализа (например христианского социалиста о. Сергия Булгакова, с одной стороны, и И.Ильина — с другой). Автор деликатно не упоминает о крайностях и ошибках суждений. И зря. Былые ошибки мысли, правильно и тщательно проанализированные, помогут нам в будущем не повторить их. Кроме того, я бы дополнил круг анализируемых мыслителей трудами П.И. Новгородцева «Об общественном идеале» и «Восстановление святынь» и А.И. Карташева — «История русской Церкви». Возможно, следует привлечь и раннюю работу о. Александра Шмемана «Исторический путь Православия», в которой рассматривается вопрос об упущениях Русской Церкви в воспитании народа, приведших к революции и победе «красного дурмана». Эти мысли были бы крайне ценны в сегодняшнем контексте.

Но все эти пожелания ни в коей мере не снижают общей очень высокой и вполне положительной оценки новой книги о. Георгия Митрофанова, которая, на мой взгляд, должна стать одним из важнейших учебных пособий как в духовной, так и в светской российской высшей школе.

30 сентября 2004 г.
Ключевые слова: философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00