iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Общество
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  21 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Молодые семьи нуждаются в общецерковной поддержке

Круглый стол на тему «Молодая православная семья в современном мире» прошел 11 ноября в рамках выставки-форума «Православная Русь». В нем приняли участие сотрудники Синодального отдела по работе с молодежью, Издательского Совета Русской Православной Церкви, Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи и других организаций. Мы приводим наиболее яркие отрывки из прозвучавших выступлений.

Иеромонах Димитрий (Першин),                                                                                                                                                                                                 руководитель информационно-издательского управления                                                                                                                                                     Синодального отдела по делам молодежи:                                                                                                                                                                                         Тема молодой семьи почти не звучит ни в проповедях, ни в различных выступлениях. Почему так? Потому что у нас нет традиции работы с молодой семьей. Даже в XIX веке уже начиналась работа с молодежью. Семьями тогда не занимались просто потому, что это был естественный ритм жизни: создать семью, родить детей... XX век — это время ломки парадигм. В результате, многие культурные алгоритмы просто исчезли. В XIX веке, например, было понятно, как купцу выдать замуж свою дочь, как крестьянину женить сына, как дворянам знакомиться друг с другом на балах. Были культурные «сценарии», которые помогали людям, желающим создать семью, найти друг друга. Сейчас их нет, они утрачены. С другой стороны, желание плодиться и размножаться — это первое благословение, которое дал людям Бог. Оно действует в каждом сердце, люди ищут друг друга. И здесь начинают эксплуатировать это желание те, кто хочет на нем нажиться. Так появляются безнравственные сайты знакомств, порносайты и т.д.
Есть ли новые решения у Церкви, которые могли бы помочь нашим ребятам найти свою вторую половину?
Очевидно, что идея семьи закладывается в детстве, в опыте собственной семьи. Одна из проблем заключается в том, что наши семьи малодетны. Девочки и мальчики, вырастая либо в неполных, либо в малодетных и однодетных семьях, не вынянчивают младших братьев и сестер. И поскольку они никогда не держали младенцев в руках, вступив в брак, они не готовы рожать.
Еще одна очень большая проблема — миссионерская. Очень часто мы приходим к детям, молодежи, студентам и сразу начинаем ругаться: «Не делайте абортов, не занимайтесь развратом, не ходите на порносайты...» Но работу с молодежью надо начинать не с того, что плохо, а с того сокровища, которое можно предложить взамен. Чтобы молодежь его увидела и поняла, что именно мы защищаем своим протестом.
К сожалению, хорошие книги о православной семье, которые стоило бы рекомендовать молодежи, можно пересчитать по пальцам одной руки. В первую очередь я бы отметил книгу Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего». Это очень светлая и честная автобиография матушки, написанная без всяких иллюзий. Второе — это письма священноисповедника Сергия Фуделя. Далее — книга отца Глеба Каледы «Домашняя церковь» и творения митрополита Антония Сурожского.
Вся русская литература — она по большей части о том, как не надо жить в семье, потому что норма была всем очевидна. Сейчас ситуация перевернулась — нет нормы, и людям не на что опереться.
В заключение хотелось бы отметить проблему, с которой я сталкиваюсь как духовник. К сожалению, наши прихожане часто воспринимают православие как монастырь. Они думают, что после венчания должны 250 дней в году отказываться от супружеского общения, потому что у нас посты, подготовка к причастию и очень своеобразные представления о том, что такое благочестие супружеской жизни. Для меня большим открытием стала статья священника Даниила Сысоева «Пост и супружеские отношения», впервые опубликованная на сайте «Матроны.ру» и широко разошедшаяся в Интернете. Оказывается, каноны древней Церкви давно и однозначно разрешили этот вопрос: обязательно только евхаристическое благочестие. В день перед причастием — строгий пост. Все остальные посты — это личное дело супругов по взаимному согласию.
Юрий Белановский,
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей
и молодежи при Даниловом монастыре:

Если говорить о вкладе Церкви в прошедший Год семьи, то очень важным я считаю переиздание книги Софии Куломзиной «Наша Церковь и наши дети». Ее не переиздавали уже 15 лет.
Отец Димитрий уже говорил о знакомствах, и я хочу продолжить эту тему. Сейчас очень популярной стала тема знакомства между «мирами» мужчин и женщин. Ее развили психологи в популярной литературе, как качественной, так и низкопробной. Тем не менее ее нельзя просто отвергнуть, потому что для многих людей она стала ключом к проблеме. Считается, что если мы поймем, чем мужчина отличается от женщины — не только физиологически, но психологически и духовно, — это поможет эффективно решать многие проблемы, связанные с отношениями полов. Этот подход был активно подхвачен и Католической Церковью, и протестантами, и созданная ими литература на эту тему очень качественная. Я не утверждаю, что ее нужно немедленно брать и переиздавать. Но если такие попытки уже присутствуют, то над этой темой стоит по крайней мере задуматься, осмыслить ее в свете православной антропологии.
Александр Боженов,
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей
и молодежи при Даниловом монастыре:

Сегодня существует очень мало мест, куда может прийти молодой православный человек, чтобы провести время среди единомышленников. Есть огромное количество коммерческих проектов, ночных клубов. Мы бы не хотели, чтобы наши молодые люди проводили время там, где наркотики, разврат. Но альтернативы, к сожалению, мы пока предложить не можем. Если мы не будем создавать очаги своей культуры — приходские, епархиальные, где молодежи будут предлагать участвовать в чем-то полезном для души, тела и духа, — то все наши разговоры ни к чему не приведут.
Часто наша молодежь, даже церковная и имеющая высокие идеалы, просто не готова к браку. Браки часто распадаются. Возможно, происходит это в силу отсутствия традиции, инфантильности. Я считаю, что нужны курсы подготовки к семейной жизни, где преподавались бы основы женской и мужской психологии, умение найти общий язык. Чтобы люди, прожившие счастливо в браке 20, 30 лет могли поделиться своим опытом.
Священник
Игорь Смертин,
клирик храма Покрова Божией Матери в селе Акулово Московской области, отец семерых детей:

В такой семье, как у нас, некогда отдыхать. Тут все время говорится о праздниках. На опыте наших лагерей и воскресной школы я считаю, что лучше всего молодежь объединяет совместный труд. Отдыхать дети научатся и без нас. Когда мы решили организовать свой лагерь, у нас не было подобного опыта, и мы решили перенять его у одного священника из Краснодара. У него такое видение — ребенка необходимо загружать на целый день. Они занимаются скалолазанием, ребенок целый день лазает по горе. Священник служит, ребенок чуть-чуть касается богослужения, а в целом очень похоже на советский лагерь. Мы устраиваем семейный палаточный лагерь, вывозим детей и взрослых в открытое пространство, стараемся отключить их от агрессивной среды. В последний раз я вывез 150 человек. И эти две-три недели мы ждем только одного чуда — соприкосновения сердца с благодатью Божией.
 

21 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи