iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Общество
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  21 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Нужны новые лидеры

Последствия мирового финансового кризиса в России обещают быть очень серьезными. Уже сегодня разоряются банки и предприятия, увольняются служащие… Однако можно с уверенностью сказать, что этот кризис не коснется деятельности православных молодежных организаций, центров и братств. Эти инициативы основаны как правило на энтузиазме. Большинство лидеров церковных молодежных организаций — добровольцы, они и в отсутствие кризиса работали на общественных началах или получая мизерную зарплату.
Однако и энтузиазм может быть опасен: объединение рискует развалиться после ухода лидера. Выход здесь один — готовить организаторов молодежной работы. Используя опыт признанных лидеров миссионерского и молодежного служения, нужно создать систему, при которой появляются новые кадры.
Десять лет назад, в 1998 году, умер замечательный человек, организатор добровольческого объединения молодежи «Реставросъ» Константин Иванович Козлов. Он был не только организатором, но и идейным вдохновителем молодых людей, которые желали помочь восстановить никому не нужные, заброшенные в глубокой провинции храмы. Казалось, без него «Реставросъ» не поднимется. Однако случилось чудо, до сих пор организация существует и объединяет многих молодых людей, неравнодушных к России.
Система «Реставроса» проста: летом организуется до 10 добровольческих смен (небольшой отряд до 30 человек) в разных уголках нашей страны, у каждой смены — свой командир. Константин был старшим среди таких же командиров, первым среди равных, он руководил сменой в Белозерске. В результате сложилась система, которая не позволила распасться «Реставросу» после ухода Константина Козлова: во главе организации встал один из командиров — Константин Лобачев. Однако этот пример, к сожалению, лишь исключение из правила.
Не могу не вспомнить Вятскую епархию, которую недавно посетил в связи с Трифоновскими чтениями. На молодежной секции было официально открыто Вятское отделение Всероссийского православного молодежного движения. Кирову повезло: кроме активного епархиального молодежного отдела, в городе существует несколько приходов и организаций, ведущих большую молодежную работу. Среди них есть корифеи — краеведческий клуб «Мир» и Архитектурный студенческий центр Вятского государственного университета, существующие более 20 лет и тесно работающие с Вятской епархией. Приведу только одну цифру: в «Мире» за эти годы сыграли уже 56 свадеб. Оба объединения лидерские, оба руководителя как «паровоз» тянут за собой груз ответственности и колоссальных организаторских забот.
Как дальше будут развиваться эти организации и есть ли смена у нынешних руководителей? Ответ не очевиден. Такая же ситуация во многих епархиях Русской Православной Церкви. Нам необходима программа подготовки организаторов молодежного служения, нужны разработанные методики молодежной работы. Энтузиазм очень полезен на первых порах, однако следующим этапом должно стать создание централизованной системы подготовки кадров. Этой системы на данный момент нет. Есть только «частные случаи». Например, Школа молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре и общероссийский православний молодежный лагерь «Феодоровский городок».
Когда в мире бушует финансовый кризис, Церкви стоит еще раз задуматься, насколько разумно вкладывать средства в новое строительство. Главная цель — это люди. И с ними надо работать, иначе есть опасность оказаться в новых, но пустых храмах.
 

Александр Ракитин
21 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00