выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Как вызвать священника к больному в стационар
Министерство здравоохранения РФ направило в регионы и в федеральные органы исполнительной власти текст методических рекомендаций по установлению порядка посещения священнослужителями лиц, находящихся на лечении в медицинских стационарах. По сути это «дорожная карта», описывающая (в развитие принятой больше десяти лет назад нынешней редакции 19-й статьи федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») механизм допуска духовенства в больницы. Но одновременно это и важный прецедент: ранее подобного документа в России не было. Именно поэтому вице-премьер Кабинета министров Татьяна Голикова параллельно поручила субъектам федерации и федеральным органам исполнительной власти принять на основе этих рекомендаций собственные нормативные акты, в соответствии с которыми священники смогут приходить к пациентам в конкретные медицинские учреждения. PDF-версия.
28 марта 2022 г. 17:00
Общество
фото автора
ЖМП № 7 июль 2013 /  26 августа 2013 г. 10:48
версия для печати версия для печати

Поверить в своего ребенка

Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» в Саранске — единственное на всю Мордовию госучреждение, где кроме помощи детям в трудной жизненной ситуации профессионально занимаются реабилитацией детей с ранним детским аутизмом (РДА). В 2012 году РСПДП «Надежда» стал победителем Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», в рамках которого его специалистами реализуется проект «Сила молитвы для особых детей». О своем проекте и о том, насколько трудно привести ребенка-аутиста к вере, рассказывают специалисты и духовник приюта.

Хочу быть как все

С детьми-аутистами в «Надежде» занимаются уже семь лет по программе «Хочу быть как все». Для каждого ребенка здесь подбираются свои упражнения, включающие как индивидуальные занятия со специалистом (психологом или дефектологом), так и групповые. Это бассейн, холдинг-терапия (восстановление контакта между мамой и ребенком), иппотерапия, фитотерапия, физкультура, занятия по ручному труду, работа с глиной, пластилином, рисование и др. По традиции каждый день занятий завершается совместным чаепитием. «Дети сами накрывают на стол и убирают посуду, старшие опекают младших. Для них важно не сладостей наесться, а усвоить навыки самообслуживания и общения друг с другом», — говорит заведующая отделением социальной реабилитации РСПДП «Надежда» Марина Лари­онова.

«Но реабилитация детей с РДА без духовно-нравственной составляющей была бы неполной, — считает директор РСПДП “Надежда” Татьяна Барашихина. — Поэтому с вновь прибывшими детьми мы говорим о Боге, приглашаем на эти беседы священника. Еще ни разу ни один из родителей не выразил по этому поводу свой протест. И обычно наши занятия начинаются с молитвы. Мы спрашиваем ребенка, кто нам поможет в нашей учебе? И ребенок понимает, крестится, читает короткую молитву сам или с педагогом. Точно так же дети молятся и после занятий. Участие в церковных службах и таинствах, паломнические поездки, соприкосновение со святынями помогают процессу реабилитации».
Эти слова подтверждают и близкие родственники детей, например Александра Ильинична, внучка которой, Лиза, ребенок с РДА. «Два года назад, когда мы решили вместе со всеми поехать в паломничество в Дивеево, я собиралась в большой тревоге, — рассказывает Александра Ильинична. — С Лизой трудно ездить в общественном транспорте, так как ее поведение непредсказуемо. Случается, она вдруг начинает кричать, будто ее истязают, и я вынуждена с ней выходить на ближайшей остановке».

Но поездка в Дивеево удивила Александру Ильиничну. Лиза, как, впрочем, и все остальные дети, вела себя очень спокойно. Как и в очереди к мощам святого Серафима Саровского. «У меня было ощущение, что на интуитивном уровне, даже не владея речью, наши дети понимают, что Божья благодать способствует их выздоровлению, — рассказывает Александра Ильинична. — И эта поездка сыграла большую роль в нашей дальнейшей жизни. Лиза стала чаще посещать церковь и причащаться, охотно слушает, когда я читаю ей православную духовную литературу, стала спокойнее и более управляемой. Я счастлива, что мы попали в проект “Сила молитвы для особых детей”, и теперь ждем открытия православного лагеря».

Православный лагерь «Научи меня жить»

Проект «Сила молитвы для особых детей», который получил грантовую поддержку конкурса «Православная инициатива», складывается из нескольких компонентов. Один из них — насыщенная духовно-нравственная программа. Например, тренинг «Посмотри иначе», на котором священнослужитель рассказал миссионерам-волонтерам о сопровождении детей-инвалидов. Это и беседа священника с родителями детей о церковном отношении к болезни, о значимости приобщения их к таинству причастия, а также привлечение семьи к совместной молитве за детей. Это совместное посещение детьми праздничных богослужений (на Вербное воскресенье, Пасху, на Пятидесятницу), совместные концерты с учащимися воскресной школы, экскурсия по кафедральному собору святого праведного Федора Ушакова города Саранска и беседы детей со священником.
На средства гранта был куплен сухой бассейн и проведен благотворительный марафон «Всем миром», благодаря которому приюту удалось собрать дополнительные средства для летнего лагеря. Например, приобрести методические и наглядные пособия, канцелярские товары, роликовые коньки, заготовить корма для лошадей.
Однако основная часть проекта — это лагерь на базе Макаровского Иоанно-Богословского мужского монастыря, в котором в течение десяти дней отдохнут вместе с родителями (или братьями и сестрами) 15 детей от шести до 12 лет с РДА. Чем он важен для детей-аутистов и их родителей?

«Несмотря на то что у нас уже есть опыт пребывания детей в летнем лагере, православный лагерь мы проводим впервые. Жизнь при монастыре позволит ребятам глубже узнать мир православия, — говорит директор Татьяна Барашихина. — У детей и их родителей будет возможность чаще общаться со священнослужителями и участвовать в службах, в паломнических поездках, купаться в святых источниках, изучать Священное Писание. Мы постараемся выучить с ребятами наизусть некоторые молитвы. Важно, чтобы они их знали, сами проговаривали и понимали смысл обращения к Богу». Наряду с отдыхом будут и послушания: уборка комнат и территории, работа на огороде и т.д. А также уход за лошадьми приюта Лавриком и Матильдой. Об этом мечтают многие из детей.

Приют «Надежда» сотрудничает с общественной некоммерческой организацией Республики Мордовии «Иппотерапевтический клуб “Доверие”», в котором есть две лошади — Лаврик и Матильда, специально обученные для занятий с детьми с РДА. «Уход за лошадьми — новый компонент нашей работы, — добавляет кандидат психологических наук, специалист по иппотерапии Надежда Морозова. — В городе у ребят нет такой возможности, потому что лошади живут в конюшне. А в лагере лошади будут все десять дней рядом с детьми. Так мы постараемся привить детям трудолюбие, поскольку у них есть в этом потребность, но не всегда есть возможность ее реализовать».
«Бывает, что родители слишком жалеют детей-инвалидов, хотя это не всегда полезно самим детям, — добавляет Татьяна Барашихина. — Мы хотим показать, что дети с РДА, несмотря на свои особенности, многое понимают, хотят и умеют, хотя и не всегда способны выразить это словами. Наша цель в том, чтобы каждый родитель поверил в своего ребенка, в его возможности. Мы постараемся научить здоровых братьев и сестер радоваться общению и занятиям с такими детьми, не думать, что это какое-то наказание или обуза в их жизни».

Некоторые родители надеются, что лагерь позволит их детям укрепиться в вере. «Моя дочь сейчас находится в подростковом возрасте и отрицает всё, что до сих пор было привычным, — говорит Елена, мама девочки с РДА. — Например, она ленится молиться и ходить на службу. Поэтому это очень важно для нас, что лагерь будет рядом с монастырем и мы сможем чаще ходить на службы, укрепим нашу веру и, я надеюсь, станем ближе к Богу».
В православном лагере дети почувствуют заботу о себе не только со стороны родителей и социальных учреждений, но и со стороны Церкви, считает клирик кафедрального собора святого праведного Феодора Ушакова протоиерей Виктор Хохлов.
«Распорядок дня организован так, что дети молятся перед каждой трапезой, — говорит священник. — Есть ли у ребят возможность дома помолиться до и после еды? Молятся ли их родители? Может, забывают в какой-то суете?» По мнению священника, паломнические поездки в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский и Пайгармский Параскево-Вознесенский женские монастыри — это яркая составляющая в развитии ребенка.
Паломничество дает возможность увидеть, что жизнь очень разнообразна. Есть другие города, храмы с другой архитектурой, есть целые архитектурные ансамбли. «Что это такое, архитектура? Для них это может оказаться новым словом, и они станут осмысливать его, — размышляет отец Виктор. — А что такое монастырский комплекс или ансамбль зданий? Скажут, ансамбль только музыкальный бывает, хоровой, а вот оказывается, есть ансамбль зданий. Эти поездки расширяют кругозор, влияют на общее развитие. Нужно только приложить усилие, чтобы раскрыть возможности и способности таких детей, помочь им поверить в себя, понять, что вера во Христа раскрывает новые горизонты жизни».
Алексей Реутский

Ее молитвы не пропали втуне

У Марии (имя изменено) двое детей, младший Данила — аутист. Когда она рассказывает о своей семье, ее глаза сияют. Хотя для депрессии и печали есть достаточный повод. Но с ее семьей занимаются специалисты приюта «Надежда». Мария видит, как сын развивается, и спокойна за будущее Данилы.
Даниле было три года, когда Мария заметила, что он отличается от других детей. Врачи утверждали, что у Данилы врожденная глухота. Мария не согласилась с этим. Сама по профессии педагог, она стала наблюдать за сыном и пришла к правильному диагнозу. Далее были поездки в Москву к специалистам и изучение проблемы более глубоко. Данилу, которому сейчас 12, Мария стала воцерковлять шесть лет назад.
Когда она поначалу посещала с сыном храм, он постоянно выбегал на улицу либо начинал кричать и гасить все свечи. Невозможно было его и причастить. Мальчик отпихивал Чашу руками либо не открывал для причастия рот. «Приучала его ко всему постепенно, шаг за шагом, — рассказывает Мария. — Идем с ним в храм, спрашиваю, как ты будешь ротик открывать, он показывает. Подходим к Чаше, говорю ему: “Сынок, открой ротик”. Он всё слышит, хотя и не говорит». Постепенно у Данилы выработался навык правильного поведения в церкви: умение спокойно стоять на одном месте, зажечь и поставить свечку, перекреститься, поклониться, спросить благословение. В храме он слушает батюшку, с ним можно что‑то проговорить, дать ему какие‑то назидания, он поймет и запомнит. «Значит, он всё понимал и слышал, а мои материнские молитвы не пропали даром», — улыбается она.
Жизнь в Церкви делает ребенка-аутиста спокойней, уравновешенней, способствует более быстрому формированию чувства ответственности, считает Мария. Например, Данила всегда помогает по дому: принести сумки из магазина и всё разложить по своим местам. Он может быстро найти потерянный предмет, если кто‑то из родителей или сестра попросят его об этом. Несмотря на отсутствие речи, мальчик слышит все инструкции и отличает интонацию в голосе. С ним можно спокойно сходить в театр или посидеть в кафе, никто не обратит внимания, что у него проблемы. «Такой ребенок может научить вас радоваться, — говорит Мария. — Моей старшей дочери многое давалось легко, мне не нужно было долго с ней заниматься. А с Данилой всё иначе. Мы последовательно учимся всему. И если успехов дочери я порой не замечала, то тут я счастлива от каждой, даже маленькой, победы».

Они принимают Бога, как и мы
Протоиерей Виктор Хохлов,
секретарь Саранской епархии, председатель миссионерского отдела, клирик кафедрального собора святого праведного
Феодора Ушакова

Контакт с такими ребятами я устанавливаю через педагогов. И дети встречают тебя с радостью: кто научен, при встрече берет благословение. Важно не пропустить никого, уделить внимание каждому. Говорю с ними как со всеми другими детьми. Рассказываю о необходимости молитвы, обращении к Богу. Они принимают Бога, как и мы. У нас в соборе служит один мальчик-аутист, ему, наверное, лет 15, его приводит мама. Его послушание — следить за подсвечником, для него это очень значимо. Он очень внимательно относится к своей одежде (он одет в стихарь), хотя она длиннополая, с широкими рукавами, и ему не всегда бывает удобно. Но он очень старается, и с каждым разом получается всё лучше.
На исповеди он произносит лишь отдельные звуки, и мне порой бывает трудно его понять. Поэтому мама рядом стоит. Иногда они вместе с мамой что‑то решат и подходят ко мне. Мама за него спрашивает, а он стоит рядом и кивает. Иногда на исповеди я называю грехи, он соглашается кивком головы, потом я говорю: назови те грехи, которые сам знаешь за собой, Господь тебя услышит. Так мы с ним и исповедуемся. Со стороны только кажется, что дети-аутисты чего‑то не понимают. Но это не так. Они чувствуют и понимают не хуже нас. Просто с ними надо работать, заниматься, общаться. Я больше чем уверен, что этот мальчик из нашего собора сможет жить самостоятельно, если останется вдруг один. И чем лучше мы будем работать с такими людьми, чем ближе они будут к Церкви, тем будет лучше и для них, и для нас. И вот вам конкретный пример.

Одной женщине врачи объявили, что она больше не сможет рожать. А они с мужем очень хотели детей. Первый ребенок у них родился аутист, еще у него ДЦП. Мальчишке пять лет, и хотя он говорит, но очень плохо. И каждый раз, когда они с мамой проходили мимо храма, мальчик настойчиво просил туда зайти. Она долго отказывалась, но наконец уступила. Ей казалось это странным, что ребенок зовет ее в храм, потому что никто не помнил, когда он там был в последний раз. Мальчик встал на колени перед распятием и долго так молился, хотя его никто этому не учил. Мать почувствовала, что тревожить его не нужно. Когда он подошел к ней, она спросила его, о чем он просил. «Я просил, чтобы Боженька дал нам здорового братика», — ответил малыш. Прошло несколько месяцев, женщина забеременела и родила здорового ребенка. Оба родителя были поражены, стали всё чаще посещать храм и в итоге воцерковились. Поэтому я думаю, такие дети порой чувствуют и понимают Бога глубже нас. И мы не знаем, какие дела Божии могут явиться на них.

Справка

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовии «Республиканский социальный приют для детей и подростков “Надежда”» открылся в 1994 г. Рассчитан на 60 детей в возрасте от 3-х до 18 лет. Основная задача — оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, профилактика безнадзорности и беспризорности. За год учреждение оказывает помощь 280 детям. За 19 лет работы социальную, медицинскую, правовую, психологическую и педагогическую помощь получили 4500 детей.

Справка

Аутическое расстройство, или аутизм, — это нарушение в правильном развитии головного мозга, которое вызывает у ребенка нежелание к социальной адаптации, повторяющиеся действия и ограничение спектра интересов. Точная причина аутизма до сих пор не установлена. Аутизм поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Эти дети плохо идут на контакт, речь либо отсутствует, либо монотонная и непродолжительная, движения тела «заученные», стереотипные. Однако потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку. Но детям-аутистам крайне сложно найти связь с окружающим миром, в которой они нуждаются так же, как и все. Поэтому задача психологов и родителей — оказание им помощи при налаживании связей с внешним миром. Около 30 % детей-аутистов имеют уровень интеллекта выше среднего, часто аутисты даже обладают выдающимися способностями в различных областях (например, американский режиссер Вуди Ален), но среди них также встречаются и умственно отсталые люди.

26 августа 2013 г. 10:48
Ключевые слова: дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи