После кончины известных духовников их чада, желая увековечить память дорогого человека, пишут воспоминания, составляют сборники поучений батюшки. Образ духовника при этом рисуется через призму восприятия самых разных людей, и разобрать, где правда, а где вымысел в этих воспоминаниях часто просто невозможно. Всегда ли авторы-составители подобного рода книг, которые столь широко продаются в церковных магазинах, осознают лежащую на них ответственность? Ярким примером откровенного мифотворчества можно считать книгу Антона Жоголева «Старец Иероним», посвященную жизни и наставлениям игумена Иеронима (Верендякина).
Схиигумен Иероним (Иван Яковлевич Верендякин; 1931 — † 2001) с 1991 года был насельником и братским духовником Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря. К батюшке за годы его духовничества обращались за советом тысячи людей, приезжавших для этого из самых отдаленных мест России. Но, как это часто бывает, еще при жизни вокруг старца роились слухи и создавались мифы. Под видом истинных случаев и поучений они собраны в книге Антона Жоголева «Старец Иероним» (Рязань: Зерна, 2009).
В книге указано, что она издана по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. В предисловии автор, являющийся главным редактором самарской православной газеты «Благовест», пишет: «Мы познакомились с отцом Иеронимом... и с первого взгляда я понял: передо мной великий подвижник!». Это впечатление А.Жоголев подкрепляет и мнением об отце Иерониме схимонахини Марии (Матукасовой). Все это — и благословение правящего архиерея, и отзыв блаженной старицы — вроде бы позволяет относиться к этой книге с полным доверием.
Однако дальше на читателя обрушиваются страшные пророчества о последних временах и конце света, предостережения об опасности, исходящей от штрих-кодов и ИНН, описания злобных происков колдунов и колдуний, рассказы о всевозможных сновидениях с участием старца, а также рассуждения о святости Григория Распутина…
Тот, кто дочитает эту книгу до конца, останется в недоумении — действительно ли это книга о православном подвижнике благочестия?
ИНН и конец света А.Жоголев, рассказывая о схиигумене Иерониме на страницах возглавляемой им газеты «Благовест», фактически способствовал распространению апокалиптических настроений среди православного населения нашей страны. Он предупреждал о мнимой опасности, якобы исходящей от ярлыков со штрих-кодами, которые наклеиваются на различные потребительские товары, и от индивидуальных номеров, закрепляемых за налоговыми счетами граждан органами финансового контроля.
Отец Иероним был резким противником присваивания гражданам индивидуальных налоговых номеров: «Вся Россия узнала, что есть в Санаксарах духовник, старец, и вот этот старец открыто не благословляет брать ИНН». «Отец схиигумен предупреждал, что ни при каких обстоятельствах нельзя принимать электронные карточки и ИНН, потому что все это — звенья одной системы, опутывающей весь мир, в ходе глобализации готовятся данные для антихриста. Те, которые ради выживания примут печать антихриста, получат только невыносимые скорби… Будут потом, говорил батюшка, вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будет. Горы непогребенных трупов, смрад над городами и селами…»
«Опасность ИНН» тесно связана в книге с эсхатологическими настроениями: батюшка, «предсказывая тяжелое время, велел траву сушить и в банки закручивать». Другим чадам батюшка советовал запасать вместо продуктов просфоры.
Можно согласиться с опасностью глобализации, можно даже предположить, что различного рода информация о населении земного шара, сведенная в единую электронную базу данных, станет когда-нибудь своего рода «материалами для антихриста». Однако «печать зверя», согласно святоотеческому учению, будет ставиться только на тех, кто сознательно уверует в антихриста, поверив его ложным чудесам. «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры», — говорится в повторном решении Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 2001 года. Но об этом в книге А.Жоголева странным образом вообще не упоминается.
Сам отец Иероним вполне мог иметь частное мнение по этому вопросу, но скончался он в 2001 году, как раз в то время, когда в Церкви шла широкая дискуссия о том, как относиться к проблеме ИНН, волновавшей значительную часть православного населения нашей страны. За прошедшие годы многое было переосмыслено, появились и новые данные о возникновении движения против ИНН. Так, стало известно, что основным источником, на который опирались противники штрих-кодов и ИНН, послужили сочинения американской пятидесятницы-харизматички М.Рэлф, якобы получившей откровение об этом от «Святого Духа». Две ее книги — «Когда ваши деньги теряют смысл, 666» и «Новая финансовая система, 666» — перевел на греческий язык афонский монах Парфений. В его переводе книга получила новое название — «Тревожные знамения времен», и сначала сильно нашумела в Греции, а затем, будучи переведена на русский язык, смутила огромное количество православных, доверчиво отнесшихся к благословению афонских старцев (в российских изданиях ничего не говорилось о сектантских корнях этого сочинения). Греческий митрополит Мелетий в своей книге «Печать Антихриста в православной традиции» писал: «Если с госпожой Рэлф говорил не Святой Дух, то, значит, какой-то другой дух, — а какой именно, можно узнать по плодам». Плоды уже видны воочию — раскол в среде православных, подогреваемый и по сию пору книгами, подобными изданию А.Жоголева.
И хотя прошло уже восемь лет после кончины схиигумена Иеронима, А.Жоголев продолжает спекулировать частным мнением старца, которое идет вразрез с официальной позицией нашей Церкви. Но как же тогда понимать благословение, данное этой книге правящим архиереем?
Сны
В одном из пересказываемых снов (!) автора книги отец схиигумен пророчествует о будущем России: «Будет еще подлинное возрождение России! Будет, но не теперь, а через двадцать лет. А сейчас будет по-разному». То есть как минимум еще десять лет у нас, согласно сну А.Жоголева, есть для того, чтобы запастись сушеной травой и просфорами…
Снов в книге вообще невероятно много — как самого автора, так и многих духовных чад о. Иеронима.
Церковь не отрицает, что некоторые сны бывают от Бога, однако, по учению святых отцов, во время сна душа более подвержена воздействию падших духов, чем в состоянии бодрствования. Преподобный Амвросий Оптинский советовал: «Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения». Поэтому осторожное, недоверчивое отношение к снам будет более благоразумным, чем вера в их благодатное происхождение.
Отдельной темой в книге проходят колдуны и колдуньи. Так, со слов самого схиигумена приводится следующая история. Один школьник пришел на исповедь и поведал отцу Иерониму, что он, да и весь его класс – колдуны. Они стали ими после того, как однажды в класс пришла некая колдунья и заставила всех переписать в тетрадки загадочный текст, который она написала на школьной доске. Даже если принять, что этот рассказ — не плод фантазии мальчика, крайне сомнительным с точки зрения пастырской педагогики видится решение, принятое старцем: «Я понял, что ведьма с ними поработала сильно. Видно, весь класс и правда превратился в колдунов. Пришлось читать над ребенком чин отречения от занятий оккультизмом… Потом я сказал родителям, что мальчика нужно срочно отдать в монастырь, иначе бесы все равно будут сильно мучить его детскую, неокрепшую душу».
Чин отречения от занятий оккультизмом не подразумевает простого «прочтения над кем-либо», это сознательный диалог священника и отрекающегося. В процессе этого диалога человек отказывается от пути, осознанно им выбранного (сюда входит и приобретение оккультной литературы, и занятия оккультными практиками), а не навязанного методом принудительного получасового «диктанта». Совет священника забрать несовершеннолетнего ребенка из школы и отдать его в монастырь, чтобы «бесы не мучили», звучит очень странно.
Вопросы без ответов
В книге А.Жоголева неоднократно встречаются утверждения о святости Григория Распутина, что также идет вразрез с официальной позицией Церкви по этому вопросу. Утверждение же о том, что те, кто не почитают святыми Государя императора и его семью, не спасутся, вообще умаляет крестные муки Спасителя и ведет фактически к отвержению христианства и подмене его какой-то другой религией…
Есть в книге и просто очень странные места: «Однажды старец сказал мне (автору книги. — Ж. Г.), что недавно им и его помощниками найден в лесу под Саровом подлинный камень, на котором тысячу ночей молился батюшка Серафим. Но находится этот камень в запретной охраняемой зоне вокруг режимного Сарова, куда паломников не пускают. Жаль, я не расспросил его тогда, где находится этот камень. Больше я об этом ни от кого ничего не слышал». Непонятно, каким образом и с какими «помощниками» батюшка попал в охраняемую зону вокруг «режимного Сарова», каким образом они определили подлинность камня и почему об этом больше никто, кроме А.Жоголева, так и не узнал?..
На фоне всего этого простые поучения отца Иеронима о том, что нужно непрестанно молиться, ни с кем попусту не спорить, любить ближних своих, выглядят как-то бледно и неубедительно, особенно если призыв непрестанно молиться звучит в следующем контексте: «Прикоснешься к колдунье или просто посмотрит она на тебя, и уже “запустит” в тебя беса. Вот почему всегда нужно быть вооруженным: непрестанно молиться».
Вряд ли хорошим примером как будущим клирикам, так и мирянам может послужить батюшкин рассказ о своем нежелании учиться. На удивленные вопросы родственников, почему он не хочет учиться, батюшка твердо отвечал: «Буду попом!». И вспоминал: «Дадут мне сумку с учебниками, а я зимой на этой сумке стану кататься с горки. Книжки теряются, сумка рвется. Так катался. Господь меня сохранил… Так вот и жизнь прошла, промелькнула».
Образ отца Иеронима, каким мы видим его в книге, вызывает у читателя большие сомнения в своей подлинности. Сам А.Жоголев не сомневается в святости почившего схиигумена. На его могиле чада поют величание ему, как святому: «Ублажаем, ублажаем тя, преподобне отче наш Иерониме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов» (при этом в уме одной из духовных дочерей отца Иеронима «почему-то каждый раз невидимый голос поспешно поправлял: “Преподобномучениче”», так что она «вздрагивала от неожиданности и удивлялась: как это понимать?»). Заканчивается книга молитвой отцу Иерониму на неудовлетворительной с точки зрения грамматики смеси русского и церковнославянского языков, а также тропарем ему, 4 гласа. В примечании указано — «только для келейного чтения».
Но эти молитвословия ни в Синодальную богослужебную комиссию, ни в богослужебный отдел Издательского Совета Русской Православной Церкви не поступали, а между тем только эти синодальные учреждения могли дать такого рода рекомендацию, и то после необходимой экспертизы. Возможно, тексты молитвословий поступали в Самарское епархиальное управление, раз на обороте титула стоит благословение правящего архиерея. Но прославление подвижников Церкви — это общецерковный вопрос, и недопустимо, чтобы этим самочинно занимались те или иные отдельные группы людей.
Почитание подвижников благочестия всегда присутствовало в Православной Церкви. Но окончательное суждение о святости того или иного человека всегда выносил соборный разум Церкви. С этим связано положение, что прославление святого происходит не ранее чем через 50 лет после его кончины. И, безусловно, добрым свидетельством в таких случаях является отсутствие экзальтации, нервозности вокруг имени почившего.
Хотелось бы, чтобы на книгу «Старец Иероним» обратили внимание в Епархиальном управлении Самарской епархии, в Рождество-Богородицком Санаксарском монастыре, а в Издательском Совете Русской Православной Церкви, возглавляемом митрополитом Калужским и Боровским Климентом, была проведена подробная экспертиза данного издания.
***
На запрос «Церковного вестника» архивариус Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря игумен Венедикт (Кулешов) подтвердил, что А.Жоголев действительно получил от монастыря материалы к жизнеописанию схиигумена Иеронима (Верендякина). При этом было особо оговорено, что автор предоставит рукопись книги «Старец Иероним» на утверждение наместнику монастыря архимандриту Варнаве (Сафонову). Однако А.Жоголев не выполнил данного обещания и издал книгу, ни с кем не советуясь. В результате, с точки зрения монастырской братии, в книге представлен искаженный образ отца Иеронима, и книга не благословлена к распространению в Санаксарском монастыре. Дальнейшее сотрудничество с А.Жоголевым было прервано.
Примечательно, что А.Жоголев знал мнение монастыря о первом издании книги. Все неточности по тексту были ему указаны, но он так и не исправил их, хотя книга после этого неоднократно переиздавалась. Наместник и братия монастыря сожалеют, что именем о. Иеронима спекулируют люди, имеющие к его подвигу весьма отдаленное отношение.
На запрос председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента по поводу книги «Старец Иероним» архиепископ Самарский и Сызранский Сергий ответил: «На печатание книги ”Старец Иероним” в этом виде благословения я не давал. Приведенные в письме цитаты вижу впервые».