iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Общество
ЦВ № 9 (382) май 2008 /  14 мая 2008 г.
версия для печати версия для печати

Принц Каспиан

Возможно ли экранизировать «Хроники Нарнии»? Говорят, сам автор неоднократно возражал против этого. Справедливое требование, учитывая уровень тогдашнего кинематографа. Наверное, кое-кто из читателей знаком с британской телеверсией 1980-х годов и может представить, что и за тридцать лет, лежащие между ней и книгой, дело сдвинулось не очень далеко. Но, говоря словами «Властелина колец», теперь «мир изменился». В современной реальности господствует образ, а слово, прозвучавшее с экрана, многократно усиливает свою власть.

После выхода масштабной трилогии «Властелин колец» положительный ответ на заданный в самом начале этой статьи вопрос был предрешен: созданный другом Дж.Р.Р. Толкиена мир самой знаменитой сказки ХХ столетия должен был ожить на киноэкране. Люси отправилась в гости к фавну, бобры заговорили, и весь мир увидел Аслана.

Что, казалось бы, плохого в том, что миллионы детей разных стран именно таким образом узнают о сказке Клайва Стейпла Льюса? Конечно, абсолютно ничего, если только «Хроники Нарнии» останутся той самой сказкой. Притчей, говорящей о Боге.

Выход первой части (первой, что была написана, и второй по хронологии) «Хроник Нарнии» обострил эти споры. Сохранили ли создатели религиозный замысел книги или, как того ожидали многие, «умело обошли»? Большие надежды возлагались на следующий фильм, который мог бы расставить все точки над «i». И вот спустя почти три года мы можем увидеть, в каком направлении движется мысль создателей киноэпопеи.

12 мая в кинотеатре «Октябрь» российское представительство «The Walt Disney Company» при участии газеты «Церковный вестник» и журнала «Фома» специально для московского духовенства и церковных журналистов устроило пресс-показ фильма «Принц Каспиан». Стоит отметить тот факт, что это был первый показ второй части «Хроник Нарнии» в России, и поблагодарить представительство компании Disney за решение пригласить на это мероприятие людей, чьи ожидания весьма предсказуемы. Ведь православная аудитория оценивает фильм не только с точки зрения того, как он сделан, но и с точки зрения его послания, его духовного содержания. Мы надеялись увидеть не просто красивые пейзажи, красивых актеров и красивые битвы, но и религиозный смысл событий. Мы мечтали хотя бы одним глазком заглянуть в настоящую Нарнию.

В обсуждении, развернувшемся после просмотра, сразу же вырисовались два полюса: консервативную позицию заняли те, кто хорошо помнил текст книги и сожалел о том, что часть сюжетных линий оригинального «Прица Каспиана» создатели фильма заменили новыми, придуманными. С точки зрения выступавших, фильм ничего бы не потерял, если бы автор сценария следовал бы книге дословно, а не нагружал бы повествование выдуманными батальными сценами.

Фильм достаточно динамичен, но добрая детская сказка превратилась в героическую историю для подростков, а не для ребят 8–10 лет, для которых, собственно, и писал свои книги сам К.С.Льюис.

Сергей Чапнин, ответственный редактор газеты «Церковный вестник», высказал сожаление о том, что фильм получился предсказуемо голливудским, и отметил, что из него пропала пасхальная радость, наполнявшая книгу, и мысль о торжестве над человеческими желаниями и поступками высшего начала: «В книге дети становятся королями и королевами по воле Аслана. В фильме же на первый план выведена человеческая слабость, а Аслан превращен в плюшевого мишку. Это печально».

Протоиерей Максим Козлов сказал, что первый фильм оставил у него более радостное впечатление и добавил, что автора улучшать не нужно: «В книге есть целый ряд вещей, которые достаточно хороши и кинематографичны сами по себе. “Принц Каспиан” — это неплохой фильм с небольшим налетом христианства. Это нечто вокруг сюжетов Льюиса, но это не Льюис. В первом фильме христианский контекст прочитывался легче. Здесь же оставлены только общечеловеческая нравственность и самые банальные истины: гордиться плохо, дружить — хорошо».

Отец Максим подчеркнул, что особенно ему не понравилась «физиологическая» сентиментальность последних сцен. «Неприятно, когда режиссер давит на определенные кнопки, добиваясь определенного эффекта, — сказал он. — У меня лично это вызывает психологический протест».

С этим согласился и корреспондент интернет-журнала «Татьянин день» Даниил Сидоров: «Абсолютно неорганично смотрится любовная сцена в финале, когда домысливается то, чего у Льюиса не было, и не могло быть, потому что это сказка, а в сказке недопустимо переступать за некий предел. В книге Каспиану 13 лет, в фильме — 17, а актеру, который его играет, — все 26. Это не маленький мальчик, которому предстоит стать королем, а взрослый юноша. Все эти формальности сильно влияют на сам дух произведения».

Несколько иное мнение высказал протоиерей Алексий Уминский, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия». Согласившись с критикой в адрес картины, он сказал, что считает, что до конца христианство из фильма все-таки не выхолощено. «В нашем мире не хватает героизма. Может, создатели немного переборщили, но, слава Богу, они показали настоящий рыцарский героизм, и показали его по-христиански, даже в тех сценах, которые напрямую и не опираются на текст.

Эти знаковые вещи обозначены очень четко, их нельзя не заметить, нельзя пропустить, на них нельзя не обратить внимание, они с очевидностью несут свой педагогический смысл. Таких фильмов практически нет. Мы такого кино снимать не умеем. Фильм “Остров” (с огромным вопросом о его настоящем содержании) единственный из тех, где вообще говорят о духовности. Здесь же для подростка, для современной молодежной культуры настоящие духовные ценности очевидны. Показано предательство, которое искупается, искушение, которое побеждается.

Все подмеченные неточности и недочеты не заглушают самого главного — христианского звучания этого фильма», — закончил свою мысль отец Алексий.

«Придя на голливудский фильм, стоит ли удивляться, что видишь фильм, созданный по законам Голливуда?» — задал вопрос библеист Андрей Десницкий и рассказал о том, как относятся к первому фильму далекие от Церкви люди. «Первый фильм очень понравился одной моей нецерковной знакомой, и я сказал ей что-то про его евангельские мотивы. Это ее очень удивило, и она задумалась. Меня поразило то, что, с точки зрения христианской миссии, эти фильмы — отличный способ донести до людей христианскую историю, которую они могут даже не распознать сначала, но все-таки в их голове она отложится», — сказал Андрей Десницкий.

Участники обсуждения отмечали, что создатели фильма обращались в первую очередь к зрителю, сформированному американской культурой. Пусть на первых порах зритель и читатель воспринимает «Хроники Нарнии» как добрую, захватывающую, интересную сказку. Посеянное в душе семя со временем даст свой плод, особенно, если однажды такому человеку попадется на глаза вдумчивый и серьезный аналитический комментарий.

Практическое значение фильма — стать подспорьем миссионеру, отправной точкой в разговоре с современником. Фильм, в котором рассказывается о том, что гордость это плохо, а дружба — хорошо, и что человек без Аслана (который является аллегорическим образом Христа) ничего сделать не может, — настоящая находка для православного миссионера.

 

Валерия Ефанова
14 мая 2008 г.
Ключевые слова: кино, литература
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00