выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
В мире
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

В Париже обучают православных активистов

В Париже, при храме Трех Святителей Русской Православной Церкви Московского Патриархата, 11 ноября состоялся обучающий семинар «Галльские схолии», целью которого стала подготовка руководителей социальных проектов епархии.

Сегодня наши соотечественники, проживающие или временно находящиеся в Европе, могут укрепляться в православной вере и участвовать в полноценной литургической жизни многочисленных храмов Корсунской епархии во Франции, Испании, Швейцарии и Португалии. При этом общественное служение Православной Церкви в этих странах еще ждет своих делателей. Назрела необхомость более активного и деятельного участия мирян в социальной, катехизаторской, молодежной работе епархии. Полноценное развитие этих аспектов деятельности Церкви требует овладения определенными знаниями и навыками работы.
На обучающем семинаре «Галльские схолии» и была поставлена задача подготовить руководителей социальных проектов Корсунской епархии, то есть обучить активных прихожан необходимым теоретическим знаниям и дать им практические навыки общественного служения.
При организации православного семинара важно правильно выбирать образ преподавания. В современном христианском мире на Западе существует традиция устраивать ретриты (англ. retreat) — небольшие выездные семинары с изучением вероучения и молитвенной практикой в отдаленных, тихих, живописных местах, на природе или в монастыре. Митрополит Антоний (Блум) описывает это явление в своих воспоминаниях, когда он вместе с интересующимися православием хиппи провел на далекой заброшенной ферме несколько дней, в посте, с долгими периодами тишины, молитвы и редкими краткими беседами-наставлениями об обретаемой вере. У нас была несколько иная цель, более прикладная. Но надеясь положить традицию подобных образовательных мероприятий, мы назвали первый семинар словом «схолия», от древнегреческого scolh («схолэ») — школа, учение, досуг, времяпрепровождение. Так как в этот раз семинар не был продолжительным по времени и не нуждался в особых внешних условиях (молитвенной уединенности), было решено провести его непосредственно при кафедральном храме Трех Святителей в Париже, тем более что семинар был организован для прихожан Парижского благочиния Корсунской епархии.
В семинаре принимали участие около десяти человек. Одна из участниц, Екатерина Соложенко – киевлянка, продолжающая в Париже свое образование и проходящая послушание за свечным ящиком Трехсвятительского храма, так охарактеризовала прошедшие схолии: «Замечательный семинар! На нем я приобрела теоретические и практические навыки написания социального проекта, и теперь намерена закончить и реализовать сформулированный мною проект». Помимо этого Катя собирается «организовывать различные приходские и межприходские мероприятия, участвовать в руководстве молодежной организации». Здесь необходимо отметить, что верующие Корсунской епархии намерены создать свою общественную организацию, и сейчас среди молодежи храма Трех Святителей идут бурные дискуссии о названии создаваемой организации и ее интернет-сайта. Духовником организации является иеромонах Алексий (Дюмонд), который официально служит православным капелланом знаменитого Иностранного легиона.
В целом можно констатировать, что после прохождения семинара его участники умеют:
• Ясно и последовательно излагать свои намерения и идеи общественного служения в форме законченных письменных проектов.
• Находить спонсоров для разработанных проектов, обосновывая необходимость их финансовой поддержки.
• Четко реализовывать разработанные проекты.
• Устанавливать и развивать общественные связи, работать со средствами массовой информации.
В ходе работы семинара его участники подготовили ряд проектов. Например, проект Андрея Клемма «Святой источник» направлен на восстановление благолепия и почитания источника, который в XIII веке забил из-под храма в городке Сантин в Пикардии, когда в этот храм доставили мощи святого Иоанна Крестителя. Благодаря трудам Андрея и Виолеты Масловых, развивающих паломническую службу Корсунской епархии, православные уже начали совершать регулярные паломничества к мощам Иоанна Предтечи и его источнику. Екатерина Матвиенко намерена вести проект «Развитие православной культуры во Франции» для знакомства с православной традицией учащихся образовательных учреждений Парижа. Антонина Андрэ разработала проект «Пойте Богу нашему, пойте!» по созданию церковного хора и проведению межприходского фестиваля церковных хоров. Александр Асеев намерен проводить проект «Сохранение и поддержание памятников русского наследия во Франции». Первым делом он планирует заняться реставрацией и уходом за заброшенными могилами русских священиков и монахов на кладбище в городке Розе-ан-Бри. Проект Екатерины Соложенко «Апологетика учения Православной Церкви» призван аргументировано и доходчиво разъяснять и опровергать различные современные заблуждения среди православных христиан.
Подобные схолии, а также короткие циклы катехизаторских лекций могли бы перерасти в единую миссионерско-просветительную программу Корсунской епархии. Эта возможность подтверждается интересом православных из различных регионов Франции к образовательным программам при кафедральном храме Трех Святителей в Париже.
 

Антон Одайский
20 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00