iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Аналитика
Архимандрит Леонид (Кавелин)
ЖМП № 8 август 2022 /  22 августа 2022 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Размышляя о дивных делах Твоих, Господи

АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) В ГОДЫ НАМЕСТНИЧЕСТВА В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.

Преемник преподобного Антония

Предшественником архимандрита Леонида на послушании наместника Троице-Сергиевой лавры был архимандрит Антоний (Медведев), управлявший обителью более 46 лет. Монастырь уже через три года его наместничества стал неузнаваем. Лаврские храмы отреставрировали и благоукрасили; Троицкий собор, Никоновская, Духовская и Смоленская церкви стали отапливаться. Благодаря этим преобразованиям количество посещавших обитель богомольцев увеличилось в несколько раз. Стараниями настоятеля в Варваринском корпусе появилась странноприимная мужская больница, а за лаврскими стенами — женская больница и богадельня. В Пятницкой башне в 1840 году открылись приют и училище для сирот на сто человек; воспитанники жили и учились на полном содержании монастыря. Заработали иконописная и литографическая мастерские, а также школа иконописания. Лавра кормила бедных, в неурожайные годы выдавала нуждавшимся муку и хлеб. При посадской тюрьме хлопотами архимандрита Антония появился свой храм.

Неудивительно, что назначение стать преемником столь выдающейся личности тяготило архимандрита Леонида, как это видно из письма к нему великого подвижника Амвросия Оптинского: «Мы давно слышали о вашем назначении; только думали, что уважат ваше уклонение от этой многотрудной должности... С помощию Божией, за молитвами преподобного Сергия, успеете что-нибудь хорошее и полезное сделать и по Лавре — хотя, разумеется, не без труда, и труда немалого»1. Архимандрит Леонид прибыл в обитель преподобного Сергия со своим духовником иеромонахом Серафимом (Петровым) в конце июня 1877 года.

Первые годы служения в Лавре оказались ознаменованы рядом торжественных событий. Так, в 1878 году отмечалось столетие 1-го Московского кадетского корпуса, в котором обучался архипастырь. Лаврский наместник принял участие в праздничных богослужениях, а также обнародовал связанные с дорогим его сердцу учебным заведением некоторые исторические материалы.

Другим особым событием явилась возглавляемая митрополитом Санкт-Петербургским Исидором (Никольским) коронация императора Александра III, проходившая 15 мая 1883 года в кремлевском Успенском соборе, на которой присутствовал и отец Леонид. В 1885 году отмечалось тысячелетие блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия, славянского первоучителя, в 1888-м — 900-летие Крещения Руси. Конечно же, и эти мероприятия прошли не без участия лаврского наместника.

Реставрационные работы и литературные труды

Одной из основных заслуг архимандрита Леонида в качестве наместника Троице-Сергиевой обители стали большие ремонтно-­реставрационные работы. В Троицком соборе и Никоновской церкви его попечением были поновлены росписи, в Успенском соборе чугунные плиты заменены на каменные и отреставрированы три яруса иконостаса, а также благоукрашен Трапезный храм, приведена в порядок ризница. «Будучи сам строгим монахом, отец Леонид требовал и от других строгого отношения к исполнению своих обязанностей. Он ввел строгий порядок в жизнь обители. В то же время он много заботился и о внешнем благоустройстве ее; как хороший археолог, он, по поручению Московского археологического общества, восстановил главнейшие здания обители»2, — писал о нем А. Никольский. Архиепископ Тверской Савва (Тихомиров) после посещения Лавры в декабре 1882 года оставил о ней восторженные отзывы, особенно отметив состояние Успенского собора: «...поражен был блистательным обновлением и украшением этого обширного храма, бывшего прежде в большом запустении»3.

Несмотря на работы по реставрации и благоукрашению обители, конечно же, отнимавшие много времени и сил, архимандрит Леонид не оставлял своих литературных занятий. Работая часто по ночам, он написал много научных трудов и в этот последний период своей жизни. В первую очередь они касались обители преподобного Сергия. На каждом новом жизненном этапе научное и литературное творчество отца Леонида обогащалось новой тематикой, обусловленной местом его пребывания, и назначение в Лавру не могло не отразиться на этой деятельности. Так, «Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры», составленное протоиереем Александром Горским по рукописным и печатным источникам, архимандрит Леонид дополнил Приложением («Чтения в Общ. Истории», 1878 г., кн. IV и 1879 г., кн. II). Надо отметить, что отец Леонид обладал удивительным умением давать новую жизнь сочинениям своих предшественников, существенно дополняя их новыми материалами и изысканиями, что делало их еще более ценными и актуальными.

Среди трудов отца Леонида, посвященных обители преподобного Сергия, следует отметить «Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (составленное библиотекарями Лавры иеромонахами Арсением и Иларием и изданное исключительно при содействии отца Леонида), а также его сочинения: «Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры», «Участие преподобного Сергия в событиях 1380 года», «Жалованная грамота Троице-Сергиеву монастырю от удельного Дмитровского князя Юрия Ивановича в 1504 году», «Надписи Троицкой-Сергиевой лавры», «Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленькаго, 1648–1652», «Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилищ Свято-Троицкой Сергиевой лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 году». Нельзя не отметить и издание попечением архимандрита Леонида «Жития преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвального ему слова», написанного в XV веке преподобным Епифанием Премудрым.

Высоко держал знамя монашества

Одним из первых деяний лаврского наместника было основание им монастырского издания «Троицкие листки», ответственным за которое был назначен послушник Николай Рождественский4, последовавший за отцом Леонидом в Лавру из Новоиерусалимского монастыря.

Первый номер издания вышел 1 февраля 1879 года. Всего в течение первого года увидели свет десять номеров общим тиражом в 64 тысячи экземпляров. Из них 11 тысяч было продано по низким ценам, около 40 тысяч паломники получили бесплатно в качестве духовной милостыни от обители в странноприимной палате «во время трапезования богомольцев»5.

«Троицкие листки» предназначались для простых людей, которые не имели возможности читать объемные святоотеческие душеполезные книги. Благодаря глубине содержания их называли «Добротолюбием для простого народа». Летом 1886 года возник вопрос об устройстве лаврской типографии. Это было необходимо для того, чтобы увеличить тираж Листков и начать издавать духовную литературу. Но, несмотря на согласие учрежденного Собора лавры, решение вопроса отложили на несколько лет, и типография открылась лишь в 1894 году.

Будучи наместником Троице-Сергиевой лавры, архимандрит Леонид создал свой капитальный труд «Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова». Он взялся за эту работу в 1885 году по просьбе вдовы графа Прасковьи Сергеевны, а в 1893–1894 годах, уже после его смерти, вышло в свет издание в четырех частях. Также при архимандрите Леониде проводились работы по упорядочиванию документации и изучению лаврского книгохранилища, была осуществлена публикация особо ценных рукописей этого собрания. Последний труд архимандрита Леонида, подводящий итог его деятельности, — «Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси обще и местно чтимых до XVIII века: Справочная книга по русской агиографии» (СПб., 1891) — является как бы завещанием будущим исследователям, которым многое еще предстояло и предстоит сделать в области агиографии и источниковедения.

Трудолюбие и скромность являлись отличительными чертами архимандрита Леонида. При этом, как уже отмечалось, он был весьма строг к себе в своей ученой деятельности и от других требовал прилежного отношения к исполнению своих обязанностей. Иногда такая строгость вызывала недовольство со стороны окружающих.

В своих воспоминаниях граф С. Д. Шереметев говорил о немалых трудностях, с которыми из-за этого столкнулся отец Леонид, особенно в начале своего служения наместником обители преподобного Сергия. Вместе с тем граф отмечал, что благодаря общительности наместника посещавшая Лавру интеллигенция постепенно воцерковлялась. Сам отец Леонид, по словам Шереметева, «высоко держал знамя монашества... С виду несколько согбенный и уже далеко не крепкий телом, он производил впечатление уже тем, что не похож был на других. Он мало обращал внимания на себя, не принадлежал к числу выхоленных архимандритов... Он был горяч и вспыльчив, непреклонен и непримирим с житейской пошлостью»6.

В последние годы жизни архимандрит Леонид много болел. Причастившись накануне кончины Святых Христовых Таин, он мирно отошел ко Господу 22 октября 1891 года и был погребен со стороны алтаря Духовской церкви. На кресте у его надгробия благодарная лаврская братия выгравировала надпись «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениях руку Твоею поучахся» (Пс. 142, 5)7, кратко и емко отразившую суть подвига исследователя, историка и делателя на ниве духовного просвещения наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Леонида (Кавелина).

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 20 февраля (4 марта по н. ст.) 1822 г. в Смоленской губернии в семье военного. Происходил из калужских дворян, по линии матери относился к роду Нахимовых. В 1840 г. с отличием окончил 1-й Московский кадетский корпус и поступил в лейб-гвардии Волынский полк. Прослужил там двенадцать лет, дослужившись до чина капитана. В 1852 г. вышел в отставку и поступил послушником в Оптину пустынь. Пройдя иноческий искус под руководством строгих подвижников благочестия, 7 сентября1857 г. был пострижен в монашество с наречением имени Леонид в память скитоначальника Оптинского скита иеросхимонаха Льва (Наголкина), в монашестве Леонида. В октябре того же года рукоположен в сан иеродиакона,через несколько дней — во иеромонаха.

В 1858–1859 гг. отец Леонид трудился в Русской духовной миссии в Иерусалиме, а с конца 1859 по 1863 г. подвизался в столь любимой им Оптиной пустыни. В 1863–1865 гг. нес послушание начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, в 1865–1869 гг. — исполняющего обязанности настоятеля церкви при Российском посольстве в Константинополе, в 1869–1877 гг. — настоятеля Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877 г. и до конца жизни — наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

ИЕРОМОНАХ ПАФНУТИЙ (Дмитрий Алексеевич Фокин) родился 5 апреля 1976 г. в Уфе. В 2000 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 2004 г. — Московскую духовную академию. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Святоотеческое учение о терпении (по “Добротолюбию”)». Монашеский постриг принял в 2007 г. В 2018 г. рукоположен в сан иеромонаха. Исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, заместитель заведующего библиотекой Лавры.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: Макарий (Веретенников), архим. Во главе Троице-Сергиевой лавры. Доклад на Национальной научной конференции «200-летие со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина)» 3 марта 2022 г.

2 Никольский А. Леонид (Кавелин) // Русский биографический словарь. Т. 10. СПб.: Имп. Рус. ист. о-во, 1914. С. 203.

3 Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: [в 9 т.]. Т. 6. Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1906. С. 715.

4 Впоследствии архиепископ Вологодский и Тотемский Никон.

5 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 15. Ед. хр. 24761. Л. 1 об.

6 Шереметев С. Д. Архимандрит Леонид (Кавелин). М.: Типо-лит. А. В. Васильева и К°, 1901. С. 4–5.

7 «Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял» (Пс. 142, 5). По словам святителя Иоанна Златоуста, псалмопевец Давид черпал утешение от размышления о древних событиях, от воспоминания о различных действиях промышления Божия. Поступая таким образом, он получал великое утешение и становился ближе к Богу (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. На псалом 142).

 

22 августа 2022 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00