Духовное образование без границ С созданием в конце 2021 года Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви возникла острая необходимость в подготовке духовенства для местных приходов. Почти год назад, в ноябре 2022 года, одиннадцать студентов приехали в Россию, чтобы получить духовное образование и стать затем православными пастырями у себя на родине. Как выстроена в Санкт-Петербургской духовной академии система обучения иностранцев и какие трудности приходится преодолевать африканским студентам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель международного отдела академии протоиерей Димитрий Сизоненко. PDF-версия.
27 июля 2023 г. 14:30
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу» Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре. PDF-версия.
16 ноября 2022 г. 17:00
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь» В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать
Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Упростилось оформление права собственности на дома причта В новом году в правовом регулировании деятельности религиозных организаций произойдут серьезные изменения. Поправки внесены в Лесной и Налоговый кодексы, а также в ряд законов: о банках, об основах туристической деятельности, о регулировании в сфере собственности, земельных и имущественных отношений и др. Наиболее важные перемены в сфере юридических отношений Церкви и государства прокомментировала нашему журналу руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
17 февраля 2022 г. 13:00
На линии огня Летом риск пожара особенно высок. Справедливо это не только в отношении гражданских сооружений, но и монастырей, приходских храмов, любых церковных строений. Как снизить вероятность ЧП? Как правильно эксплуатировать свои объекты, чтобы инспекторы Госпожнадзора не выписывали штрафы общинам?
16 апреля 2019 г.
О формах и правилах господдержки НКО, относящихся к религиозным организациям В настоящее время в Юридическую службу Московской Патриархии поступают обращения из разных епархий, в которых содержится вопрос — могут ли церковные структуры, приходы или подворья считаться социально ориентированными организациями (НКО) согласно нормам действующего законодательства. И как следствие, пользоваться предусмотренных законом льготами в виде финансовой поддержки государства. Да, могут, и это право было законодательно закреплено в 2010 году. Что необходимо знать для получений такой государственной поддержки? PDF-версия.
27 января 2019 г. 16:21
|
ЖМП № 9 сентябрь 2012 /
18 сентября 2012 г.
Юридические аспекты деятельности образовательных организацийОбразовательные организации подразделяются в зависимости от учредителя на государственные, муниципальные и частные (негосударственные). Деятельность негосударственных образовательных организаций регулируется Законом РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ и др. Ст. 5 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" устанавливает, что в Российской Федерации религиозное образование несовершеннолетнего обучающегося возможно при наличии согласия как самого ребенка, так и его законных представителей, родителей или опекунов. Согласно ст. 12 Закона "Об образовании", образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций (п. 1 ст. 11.1 Закона "Об образовании"). Тем самым законодательно определяется основная цель образовательных организаций: она заключается не в извлечении прибыли, а в осуществлении образовательного процесса. Закон обязывает учредителя обеспечивать функционирование учрежденной им образовательной организации, в том числе осуществлять ее финансирование. Школа также может осуществлять свою деятельность на пожертвования, на гранты. Не исключен вариант оплаты обучения ребенка родителями. Требования к уставу образовательной организации закреплены в ст. 13 Закона "Об образовании", согласно которой в уставе в обязательном порядке указываются наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; учредитель; организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ и т.д. Устав в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. В соответствии со ст. 33.1 Закона "Об образовании" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Порядок получения лицензии на право ведения образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 16.03.2011 года № 174. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия в области образования. При решении вопроса о выдаче лицензии проверяется наличие у соискателя условий осуществления образовательной деятельности (зданий и помещений, учебно-методической документации и литературы, необходимого числа педагогических работников нужной квалификации и т.д.) Получение государственной аккредитации необходимо для подтверждения права учебного заведения на выдачу диплома государственного образца. Государственная аккредитация образовательного учреждения проводится аккредитационным органом — Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия в области образования, в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным постановлением правительства РФ от 21.03.2011 года № 184. При осуществлении государственной аккредитации организации проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учебного заведения по образовательным программам Федерального государственного образовательного стандарта или федеральным государственным требованиям, а также экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида. Ст. 36 Закона "Об образовании" определяет, что руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Согласно п. 2 ст. 36, правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения. 28 ноября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования. Указанное Положение дает определение православной образовательной организации: это образовательная организация, реализующая в структуре основных образовательных программ программы православного компонента на основании действующего конфессионального представления и включенная в реестр православных образовательных организаций. Учредителями конфессиональной школы могут быть как религиозные организации (согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона "Об образовании"), так и другие юридические и физические лица. Статус православной школы обязательно должен быть закреплен в уставе образовательного учреждения. В уставе должно быть указано, что школа реализует программы религиозного образования. Также должен быть отражен уклад школы: чтение молитв, посещение богослужений, соотнесение каникул с праздниками Рождества и Пасхи, объявление выходными двунадесятых праздников. У школы должен быть такой участник образовательного процесса, как духовный попечитель. Могут устанавливаться дополнительные требования к поведению учеников. Как любое образовательное учреждение, православная школа обязана реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), а как православная школа — и Стандарт православного компонента общего образования1. Стандарт православного компонента общего образования разработан таким образом, что позволяет включать в общеобразовательную программу вероучительные дисциплины и пр., не нарушая норм аудиторной нагрузки. Для перехода на программы Стандарта православного компонента для школ предусмотрен промежуточный период. В рамках Синодального отдела религиозного образования и катехизации создана аттестационная комиссия, которой поручен конкретный вид деятельности — аттестация православных общеобразовательных организаций и контроль в будущем над их деятельностью (в части реализации программ православного компонента общего образования). Специалисты комиссии приезжают в школы, знакомятся с образовательным процессом, документами и программами обучения, посещают уроки. На основании изучения правоустанавливающих документов, а также рабочих программ вероучительных дисциплин комиссия делает вывод о соответствии или несоответствии содержания вероучительных дисциплин Стандарту православного компонента общего образования. При успешном прохождении аттестации школе выдается документ — конфессиональное представление Русской Православной Церкви на определенный срок. Школа вносится в реестр православных образовательных организаций, размещенный на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Образовательными организациями являются не только школы, гимназии и др., но и приюты. Бытует мнение, что под образовательным приютом понимается только то учреждение, где есть школа. Я считаю такую точку зрения ошибочной. Ст. 12 Закона "Об образовании" определяет образовательное учреждение как учреждение, "осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников". Употреблением союза "или" законодатель совершенно определенно относит организации, обеспечивающие только содержание и воспитание обучающихся (воспитанников), к образовательным. Кроме того, в ч. 4 этой же ст. 12 Закона "Об образовании" наряду с общеобразовательными выделен отдельный тип образовательных организаций — "учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)". постановлением правительства РФ от 1 июля 1995 года № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым к образовательным относятся как учреждения, где дети только проживают, так и те, где дети также и обучаются (п. 17, п. 18 и др.). Таким образом, образовательным является и тот приют, куда дети помещаются для проживания и воспитания, передаются под надзор на основании направления органов опеки. Приют является законным представителем детей, защищает их права. Наряду с образовательными существуют и социальные приюты для детей. Это иные организации, создаваемые в системе социальных служб органов социальной защиты населения. В указанных приютах также могут проживать дети, но временно: на период реабилитации, до решения вопроса о целесообразности их возвращения в семью или в образовательное учреждение для детей-сирот. Эти учреждения могут реализовывать краткосрочные воспитательные программы и программы реабилитационного характера. Основной задачей социального приюта, в отличие от образовательного, является не обеспечение проживания и воспитания детей, а оказание экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность социальных приютов регулируется Примерным положением о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года № 896. Православные социальные приюты для детей относятся к сфере компетенции Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Православные образовательные учреждения для детей-сирот (включая те из них, где дети только проживают) должны будут, как и другие православные образовательные организации, проходить конфессиональную аттестацию в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации. Юлия Негус, юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации
ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил 27 июля 2011 года Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ (журнал № 76). Текст см. на сайте www.otdelro.ru См. также: Правовые формы православного образования Положение о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви Изменения в законе об образовании вступают в силу Религиозная культура в школе: воспитание свободной личности в традициях семьи и народа
18 сентября 2012 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|