iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мониторинг ОРКСЭ: каждая пятая программа обучения некачественная, каждый четырнадцатый опрошенный родитель говорит о несоблюдении добровольности при выборе модуля
Рабочая программа Рождественских образовательных чтений началась 22 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с IV конференции учителей ОПК столичного региона. После приветствий глав областного и городского епархиальных отделов религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Константина и иеромонаха Онисима (Бамблевского), председателя комиссии по образованию Мосгордумы Антона Молева и чиновников профильных структур исполнительной власти Москвы и Подмосковья с основным докладом выступил ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов. Он познакомил собравшихся с результатами мониторинга преподавания Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в четвертых классах российских общеобразовательных средних школ.
24 января 2016 г. 23:00
Аналитика
Команда Второй новосибирской гимназии, обладатель гран-при первого Фестиваля школьных СМИ "Единство". Ноябрь 2010
ЦВ № 20 (464) октябрь 2011 /  4 ноября 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Соработничество в сфере образования. Вопросы преподавания в школе основ религиозной культуры

Русская Православная Церковь воспринимает итоги апробации комплексного курса Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) как успешные. Апробация, охватившая 21 регион России, затронула десятки тысяч учителей и сотни тысяч школьников по всей стране. Итоги мониторинга, проводившегося в экспериментальных регионах, свидетельствуют, что скептические сценарии, выдвигавшиеся противниками курса, оказались далеки от реальности. Никакого разделения ребят по этноконфессиональному признаку, отчуждения или конфликта не произошло. Дети, которые пошли заниматься Основами исламской культуры или Основами православной культуры, оказались мудрее тех, кто пророчил новый раскол общества. Этот раскол оказался не глубже того, который образуется, когда один класс делят на две группы для изучения разных иностранных языков. Более того, многие родители говорят, что изучение курса ОРКСЭ даже в том виде, в котором он преподается сейчас в государственной школе, идет на пользу их детям с нравственной точки зрения: они становятся внимательней к чужой точке зрения, терпимей, мягче, снисходительней, добрей.

Понятно, что мы стоим лишь в начале пути. Существующие учебники еще далеки от совершенства и, наверное, нуждаются в доработке. Стоит подумать о том, чтобы учебно-методические комплексы постоянно пополнялись с учетом наработанного за эти годы опыта. Необходимо создавать мультимедийные издания, ориентирующиеся на самый высокий уровень существующих информационных технологий. Проблема учебников нуждается в творческом подходе, и Русская Православная Церковь готова участвовать в создании новых, интересных и основательных изданий по курсу ОРКСЭ. Позиция Московского Патриархата состоит в том, что преподавание Основ православной культуры не может происходить только в четвертом или четвертом и пятом классах, как это предусмотрено нынешними учебными планами. Такая методика может существовать в начале эксперимента, но в перспективе ее нельзя признать удовлетворительной ни с педагогической, ни с методологической точки зрения. Мы считаем, что курс ОРКСЭ вообще и ОПК в частности должен последовательно преподаваться на всех ступенях обучения, например, в четвертом, седьмом и десятом классах. Уроки в этих классах станут своего рода «точками роста», которые позволят установить соответствующие межпредметные и метапредметные связи и должным образом отвечать на серьезные вопросы взрослеющих школьников о сути национальной культуры. Московский Патриархат, исходя из этого видения ситуации, считает необходимым распространить существующую модель преподавания на начальную, среднюю и старшую школу.

Особняком стоит вопрос о подготовке и переподготовке педагогических кадров для преподавания ОРКСЭ и доступе религиозных организаций к этому процессу. Представляется странной ситуация, при которой к подготовке педагогов привлекается кто угодно, кроме собственно носителей религиозного мировоззрения. Такая неуместная «равноудаленность» ставит под вопрос адекватность преподаваемых знаний и их соотнесенность с действительным содержанием тех концепций, которые представляют в России традиционные конфессии. Соглашаясь с пониманием курса ОРКСЭ как культурологического, Церковь отнюдь не принимает мысль о необходимости выхолостить и сделать скучным преподавание основ религиозных культур, в первую очередь православной. Участие квалифицированных церковных педагогических и научных кадров в работе по подготовке педагогов может в значительной мере уберечь нас от ошибок, непрофессионализма и профанации задач преподавания единственного в школе предмета, где речь идет напрямую о человеческой душе.

Стоит отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Во многих регионах России Основы православной культуры преподаются уже много лет, иногда больше десятилетия, в рамках региональных факультативов, краеведческих практикумов и т.д. Апробация в этих субъектах Федерации лишь расширила существующие возможности, но не создала принципиально новой ситуации. В этих краях и областях накоплен уникальный педагогический опыт, имеются замечательные наработки, воспитано целое поколение любящих свой предмет учителей. Важно, чтобы в наших усилиях по созданию единообразной модели преподавания системы ОРКСЭ во всей стране опыт регионов-пионеров был в максимальной степени учтен, не подвергся усечению, а, напротив, был бы интегрирован в общий проект на пользу всем тем, кто приступает к преподаванию ОРКСЭ впервые.

Русская Православная Церковь с удовлетворением отмечает, что в соответствии с распоряжением Президента России преподавание курса ОРКСЭ в 2012 году начнется во всех регионах России. Порядок внедрения курса в оставшиеся 62 субъекта Федерации, которые не были охвачены федеральным экспериментом, подробно обсуждался на состоявшемся в сентябре 2011 года в Йошкар-Оле выездном заседании Межведомственного координационного совета (МКС) по мониторингу хода апробации курса ОРКСЭ. Изложенные на заседании предложения Русской Православной Церкви были благожелательно восприняты членами МКС. Мы поддерживаем идею, согласно которой максимально возможное число школ, готовых к внедрению курса ОРКСЭ, включит этот предмет в свои расписания уже в 2012 году, а в 2013-м предмет ОРКСЭ войдет в учебный план всех школ России.

4 ноября 2011 г. 01:00
Ключевые слова: школа, ОПК
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00