iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Участники конференции. Фото Юлии Павловой
19 апреля 2018 г. 21:10
версия для печати версия для печати

В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.

Открывая мероприятие, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры  митрополит Волоколамский Иларион напомнил участникам конференции, что это пятая патристическая конференция. «Изучение наследия святых отцов имеет приоритетное значение как для нашего учебного заведения, так и для  всей богословской науки»,- отметил председатель ОВЦС. На эти конференции приглашаются лучшие специалисты со всего мира- из Европы, Америки, Африки и Ближнего Востока, представляющие разные научные школы и разные христианские конфессии. «С самого начала мы решили следовать трем направлениям патристической  письменности- ориентальному, греческому и латинскому,- уточнил митрополит.- Так, первая конференция прошла в октябре 2013 года и была посвящена преподобному Исааку Сирину, наследие которого сегодня привлекает многих специалистов». Далее последовали научные конференции, на которых было рассмотрено наследие преп. Симеона Нового Богослова, преп.Иоанн Коссиана и преп.Ефрема Сирина. А в этом году участники конференции собрались, чтобы обсудить духовное наследие священномученика Иринея, епископа Лионского, ученика святого Поликарпа Смирнского. 
    
Священномученик Ириней родился в начале II века. Его можно было бы назвать посредником между эпохами и культурами. «Он был учеником очевидцев апостольского века, но творил в том поколении, когда Церковь столкнулась с новыми проблемами, как внешними, так и внутренними, которые не были актуальны ранее,- отметил митрополит Иларион. - Он был греком из Малой Азии - региона с развитой эллинистической культурой и уже ко второму веку богатыми христианскими традициями, - но нес служение в Галлии, среди народа, который для образованных греков и римлян был варварским. Эта посредствующая роль проявилась и в его церковном служении, когда он выступил посредником и миротворцем между несколькими церквами в вопросе о праздновании Пасхи».
Деятельность священномученика Иринея Лионского пришлась на один из самых трудных периодов в истории Церкви, когда ей приходилось противостоять гностическим течениям, представлявшим для христианства величайшую опасность. Однако значение святого Иринея для Церкви не ограничивается историческими обстоятельствами его деятельности: он явился не только великим церковным полемистом, но и глубоким богословом, и в этом отношении его наследие сохраняет актуальность по сей день. Выступающий подробно рассмотрел два аспекта богословия священномученика Иринея- его теорию искупления, ставшую вновь актуальной в православном богословии ХХ столетия и его роль в формировании и защите новозаветного канона. Митрополит Иларион также отметил, что в древней церковной литературе неизвестно описание мученичества святого Иринея. Самое раннее упоминание о святом Иринее как о мученике содержится у блаженного Иеронима Стридонского (крупнейшего на Западе в IV веке собирателя  преданий о знаменитых мужах) в комментарии на Книгу пророка Исаии (64.4). Кроме того в самом Лионе Ириней почитается как священномученик. 
На первой сессии конференции также выступили с докладами:  «Младенчество спасения: возвращаясь к вопросу о детстве у свт. Иринея» епископ Сакраментский Ириней (управляющий епархии Великобритании и Ирландии, секретарь по Межправославным отношениям Русской Православной Церкви заграницей) и «Плоть, облеченная светом Отца: свт. Ириней о преображении тела» протоиерей Джон Бэр (Свято-Владимирская Семинария, Крествуд, Нью-Йорк, США и Амстердамский свободный университет, Нидерланды).
Планируется, что патристическая конференция, посвященная священномученику Иринею Лионскому продлится до 21 апреля. С ее программой можно ознакомиться здесь.

Cправка.

До наших дней сохранились только два сочинения святого Иринея Лионского: "Обличение и опровержение лжеименного знания", известное больше под названием "Против ересей" (полное название приводится Евсевием Ксарийским в списке трудов Иринея, церковная истори 5.7.1), и "Об апостольской проповеди", адресованное Маркиану (более известное как "Доказательство апостольской проповеди").

 

19 апреля 2018 г. 21:10
Ключевые слова: аскетика, богословие
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00