выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Участники конференции. Фото Юлии Павловой
19 апреля 2018 г. 21:10
версия для печати версия для печати

В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.

Открывая мероприятие, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры  митрополит Волоколамский Иларион напомнил участникам конференции, что это пятая патристическая конференция. «Изучение наследия святых отцов имеет приоритетное значение как для нашего учебного заведения, так и для  всей богословской науки»,- отметил председатель ОВЦС. На эти конференции приглашаются лучшие специалисты со всего мира- из Европы, Америки, Африки и Ближнего Востока, представляющие разные научные школы и разные христианские конфессии. «С самого начала мы решили следовать трем направлениям патристической  письменности- ориентальному, греческому и латинскому,- уточнил митрополит.- Так, первая конференция прошла в октябре 2013 года и была посвящена преподобному Исааку Сирину, наследие которого сегодня привлекает многих специалистов». Далее последовали научные конференции, на которых было рассмотрено наследие преп. Симеона Нового Богослова, преп.Иоанн Коссиана и преп.Ефрема Сирина. А в этом году участники конференции собрались, чтобы обсудить духовное наследие священномученика Иринея, епископа Лионского, ученика святого Поликарпа Смирнского. 
    
Священномученик Ириней родился в начале II века. Его можно было бы назвать посредником между эпохами и культурами. «Он был учеником очевидцев апостольского века, но творил в том поколении, когда Церковь столкнулась с новыми проблемами, как внешними, так и внутренними, которые не были актуальны ранее,- отметил митрополит Иларион. - Он был греком из Малой Азии - региона с развитой эллинистической культурой и уже ко второму веку богатыми христианскими традициями, - но нес служение в Галлии, среди народа, который для образованных греков и римлян был варварским. Эта посредствующая роль проявилась и в его церковном служении, когда он выступил посредником и миротворцем между несколькими церквами в вопросе о праздновании Пасхи».
Деятельность священномученика Иринея Лионского пришлась на один из самых трудных периодов в истории Церкви, когда ей приходилось противостоять гностическим течениям, представлявшим для христианства величайшую опасность. Однако значение святого Иринея для Церкви не ограничивается историческими обстоятельствами его деятельности: он явился не только великим церковным полемистом, но и глубоким богословом, и в этом отношении его наследие сохраняет актуальность по сей день. Выступающий подробно рассмотрел два аспекта богословия священномученика Иринея- его теорию искупления, ставшую вновь актуальной в православном богословии ХХ столетия и его роль в формировании и защите новозаветного канона. Митрополит Иларион также отметил, что в древней церковной литературе неизвестно описание мученичества святого Иринея. Самое раннее упоминание о святом Иринее как о мученике содержится у блаженного Иеронима Стридонского (крупнейшего на Западе в IV веке собирателя  преданий о знаменитых мужах) в комментарии на Книгу пророка Исаии (64.4). Кроме того в самом Лионе Ириней почитается как священномученик. 
На первой сессии конференции также выступили с докладами:  «Младенчество спасения: возвращаясь к вопросу о детстве у свт. Иринея» епископ Сакраментский Ириней (управляющий епархии Великобритании и Ирландии, секретарь по Межправославным отношениям Русской Православной Церкви заграницей) и «Плоть, облеченная светом Отца: свт. Ириней о преображении тела» протоиерей Джон Бэр (Свято-Владимирская Семинария, Крествуд, Нью-Йорк, США и Амстердамский свободный университет, Нидерланды).
Планируется, что патристическая конференция, посвященная священномученику Иринею Лионскому продлится до 21 апреля. С ее программой можно ознакомиться здесь.

Cправка.

До наших дней сохранились только два сочинения святого Иринея Лионского: "Обличение и опровержение лжеименного знания", известное больше под названием "Против ересей" (полное название приводится Евсевием Ксарийским в списке трудов Иринея, церковная истори 5.7.1), и "Об апостольской проповеди", адресованное Маркиану (более известное как "Доказательство апостольской проповеди").

 

19 апреля 2018 г. 21:10
Ключевые слова: аскетика, богословие
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00