выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Участники конференции. Фото Юлии Павловой
19 апреля 2018 г. 21:10
версия для печати версия для печати

В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.

Открывая мероприятие, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры  митрополит Волоколамский Иларион напомнил участникам конференции, что это пятая патристическая конференция. «Изучение наследия святых отцов имеет приоритетное значение как для нашего учебного заведения, так и для  всей богословской науки»,- отметил председатель ОВЦС. На эти конференции приглашаются лучшие специалисты со всего мира- из Европы, Америки, Африки и Ближнего Востока, представляющие разные научные школы и разные христианские конфессии. «С самого начала мы решили следовать трем направлениям патристической  письменности- ориентальному, греческому и латинскому,- уточнил митрополит.- Так, первая конференция прошла в октябре 2013 года и была посвящена преподобному Исааку Сирину, наследие которого сегодня привлекает многих специалистов». Далее последовали научные конференции, на которых было рассмотрено наследие преп. Симеона Нового Богослова, преп.Иоанн Коссиана и преп.Ефрема Сирина. А в этом году участники конференции собрались, чтобы обсудить духовное наследие священномученика Иринея, епископа Лионского, ученика святого Поликарпа Смирнского. 
    
Священномученик Ириней родился в начале II века. Его можно было бы назвать посредником между эпохами и культурами. «Он был учеником очевидцев апостольского века, но творил в том поколении, когда Церковь столкнулась с новыми проблемами, как внешними, так и внутренними, которые не были актуальны ранее,- отметил митрополит Иларион. - Он был греком из Малой Азии - региона с развитой эллинистической культурой и уже ко второму веку богатыми христианскими традициями, - но нес служение в Галлии, среди народа, который для образованных греков и римлян был варварским. Эта посредствующая роль проявилась и в его церковном служении, когда он выступил посредником и миротворцем между несколькими церквами в вопросе о праздновании Пасхи».
Деятельность священномученика Иринея Лионского пришлась на один из самых трудных периодов в истории Церкви, когда ей приходилось противостоять гностическим течениям, представлявшим для христианства величайшую опасность. Однако значение святого Иринея для Церкви не ограничивается историческими обстоятельствами его деятельности: он явился не только великим церковным полемистом, но и глубоким богословом, и в этом отношении его наследие сохраняет актуальность по сей день. Выступающий подробно рассмотрел два аспекта богословия священномученика Иринея- его теорию искупления, ставшую вновь актуальной в православном богословии ХХ столетия и его роль в формировании и защите новозаветного канона. Митрополит Иларион также отметил, что в древней церковной литературе неизвестно описание мученичества святого Иринея. Самое раннее упоминание о святом Иринее как о мученике содержится у блаженного Иеронима Стридонского (крупнейшего на Западе в IV веке собирателя  преданий о знаменитых мужах) в комментарии на Книгу пророка Исаии (64.4). Кроме того в самом Лионе Ириней почитается как священномученик. 
На первой сессии конференции также выступили с докладами:  «Младенчество спасения: возвращаясь к вопросу о детстве у свт. Иринея» епископ Сакраментский Ириней (управляющий епархии Великобритании и Ирландии, секретарь по Межправославным отношениям Русской Православной Церкви заграницей) и «Плоть, облеченная светом Отца: свт. Ириней о преображении тела» протоиерей Джон Бэр (Свято-Владимирская Семинария, Крествуд, Нью-Йорк, США и Амстердамский свободный университет, Нидерланды).
Планируется, что патристическая конференция, посвященная священномученику Иринею Лионскому продлится до 21 апреля. С ее программой можно ознакомиться здесь.

Cправка.

До наших дней сохранились только два сочинения святого Иринея Лионского: "Обличение и опровержение лжеименного знания", известное больше под названием "Против ересей" (полное название приводится Евсевием Ксарийским в списке трудов Иринея, церковная истори 5.7.1), и "Об апостольской проповеди", адресованное Маркиану (более известное как "Доказательство апостольской проповеди").

 

19 апреля 2018 г. 21:10
Ключевые слова: аскетика, богословие
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00