![]()
Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре. PDF-версия.
16 ноября 2022 г. 17:00
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь» В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Вуз под вязом Московскому православному институту святого Иоанна Богослова четверть века. Патриарх Алексий II благословил создание вуза в октябре 1992 года. Но время вплоть до начала следующего учебного года ушло на выработку образовательной концепции, формирование программ, поиск оптимальной структуры, подбор профессорско-преподавательского состава и нахождение в Москве помещений для учебных аудиторий. Так что реальное обучение студентов началось лишь в 1993 году. Поэтому именно сейчас уместно говорить о 25 годах деятельности вуза, на официальном логотипе которого теперь красуется дорогой сердцу каждого москвича абрис одного из известнейших и почитаемых храмов Первопрестольной — церкви святого апостола Иоанна Богослова под вязом на Новой площади. ПДФ-версия
26 октября 2018 г. 11:00
В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского
В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.
19 апреля 2018 г. 21:10
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Временное высшее церковное управление на Юге России в 1919–1920 годах Творческое воплощение достижений Поместного Собора 1917–1918 годов началось сразу же после того, как его прервали большевики. Ведь далеко не вся Россия тогда контролировалась красными. Уже в мае 1919 года в Ставрополе, несмотря на отсутствие связи с Патриархом и Высшим Церковным Советом, состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор. В его задачу входила организация временной высшей церковной власти на территории Юга России, занятой вооруженными силами армии генерала Деникина. PDF-версия
28 декабря 2018 г. 08:50
|
![]()
ЖМП № 7 июль 2012 /
18 июля 2012 г.
Важное направление миссии Церкви в миреКомментарий к Положению "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви". На заседании Священного Синода 27 декабря 2011 года было принято Положение "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви". Документ определяет общую организационную структуру и содержание духовно-просветительской деятельности Церкви на ближайшее время. Принятие данного нормативного документа призвано систематизировать имеющийся опыт организации и ведения просветительской деятельности и распространить его на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Перед принятием документ прошел церковную рецепцию. Предыдущий вариант документа под названием "Об организации и ведении катехизической деятельности" в 2010 году обсуждался в епархиях. В итоге был собран важный критический материал, который помог Синодальному отделу религиозного образования и катехизации внести необходимые поправки в текст. После этого над текстом работала комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии. После доработки документ был размещен для обсуждения в сети Интернет, после чего Священный Синод принял окончательную версию документа. Положение о религиозно-образовательном и катехизическом служении содержит в себе нормы, касающиеся и сферы религиозного образования, и сферы катехизации. Можно сказать, что к настоящему времени завершился тот период, когда религиозно-образовательная и катехизическая деятельность была делом в основном отдельных энтузиастов — священников и мирян. Если еще несколько лет назад необходимость хотя бы одной-двух огласительных бесед с приступающими к таинству крещения, с родителями и восприемниками крещаемых детей, послекрещальной катехизации, бесед перед таинством брака приходилось обосновывать и отстаивать, то теперь уже для всех очевидно, что ненормальным и неприемлемым является отсутствие такой работы на приходе. Сейчас просветительская деятельность приобретает выраженный системный характер на всех уровнях. Комментируемое Положение устанавливает параметры данной системы. В преамбуле дается обоснование просветительского служения Церкви на основе Священного Писания, постановлений Вселенских и Поместных Соборов, святоотеческих подходов к оглашению. Данное служение является неотъемлемой частью миссии Церкви в мире. Подчеркивается, что "церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации". Утверждается, что "научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви". Далее выделяются и описываются четыре взаимосвязанных уровня организации религиозно-образовательного и катехизического служения: общецерковный, епархиальный, благочиннический и приходской. Документ определяет обязанности синодального и епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации и приходских катехизаторов. На местах епархиальные отделы религиозного образования и катехизации могут действовать по-разному, в зависимости от имеющихся возможностей. Штат сотрудников варьируется в основном от трех до шести человек. В редких случаях функции отдела исполняет один уполномоченный епархиальный сотрудник, однако ему сложно решить все поставленные перед ним задачи. В ряде епархий отделы занимаются в основном координирующей и контролирующей деятельностью. В других епархиях помимо этих обязанностей отделы играют роль методических центров, организационных структур. При них могут действовать епархиальные просветительские центры, катехизические и катехизаторские курсы. К числу их обязанностей относится проведение профильных конференций и методических семинаров. При отделе может действовать коллегия, объединяющая помощников благочинных и настоятелей по религиозному образованию и катехизации с целью более эффективного решения стоящих перед отделом задач. Штатные должности благочиннических и приходских сотрудников уже введены в большинстве епархий. Должности штатных приходских катехизаторов вводятся на крупных городских и сельских приходах. Попечение о просветительской деятельности на приходах, освобожденных от необходимости иметь штатного катехизатора, должны иметь как настоятели этих приходов, так и помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации. Существует практика, когда один и тот же катехизатор может работать в ряде приходов благочиния, где по объективным причинам не может быть введена должность штатного катехизатора на полную ставку. На приходах, где отсутствуют условия для просветительской работы на адекватном уровне, должна быть размещена информация о просветительских программах других приходов. Должность помощника благочинного и настоятеля по религиозному образованию и катехизации могут занимать как клирики, так и подготовленные к этому служению миряне. В Положении подчеркивается, что "деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство". Согласно Положению, деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы. Деятельность приходского катехизатора отделяется от деятельности директора воскресной школы для детей. Таким образом, это два различных направления приходской просветительской работы, каждое из которых требует особой квалификации. В документе описываются направления так называемой послекрещальной катехизации, которые, как показала практика, сейчас наиболее востребованы в регионах: воскресные школы для детей и взрослых, воскресные школы семейного типа; богословские или катехизические курсы и библейские беседы; беседы по вопросам брака как с людьми, готовящимися вступить в брак, так и с желающими создать семью в будущем; приходское консультирование; организация библиотек, медиатек. Важным направлением является просветительская работа с сотрудниками храмов. Она может осуществляться как внутри прихода, так и на благочиннических или епархиальных курсах.
18 июля 2012 г.
Ключевые слова:
катехизация, Священный Синод
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
|