выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Аналитика
ЖМП № 5 май 2014 / 
версия для печати версия для печати

Православный компонент образования: основные проблемы и особенности применения

Православные школы — уникальный феномен в современной истории России. Существуя в условиях постоянной борьбы за собственное существование, в условиях дискриминационного финансирования со стороны государства, они не только выживают, но и динамично развиваются.

В начале своего становления каждая православная школа самостоятельно определяла содержание и объем программ по Основам православной веры и другим вероучительным предметам. На первых этапах развития православного образования это было не так плохо, потому что позволило наработать опыт, создать программы, найти интересные методы преподавания. Однако со временем получилось так, что в каких-то школах требования к преподаванию вероучительных дисциплин были очень низкими, а в каких-то — чрезмерными. В конечном счете это привело к сумбуру в православных школах: отсутствию четких критериев оценки знаний учащихся, разному содержанию учебных программ и, следовательно к ухудшению имиджа православных образовательных организаций.

Для того чтобы навести порядок в этой области, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации разработал Стандарт православного компонента общего образования, который был утвержден Священным Синодом в июле 2011 года. Этот Стандарт, а также программы по вероучительным предметам, являющиеся приложением к нему, стали ориентиром для всех православных школ России. Стандарт не только определяет образовательный минимум, но и описывает принципы и механизмы создания образовательной среды, основанной на традиционных православных принципах. Последнее — принципиальная характеристика Стандарта.

Однако мало утвердить стандарты, очень важно, чтобы принципы, заложенные в них, стали реализовываться на практике. Для этого синодальный отдел разработал пакет документов, обеспечивающий внедрение Стандарта:

* Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви;

* Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации;

* Рабочие программы по предметам Стандарта;

*  Форму программы внедрения Стандарта православного компонента.

В Положении о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви определяются условия и устанавливается регламент получения официального документа, подтверждающего церковный статус любого православного образовательного учреждения.

Стоит отметить, что государство также подтверждает право образовательных организаций реализовывать религиозный компонент в своих программах, а также право Церкви — их разрабатывать и признавать православный статус школ, о чем говорится в принятом недавно Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Стандарт православного компонента, утвержденный решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года, — нормативный документ, который определяет, с одной стороны, место православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства, с другой — степень участия Русской Православной Церкви в процессе духовно-нравственного обновления государственного образования.

Примерные рабочие программы по предметам Стандарта содержат программы по основным предметам Стандарта с учетом современных требований, предъявляемым к образовательным программам.
Форма программы внедрения Стандарта православного компонента необходима в качестве механизма его реализации. Программа в обязательном порядке составляется каждым православным образовательным учреждением и позволяет исследовать образовательное пространство православной школы, выявить трудности, обозначить проблемы в преподавании вероучительных предметов и приступить к их разрешению для успешного получения конфессионального представления Русской Православной Церкви. Программа реализации Стандарта может быть долгосрочной. Она разрабатывается избранной педагогическим коллективом рабочей группой, обсуждается всеми педагогами школы и утверждается на педагогическом совете православного образовательного учреждения. Программа внедрения Стандарта является программой развития школы с точки зрения содержания православного образования и воспитания. В ней заложен план действий администрации и педагогов школы при организации духовно-нравственной среды. Реализация программы в конечном счете предполагает рост качества обучения детей по предметам Стандарта, повышение квалификации и мастерства педагогов, а также создание учебно-методических комплектов курсов вероучительных дисциплин.

Данный пакет документов был разработан с целью стандартизации преподавания вероучительных дисциплин и создания единого образовательно-воспитательного пространства православных школ России.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации располагает информацией о 172 православных образовательных учреждениях общего и дошкольного образования (статистика на конец 2012 года). Из них 119 имеют конфессиональное представление Русской Православной Церкви, а 53 образовательных учреждения его не имеют. Причиной отказа в выдаче конфессионального представления является, как правило, несоблюдение администрацией школы ряда требований: например, Устав образовательного учреждения не содержит описания роли духовника в учебном процессе, рабочие программы вероучительных предметов не соответствуют требованиям Стандарта православного компонента, курс Основ православной веры не включен в учебный план школы и т.п.
В настоящее время наступил переломный момент в развитии православных школ, когда им необходимо соответствовать новым требованиям. Для улучшения собственного имиджа школам необходимо участвовать в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA) и размещать информацию о результатах этих исследований на официальном сайте, участвовать в олимпиадах, предметных конкурсах и других мероприятиях окружного, городского и международного уровней.

Поясню суть этих форм независимой оценки качества знаний детей. Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (The Progress in international reading literacy study) — это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (The international association for the evaluation of educational achievement), которое сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы. Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in mathematics and science study) является одним из самых представительных исследований средних школ. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (The programme for international student assessment) осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD — The organization for economic cooperation and development). Цель исследования, как указывается в сопроводительных документах проекта, состоит в оценке того, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, необходимыми и востребованными знаниями и умениями. Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Особое внимание уделяется оценке уровня общеучебных и интеллектуальных умений учащихся.
Сотрудники православных образовательных учреждений должны участвовать в конкурсах педагогического мастерства, конференциях, семинарах и мастер-классах разного уровня, публиковать свои методические разработки. Также необходимо развивать международное сотрудничество, чтобы расширить географию паломнических поездок, контактов, обмена опытом, пропаганды русского языка, культуры и традиционных духовных ценностей.
Надо помнить, что рейтинг любой школы составляется из результатов экзаменов, международных сопоставительных исследований качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA), участия детей в олимпиадах и предметных конкурсов, учителей — в конкурсах педагогического мастерства. Чем выше рейтинг школы, тем охотнее туда идут ученики, тем больше вероятность получить определенные преференции для ее содержания и развития.
Работа предстоит большая и сложная, ведь мы находимся в начале долгого пути, цель которого — создание сети школ, современных и доступных, предлагающих высокий уровень образования и, самое главное, способных сформировать личность православного христианина.
От того, насколько ответственно каждый директор и каждый педагогический коллектив православных образовательных учреждений отнесутся к изучению документов и разработке программы реализации Стандарта, зависит качество всех православных учебных заведений.

Иерей Алексий Алексеев
заведующий сектором православного образования
Отдела религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви
 

Ключевые слова: школа, законодательство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00