Духовное образование без границ С созданием в конце 2021 года Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви возникла острая необходимость в подготовке духовенства для местных приходов. Почти год назад, в ноябре 2022 года, одиннадцать студентов приехали в Россию, чтобы получить духовное образование и стать затем православными пастырями у себя на родине. Как выстроена в Санкт-Петербургской духовной академии система обучения иностранцев и какие трудности приходится преодолевать африканским студентам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель международного отдела академии протоиерей Димитрий Сизоненко. PDF-версия.
27 июля 2023 г. 14:30
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу» Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре. PDF-версия.
16 ноября 2022 г. 17:00
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь»
В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
В суете будней сохранить главное Во время Великого поста от священнослужителей и мирян требуется особое напряжение сил — как душевных, так и физических. Как, не забывая о делах повседневных, не впасть в суету, уделяя главное внимание Святой Четыредесятнице? О важных аспектах созидания приходской жизни в это спасительное время «Журнал Московской Патриархии» поговорил со священнослужителями. PDF-версия.
11 апреля 2022 г. 18:00
Если Господь — ведущий У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Невский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.
29 ноября 2021 г. 15:00
Просвети ум мой светом святого Евангелия Твоего Забота о развитии просветительского служения Церкви, включающего в себя катехизацию и религиозное образование, стала одной из основных первосвятительских задач Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году исполняется десять лет с того момента, как Священным Синодом был утвержден документ о катехизическом служении в Русской Православной Церкви (журнал Священного Синода № 152 от 27 декабря 2011 года). Евангельские встречи на приходах, где люди совместно читают и изучают Священное Писание, лежат в основе современной катехизации. Какие могут быть формы этих встреч и чем должно быть наполнено их содержание, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 ноября 2021 г. 17:00
Карельский как родной Сегодня, когда продолжается вымирание сел и деревень, а вместе с ними из нашей жизни уходят культура и язык малых народов, находятся настойчиво этому сопротивляющиеся энтузиасты. В их числе и настоятель прихода Введения во Храм Пресвятой Богородицы Бежецкой епархии протоиерей Димитрий Лихачев, который вместе с неравнодушными людьми в селе Ко`злово Спировского района старается сохранить духовные и культурные ценности тверских карелов. Как ему удалось использовать гранты для восстановления собора, почему карельский язык многие годы был предан забвению, в чем особенности духовного окормления карелов и есть ли перспективы у этого села, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
16 ноября 2021 г. 16:00
Александро-Невский храм Ижевска: святыня города оружейников В 2023 году Александро-Невский собор города Ижевска отпразднует двухсотлетний юбилей. Брат-близнец уничтоженного большевиками кронштадтского Андреевского собора, он уцелел в безбожные годы, хотя был осквернен, разграблен и обезображен: большевики снесли купол и барабан под ним, а также часть колокольни. В храме продавали мороженое и «крутили» кино. Но, к счастью, по молитвам верующих ижевчан в 1990-х годах началось его восстановление. Подробности возрождения храма, как строится приходская жизнь и какие задачи планируется решить к юбилею, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 июня 2021 г. 17:30
|
ЖМП № 5 май 2014 /
Православный компонент образования: основные проблемы и особенности примененияПравославные школы — уникальный феномен в современной истории России. Существуя в условиях постоянной борьбы за собственное существование, в условиях дискриминационного финансирования со стороны государства, они не только выживают, но и динамично развиваются. В начале своего становления каждая православная школа самостоятельно определяла содержание и объем программ по Основам православной веры и другим вероучительным предметам. На первых этапах развития православного образования это было не так плохо, потому что позволило наработать опыт, создать программы, найти интересные методы преподавания. Однако со временем получилось так, что в каких-то школах требования к преподаванию вероучительных дисциплин были очень низкими, а в каких-то — чрезмерными. В конечном счете это привело к сумбуру в православных школах: отсутствию четких критериев оценки знаний учащихся, разному содержанию учебных программ и, следовательно к ухудшению имиджа православных образовательных организаций. Для того чтобы навести порядок в этой области, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации разработал Стандарт православного компонента общего образования, который был утвержден Священным Синодом в июле 2011 года. Этот Стандарт, а также программы по вероучительным предметам, являющиеся приложением к нему, стали ориентиром для всех православных школ России. Стандарт не только определяет образовательный минимум, но и описывает принципы и механизмы создания образовательной среды, основанной на традиционных православных принципах. Последнее — принципиальная характеристика Стандарта. Однако мало утвердить стандарты, очень важно, чтобы принципы, заложенные в них, стали реализовываться на практике. Для этого синодальный отдел разработал пакет документов, обеспечивающий внедрение Стандарта: * Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви; * Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации; * Рабочие программы по предметам Стандарта; * Форму программы внедрения Стандарта православного компонента. В Положении о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви определяются условия и устанавливается регламент получения официального документа, подтверждающего церковный статус любого православного образовательного учреждения. Стоит отметить, что государство также подтверждает право образовательных организаций реализовывать религиозный компонент в своих программах, а также право Церкви — их разрабатывать и признавать православный статус школ, о чем говорится в принятом недавно Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Примерные рабочие программы по предметам Стандарта содержат программы по основным предметам Стандарта с учетом современных требований, предъявляемым к образовательным программам. Данный пакет документов был разработан с целью стандартизации преподавания вероучительных дисциплин и создания единого образовательно-воспитательного пространства православных школ России. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации располагает информацией о 172 православных образовательных учреждениях общего и дошкольного образования (статистика на конец 2012 года). Из них 119 имеют конфессиональное представление Русской Православной Церкви, а 53 образовательных учреждения его не имеют. Причиной отказа в выдаче конфессионального представления является, как правило, несоблюдение администрацией школы ряда требований: например, Устав образовательного учреждения не содержит описания роли духовника в учебном процессе, рабочие программы вероучительных предметов не соответствуют требованиям Стандарта православного компонента, курс Основ православной веры не включен в учебный план школы и т.п. Поясню суть этих форм независимой оценки качества знаний детей. Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (The Progress in international reading literacy study) — это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (The international association for the evaluation of educational achievement), которое сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы. Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in mathematics and science study) является одним из самых представительных исследований средних школ. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (The programme for international student assessment) осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD — The organization for economic cooperation and development). Цель исследования, как указывается в сопроводительных документах проекта, состоит в оценке того, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, необходимыми и востребованными знаниями и умениями. Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Особое внимание уделяется оценке уровня общеучебных и интеллектуальных умений учащихся. Иерей Алексий Алексеев
Ключевые слова:
школа, законодательство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|