выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика
ЖМП № 1 январь 2012 /  17 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Религиозная культура в школе: воспитание свободной личности в традициях семьи и народа

Эксперимент по введению в школах Основ религиозной культуры и светской этики выходит на новый уровень. Курс стал важной областью взаимодействия преподавателей, родителей, чиновников и представителей Церкви. И это пример эффективного сотрудничества в решении задач нравственного возрождения общества. Опасения, связанные с изучением религиозной культуры в средней школе, не оправдались.

Апробация курса Основы религиозной культуры и светской этики была начата в третьей четверти 2009–2010 учебного года в 19 субъектах Российской Федерации в 9729 школах. В апробации приняли участие 236 545 учащихся 4-х классов и 15 145 учителей. В 2010–2011 учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте Российской Федерации в 9980 школах. В ней приняли участие 242 902 учащихся и 16 266 учителей.

Модуль Основы светской этики выбрали для своих детей 42% родителей, 30% — Основы православной культуры, 18% — Основы мировых религиозных культур, 9% — Основы исламской культуры, 1% — Основы буддийской культуры и менее 1% — Основы иудейской культуры. Более 90% родителей положительно относятся к новому курсу, отмечая, что у детей возрос интерес к семейным традициям, уважение к старшим.

По итогам первого этапа апробации значительная часть родителей, первоначально выбравших для своих детей модули Основы мировых религий и Основы светской этики, предпочли модуль Основы православной культуры, и это объективно свидетельствует о том, что родительское сообщество в сотрудничестве с представителями Церкви правильно оценило главную задачу эксперимента — воспитание свободной личности, укорененной в религиозных традициях своей семьи и народа.

Наиболее значимым результатом апробации можно считать выработку механизмов эффективного взаимодействия всех участников проекта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также активную общественную дискуссию, в ходе которой была четко обозначена позиция Церкви и других религиозных конфессий по вопросам религиозного образования в школе.

В регионах были созданы органы содействия апробации нового учебного курса: координационные советы, методические объединения учителей и рабочие группы.

Интересен опыт регионов. Так, в Ярославской области для учителей были организованы учебно-методические семинары в монастырях Ярославской епархии, а также поездка в Иерусалим для учителей-наставников.

Активную позицию занимает руководство Томской епархии и священнослужители, ответственные за апробацию в регионе. Для педагогов, преподающих ОПК, организуются познавательные обзорные экскурсии по православным храмам и музеям епархии, проводятся регулярные консультации с духовенством.

Особо следует отметить проект «Богоявленский кафедральный собор города Томска. 3D-экскурсия». Этот проект был реализован силами епархии, а затем на безвозмездной основе передан в Томский областной институт повышения квалификации работников образования и распространен среди всех учителей, преподающих модуль основ православной культуры. Экскурсия построена таким образом, что на конкретных примерах можно узнать об устройстве и убранстве православного храма, о таинствах, о деятельности священнослужителей Православной Церкви, о главных праздниках и святынях Богоявленского собора города Томска.

Большое значение в становлении системы равноправного сотрудничества между Русской Православной Церковью и государством в области образования имеет работа межведомственного координационного совета (МКС) при Министерстве образования и науки Российской Федерации. При непосредственном участии министра образования Андрея Фурсенко за период апробации прошло семь заседаний МКС, в ходе которых были приняты решения по наиболее значимым проблемам организационно-содержательного характера, были найдены пути взаимопонимания всех участников проекта. Представители Синодального отдела религиозного образования участвовали во всех заседаниях и могут в полной мере подтвердить доброжелательный и конструктивный характер дискуссий, предшествовавших принятию тех или иных решений в ходе апробации.

Эксперимент завершен, но это только начало широкомасштабного развития инициативы Президента Российской Федерации по повсеместному, начиная с 2012 года, преподаванию религиозной культуры в школе. В настоящее время идея распространения практики преподавания религиозной культуры по всем ступеням среднего школьного образования, неоднократно высказывавшаяся представителями Отдела религиозного образования, находит всё больше сторонников в среде педагогической общественности, представителей органов управления образованием. Принципиальная позиция руководства отдела заключается в создании системы непрерывного православного образования от детского сада до вуза, в рамках которой школьному образованию отводится ключевая роль. Вполне возможно, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями ее реализации в контексте использования позитивного опыта апробации курса Основ религиозных культур и светской этики.

Сейчас очевидно, что преподавание религиозной культуры по выбору в школе встретило общенародную поддержку и будет только расширяться, содействуя более глубокому изучению в школах родной религиозной культуры, а также внимательному отношению к представителям иных религиозных традиций. С точки зрения развития межкультурного и межрелигиозного диалога было бы оправдано, если бы при расширении рамок курса и переходе к преподаванию религиозной культуры на основной ступени среднего общего образования была предусмотрена возможность сравнительного изучения различных модулей курса. Это, впрочем, совершенно не значит, что подобное знакомство с другими религиозными культурами должно в конечном счете привести к слиянию всех модулей в один религиоведческий курс, построенный на принципах атеистической науки советского периода.

Перспективы и направления дальнейшего развития опыта апробации являются сейчас предметом активного общественного обсуждения, в результате которого преподавание религиозных культур в школе должно превратиться в повседневную, обычную практику. Тогда дети и их родители смогут свободно и осознанно делать свой выбор и без искажений получать знания о своей религиозной культуре, а также лучше узнавать традиции своих сверстников, руководствуясь советом и помощью любящих и знающих свой предмет педагогов.

На основании мониторинга хода и результатов апробации можно сделать некоторые важные выводы о дальнейших перспективах преподавания религиозной культуры в общеобразовательной школе.

Отсутствие в ходе апробации негативного опыта разобщения и конфликтов на религиозной почве свидетельствует о богатом воспитательном потенциале курса и возможности беспрепятственного расширения практики преподавания религиозной культуры на всех ступенях среднего образования.

Взаимодействие органов управления образованием, педагогического и родительского сообществ, традиционных религиозных организаций в ходе апробации является ярким примером общественной консолидации в достижении образовательных задач и нравственного возрождения российского общества и поэтому нуждается в активной государственной поддержке и развитии.

Деятельное участие родителей в выборе модулей по религиозной культуре свидетельствует о необходимости сохранения и развития практики изучения религиозной культуры в рамках школьной программы по выбору и недопустимости слияния всех модулей в один религиоведческий курс.

Опыт участия епархий в апробации говорит о продуктивности сотрудничества и важности привлечения представителей традиционных религиозных конфессий к подготовке педагогов и методическому обеспечению курса.

17 января 2012 г. 01:00
Ключевые слова: ОПК, школа, дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00