![]()
Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре. PDF-версия.
16 ноября 2022 г. 17:00
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь» В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Вуз под вязом Московскому православному институту святого Иоанна Богослова четверть века. Патриарх Алексий II благословил создание вуза в октябре 1992 года. Но время вплоть до начала следующего учебного года ушло на выработку образовательной концепции, формирование программ, поиск оптимальной структуры, подбор профессорско-преподавательского состава и нахождение в Москве помещений для учебных аудиторий. Так что реальное обучение студентов началось лишь в 1993 году. Поэтому именно сейчас уместно говорить о 25 годах деятельности вуза, на официальном логотипе которого теперь красуется дорогой сердцу каждого москвича абрис одного из известнейших и почитаемых храмов Первопрестольной — церкви святого апостола Иоанна Богослова под вязом на Новой площади. ПДФ-версия
26 октября 2018 г. 11:00
В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.
19 апреля 2018 г. 21:10
Без царя в голове Статистика свидетельствует: в канун великих потрясений Русская Церковь находилась в сложном положении. Общее количество священников и приходских храмов явно не успевало за темпами роста православного населения империи, прихожане в географическом отношении отдалялись от храмов, миллионы детей не имели возможности получить как общее начальное образование, так и самые общие представления о православной вере. В предвоенный период государственная власть предприняла совершенно исключительные усилия для распространения начального образования в России. При сохранении общей динамики финансирования отрасли эта важнейшая задача могла быть решена в течение нескольких лет мирной жизни. Но помешали война и революция. PDF-версия
5 февраля 2018 г. 13:00
В Храме Христа Спасителя обсудили проблемы подготовки современных пастырей В Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол на тему «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы». Как решить эти проблемы размышляли священники, психологи, педагоги. В Москве обсудили проблемы подготовки современных пастырей В Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол на тему «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы».
24 января 2018 г. 15:53
Почти каждый второй четвероклассник в Москве изучает Основы православной культуры Рабочая программа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений началась вчера, 22 января, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с VI конференции учителей Основ православной культуры Московского региона. На ней выступили руководители профильных учреждений исполнительных и законодательных органов власти и епархиальных отделов.
23 января 2018 г. 10:18
|
![]()
ЖМП № 1 январь 2012 /
17 января 2012 г. 01:00
Религиозная культура в школе: воспитание свободной личности в традициях семьи и народаЭксперимент по введению в школах Основ религиозной культуры и светской этики выходит на новый уровень. Курс стал важной областью взаимодействия преподавателей, родителей, чиновников и представителей Церкви. И это пример эффективного сотрудничества в решении задач нравственного возрождения общества. Опасения, связанные с изучением религиозной культуры в средней школе, не оправдались. Апробация курса Основы религиозной культуры и светской этики была начата в третьей четверти 2009–2010 учебного года в 19 субъектах Российской Федерации в 9729 школах. В апробации приняли участие 236 545 учащихся 4-х классов и 15 145 учителей. В 2010–2011 учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте Российской Федерации в 9980 школах. В ней приняли участие 242 902 учащихся и 16 266 учителей. Модуль Основы светской этики выбрали для своих детей 42% родителей, 30% — Основы православной культуры, 18% — Основы мировых религиозных культур, 9% — Основы исламской культуры, 1% — Основы буддийской культуры и менее 1% — Основы иудейской культуры. Более 90% родителей положительно относятся к новому курсу, отмечая, что у детей возрос интерес к семейным традициям, уважение к старшим. По итогам первого этапа апробации значительная часть родителей, первоначально выбравших для своих детей модули Основы мировых религий и Основы светской этики, предпочли модуль Основы православной культуры, и это объективно свидетельствует о том, что родительское сообщество в сотрудничестве с представителями Церкви правильно оценило главную задачу эксперимента — воспитание свободной личности, укорененной в религиозных традициях своей семьи и народа. Наиболее значимым результатом апробации можно считать выработку механизмов эффективного взаимодействия всех участников проекта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также активную общественную дискуссию, в ходе которой была четко обозначена позиция Церкви и других религиозных конфессий по вопросам религиозного образования в школе. В регионах были созданы органы содействия апробации нового учебного курса: координационные советы, методические объединения учителей и рабочие группы. Интересен опыт регионов. Так, в Ярославской области для учителей были организованы учебно-методические семинары в монастырях Ярославской епархии, а также поездка в Иерусалим для учителей-наставников. Активную позицию занимает руководство Томской епархии и священнослужители, ответственные за апробацию в регионе. Для педагогов, преподающих ОПК, организуются познавательные обзорные экскурсии по православным храмам и музеям епархии, проводятся регулярные консультации с духовенством. Особо следует отметить проект «Богоявленский кафедральный собор города Томска. 3D-экскурсия». Этот проект был реализован силами епархии, а затем на безвозмездной основе передан в Томский областной институт повышения квалификации работников образования и распространен среди всех учителей, преподающих модуль основ православной культуры. Экскурсия построена таким образом, что на конкретных примерах можно узнать об устройстве и убранстве православного храма, о таинствах, о деятельности священнослужителей Православной Церкви, о главных праздниках и святынях Богоявленского собора города Томска. Большое значение в становлении системы равноправного сотрудничества между Русской Православной Церковью и государством в области образования имеет работа межведомственного координационного совета (МКС) при Министерстве образования и науки Российской Федерации. При непосредственном участии министра образования Андрея Фурсенко за период апробации прошло семь заседаний МКС, в ходе которых были приняты решения по наиболее значимым проблемам организационно-содержательного характера, были найдены пути взаимопонимания всех участников проекта. Представители Синодального отдела религиозного образования участвовали во всех заседаниях и могут в полной мере подтвердить доброжелательный и конструктивный характер дискуссий, предшествовавших принятию тех или иных решений в ходе апробации. Эксперимент завершен, но это только начало широкомасштабного развития инициативы Президента Российской Федерации по повсеместному, начиная с 2012 года, преподаванию религиозной культуры в школе. В настоящее время идея распространения практики преподавания религиозной культуры по всем ступеням среднего школьного образования, неоднократно высказывавшаяся представителями Отдела религиозного образования, находит всё больше сторонников в среде педагогической общественности, представителей органов управления образованием. Принципиальная позиция руководства отдела заключается в создании системы непрерывного православного образования от детского сада до вуза, в рамках которой школьному образованию отводится ключевая роль. Вполне возможно, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями ее реализации в контексте использования позитивного опыта апробации курса Основ религиозных культур и светской этики. Сейчас очевидно, что преподавание религиозной культуры по выбору в школе встретило общенародную поддержку и будет только расширяться, содействуя более глубокому изучению в школах родной религиозной культуры, а также внимательному отношению к представителям иных религиозных традиций. С точки зрения развития межкультурного и межрелигиозного диалога было бы оправдано, если бы при расширении рамок курса и переходе к преподаванию религиозной культуры на основной ступени среднего общего образования была предусмотрена возможность сравнительного изучения различных модулей курса. Это, впрочем, совершенно не значит, что подобное знакомство с другими религиозными культурами должно в конечном счете привести к слиянию всех модулей в один религиоведческий курс, построенный на принципах атеистической науки советского периода. Перспективы и направления дальнейшего развития опыта апробации являются сейчас предметом активного общественного обсуждения, в результате которого преподавание религиозных культур в школе должно превратиться в повседневную, обычную практику. Тогда дети и их родители смогут свободно и осознанно делать свой выбор и без искажений получать знания о своей религиозной культуре, а также лучше узнавать традиции своих сверстников, руководствуясь советом и помощью любящих и знающих свой предмет педагогов. На основании мониторинга хода и результатов апробации можно сделать некоторые важные выводы о дальнейших перспективах преподавания религиозной культуры в общеобразовательной школе. Отсутствие в ходе апробации негативного опыта разобщения и конфликтов на религиозной почве свидетельствует о богатом воспитательном потенциале курса и возможности беспрепятственного расширения практики преподавания религиозной культуры на всех ступенях среднего образования. Взаимодействие органов управления образованием, педагогического и родительского сообществ, традиционных религиозных организаций в ходе апробации является ярким примером общественной консолидации в достижении образовательных задач и нравственного возрождения российского общества и поэтому нуждается в активной государственной поддержке и развитии. Деятельное участие родителей в выборе модулей по религиозной культуре свидетельствует о необходимости сохранения и развития практики изучения религиозной культуры в рамках школьной программы по выбору и недопустимости слияния всех модулей в один религиоведческий курс. Опыт участия епархий в апробации говорит о продуктивности сотрудничества и важности привлечения представителей традиционных религиозных конфессий к подготовке педагогов и методическому обеспечению курса.
17 января 2012 г. 01:00
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
|