выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
Аналитика
Йогеры на Большом Заяцком острове

Соловецкое наследие и "эзотерический туризм"

ЦВ уже сообщал, что православная общественность Соловков в мае направила открытое письмо главе муниципального образования (МО) «Сельское поселение Соловецкое» Алексею Ефипову. Авторы письма протестуют против назначения главой создаваемого  туристско-информационного центра (ТИЦ) «Соловки» Олега Кодолы, подписи под письмом поставили более 100 человек.

«По полученной информации, руководителем ТИЦ «Соловки» назначается О.Е.Кодола, хорошо известный на Соловках как поклонник шаманизма и магии. Создаваемый О.Е.Кодолой центр, как очевидно уже сейчас, станет плацдармом распространения оккультизма на Соловках», - говорилось в открытом письме.

О сложившейся на Соловках ситуации на страницах "Церковного вестника" размышляет заведующий сектором исследований Соловецкого архипелага Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, вице-президент Фонда полярных исследований Вячеслав Столяров.

ОСОБАЯ ДУХОВНАЯ СРЕДА

Соловецкое наследие условно можно разделить на три составляющих, каждая из которых подлежит охране. Во-первых, это природное наследие, во-вторых - историко-культурное наследие (памятники) и в-третьих - это историко-религиозное, духовное наследие, которое также необходимо защищать. Эта особая духовная среда передается из поколения в поколение, из века в век в каждом монастыре.

Государство у нас сейчас так или иначе защищает природу и памятники, для этого приняты определенные федеральные законы, существование же особой духовной среды на законодательном уровне вообще никак не учитывается. К сожалению, на Соловках сейчас без всякой защиты находится как духовная, так и природная среда.

Что же такое эта духовная среда, о которой мы говорим? Её тоже можно определить. Можно сказать, что духовная среда есть результат исторического взаимодействия, сотрудничества Бога и человека. Эти свидетельства могут быть материальными и нематериальными. Они "материализуются" во всех предметах, которые связаны с богослужением: храмы, часовни, скиты, поклонные кресты, вообще все места, в которых люди молились. Кладбища, где лежат соловецкие преподобные и подвижники... Есть еще и невидимое, нематериальное – собственно, наполнение той среды, в которой происходят богослужения.

Соловецкий монастырь изначально был предназначен для обеспечения монахам возможности молиться и самосовершенствоваться духовно. Испокон века создавался здесь определенный духовный, "сакральный" мир. Но если это пространство не защищать и регулярно допускать в нём неправомерные действия, то оно будет постепенно разрушаться. Некоторые люди это очень хорошо понимают. В 2000-е годы этим на Соловках занимался Фонд Сороса, проводя целенаправленные акции, разрушающие традиционную православную среду.

В комитете по культуре Государственной Думы РФ, насколько мне известно, уже больше года находится на рассмотрении законопроект о принятии дополнений к закону о памятниках истории, касающийся "достопримечательных мест историко-религиозного назначения". Очевидно, что если есть такое понятие как "историко-культурное достопримечательное место", то должно быть определено и "историко-религиозное достопримечательное место". Потому что такие места есть в России, и они также нуждаются в особом режиме охраны. Мы очень надеялись, особенно в свете того, что происходит последние годы на Соловках, что закон будет принят. Однако этим ожиданиям пока не суждено сбыться.

«РЕКРЕАЦИОННЫЙ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ»

Архангелогородец Олег Кодола, советник нового главы местной администрации Алексея Ефипова по туризму, появился на островах архипелага лет восемь назад. В то время директором Соловецкого музея был Михаил Лопаткин, который стремился любой ценой «раскрутить» Соловки, развивал на островах так называемый рекреационный туризм.

Лопаткин назначил Кодолу смотрителем на Большой Заяцкий остров, где располагается Свято-Андреевская пустынь. Там находится храм, который срубил сам Петр Первый, когда посещал Соловки, и рядом - что-то вроде языческого капища, которое монахи не разрушили. Целый ряд лабиринтов и каменные выкладки непонятного назначения. Никто не знает, что это такое, но на этом можно очень удачно спекулировать...

Кодола тогда предложил программу своего рода реставрации языческих обрядов на острове. В результате работу с Заяцким островом музей выделил в особый отдел, а Кодола стал руководить этим направлением. Он же предлагал туристам совершить "Уникальный эзотерический тур "Древняя наука Магия" (2005 г.).

Вот цитата из подробного плана-описания этой экскурсии: «В течение тура с опытным гидом вы посетите ряд объектов, при знакомстве с которыми будут последовательно раскрываться ступени становления древнего магического мировоззрения, его особенности. В процессе экскурсий будут проводиться упражнения и тренинги, показывающие суть древних обрядов и ритуалов».

Что составляло программу тура? Читаем, в частности: «Гипотеза исполнения обряда на святилище (острова) Немецкого Кузова. Обзор экстремальных практик. Боевые практики. Drugs. Посещение саамского святилища с каменными сейтами... Выбор места для медитации. Выполнение активных типов медитации. Кружение, пение, музыкальные инструменты, медитации с огнем и дымом... 21.00-2.00: ночная медитация». Комментарии, как говорится, излишни.

В 2003 году Кодола издал со своим партнером Валерием Сочевановым монографию "Путь лабиринта", которая продавалась в Соловецком музее-заповеднике. Это пособие по практической магии распространялось дирекцией музея в стенах Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря! Событие - оскорбительное для насельников обители, паломников и всех православных. В результате более тысячи человек написали тогда специальное заявление Святейшему Патриарху, и директор музея на всякий случай отказался от услуг этого специалиста.

Сейчас, судя по всему, Олег Кодола уже собирается брать в аренду местный Дворец культуры, в стенах которого намерен создать турфирму, музей и училище для экскурсоводов. Однако если человек в своих публичных выступлениях путает имена основателей монастыря Зосимы и Савватия, не знает, что преподобный Герман был канонизирован до революции, то чему могут научиться в его школе экскурсоводы?.. И что они будут рассказывать туристам, которые за свои деньги будут получать недостоверные сведения о Соловках? Безусловно, такой «независимый» туризм приведёт со временем к существенной деформации представления о Соловецкой святыне, переписыванию истории, разрушению традиционной православной среды.

Открытое письмо главе муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" Алексею Ефипову против передаче Кодоле Дома культуры подписали 100 местных жителей. Учитывая, что на Соловках проживает всего 1 тысяча человек, из них около 700 человек - взрослого населения, получается, что письмо подписали более 14 %  взрослого населения, довольно большой процент!

"ЙОГЕРЫ НА СОЛОВКАХ"

Уже не один год на островах Соловецкого архипелага регулярно и без всякого на то официального разрешения собираются различные люди, которые занимаются, по их словам, йогой, эзотерической практикой, исследованием воздействия лабиринтов на психофизиологические характеристики человека. Материалы об этом открыто выложены в Интернете. На заповедных островах эти «йогеры» жгут костры, ставят палатки, проводят сомнительные оздоровительные практики и псевдонаучные эксперименты... Предлагаются даже 13-дневные туры, в которых предусмотрены пять дней ночевки в Соловецких лесах! Такого прежде никогда не было.

И опасность разрушения традиционной духовной среды грозит не только Соловкам, но и вообще Северному краю. В Архангельске местная поморская организация открыла языческое капище и начала при попустительстве администрации города возрождать языческие обряды, которых исторически у поморов никогда не было. На главной набережной Архангельска они выложили лабиринт, подобный Соловецкому, оградили его идолами. Собираются там, бьют в бубны, камлают и говорят, что это поморская культура!

Когда нашлись люди, которые идолам отрубили носы, тут же раздались крики: "Вандализм!" Но постойте: нельзя же оскорблять память и переписывать историю! Великий наш учёный Михаил Васильевич Ломоносов, 300-летний юбилей которого так широко отмечают архангелогородцы, весьма удивился бы такому «подарку». И отец его, Василий Дорофеевич Ломоносов, и десятки тысяч поморов-мореплавателей упокоились на берегах и островах «Студеного моря» под православными крестами.

Поморы никогда не были язычниками. Как субэтнос, они образовались в результате того, что приняли Православие. Действительно, в прежние времена существовали отдельные разрозненные племена - саамы, ненцы, чудь белоглазая и другие, которые поклонялись своим языческим богам. Но в 13-15 веках они начали принимать Православие и постепенно сплотились вокруг этой религии, обрели единую новую культуру. И Соловецкий монастырь стал центром культурной идентификации поморов. Поморы - это образ жизни. Это море, это промысел, это Православие... А скачущие по вновь созданному капищу люди, ряженные в поморов и «реконструирующие древние традиционные обряды посвящения в поморы», угрожают духовной безопасности архангелогородцев. И всё это, к сожалению, происходит в городе архангела Михаила, переименовать который не отважились даже советские власти…

Читайте также:
Соловецкая святыня. Итоги и уроки общественной деятельности по ее защите

Вячеслав Столяров
24 мая 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00