iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Церковь
16 июля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Константин Васильев (+05.07.2010)

5 июля 2010 года на 82 году жизни почил о Господе один из старейших клириков Вологодской епархии настоятель Рождество-Богородицкого кафедрального собора Вологды протоиерей Константин Иванович Васильев.

Родился будущий пастырь Церкви в 1928 году в селе Гусевка Ольховского района Сталинградской области в семье крестьянина.

В автобиографии 1960 года священник Константин Васильев писал: «…в 1936 году умер отец. В этом же году поступил в первый класс гусевской школы, которую окончил в 1944 году, и пошел добровольно в армию». С 1948 по 1951 год проходил, окончив курсы шоферов, действительную службу в дивизионной автошколе. В 1951 году поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил в 1955-м. После браковенчания с Ангеловой Ниной Михайловной в мае того же года архиепископом Херсонским и Одесским Никоном рукоположен во диакона и начал служение в Одессе. В 1956 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1960-м, защитив кандидатскую диссертацию. В 1957 году архиепископом Херсонским и Одесским Борисом рукоположен во иерея и назначен в Вологодскую епархию, в ведение Преосвященного Мстислава, епископа Вологодского и Череповецкого. С этого года началось многолетнее священническое служение отца Константина вначале клириком, а с 1969 года и до последних дней — бессменным настоятелем вологодского кафедрального собора.

Годы пастырского служения протоиерея Константина Васильева выпали на непростое время хрущевских гонений на Церковь. Под угрозой оказалось и само существование кафедрального собора, тогда одного из двух действующих городских храмов. Так вспоминал эти годы отец Константин: «Постоянная опека и бдительный контроль советской власти над жизнью Церкви лишал ее самостоятельности и инициативы. Настоятели и все духовенство были отстранены от управления приходом. Отныне, с 1961 года, приходом командовали староста, казначей и иже с ними и принимали в двадцатку только по рекомендации уполномоченного — читай по распоряжению КГБ. Каждый храм отчислял громадные суммы в Фонд Мира и на реставрацию памятников культуры. Кафедральный собор отчислял в фонд 200 тысяч рублей и на восстановление памятников культуры — 40 тысяч рублей. Все это делал казначей, ни с кем не советуясь и никого не спрашивая. Это был приказ. В епархию от собора отчисляли 3000 рублей в месяц конечно, это смехотворная сумма.

Все духовенство жило впроголодь, приходилось брать 20–30 рублей в счет зарплаты, чтобы прожить несколько дней… На отпуск нельзя было отложить и рубля. Единственное, что поправляло наше отпускное положение, — получали отпускные и положенная полная зарплата на лечение — не облагалась налогом. Но мы жили и служили…»

Кафедральный собор под духовным попечением своего настоятеля сумел не просто выстоять, но и явить для всей епархии пример твердости веры и православных традиций. Пытаясь утолить духовную жажду вологжан в этот период безбожия, несмотря на нажим властей, в соборе совершали уставные богослужения.

Когда во всей епархии было всего лишь 17 храмов, трудно переоценить духовный авторитет собора и его настоятеля.

С изменением общественного климата по отношению к религии протоиерей Константин сумел в полной мере использовать новые условия, чтобы расширить деятельность Церкви на пользу дела Божия и на благо общества. Раскрылись административные и хозяйственные качества отца Константина. Вблизи собора его заботами был построен большой церковно-административный комплекс с просторным актовым залом и жилыми помещениями. При соборе действует одна из самых крупных в епархии детских воскресных школ, в которой занимаются более 150-ти детей. Из учащихся школы организован первый на Вологодчине детский церковный хор, исполняющий духовные песнопения русских композиторов, с успехом выступающий перед жителями области.

С конца 90-х годов при Рождество-Богородицком соборе действуют общественные образовательные чтения, куда приглашают всех желающих послушать известных богословов, ученых, педагогов по темам укрепления и развития отечественных духовно-нравственных традиций, истории России, межконфессиональных отношений.

Протоиерей Константин стал одним из первых преподавателей открывшегося Вологодского духовного училища. Его лекции благодаря большому духовному опыту и эрудиции были одними из самых посещаемых.

Отец Константин Васильев хорошо понимал значение кафедрального собора для жизни епархии и потому никогда не боялся быть впереди, умел идти на рискованные шаги и опытом своей пастырской деятельности, а порой и ошибок, охотно делился с собратьями-священнослужителями. Первые опыты социального служения — организация летних православных лагерей для детей и подростков, паломничества к святыням православной России — впервые в епархии были осуществлены им вместе с ныне почившим протоиереем Василием Павловым, настоятелем храма Покрова на Торгу.

Когда-то музыкант и пианист Василий Павлов познакомился с отцом Константином, и тот по-отечески вел впоследствии известного вологодского протоиерея, помогал освоить гласы и церковный устав.

С конца 80-х годов прошлого столетия и в период так называемой «перестройки», когда пошатнулось экономическое состояние народа, кафедральный собор Вологды целенаправленно помогал детским домам города, домам-интернатам для престарелых и инвалидов, организуя сбор финансовых средств, продовольствия, медикаментов, строительных материалов и всего, в чем испытывают нужду эти учреждения. При деятельном участии отца Константина к социальной работе епархии привлекались христианские благотворительные организации Германии.

Доброй традицией в кафедральном соборе Вологды были Рождественские елки для детей-инвалидов и сирот области, организованные совместно с областным отделением Российского детского фонда и Департаментом образования.

На протяжении многих лет протоиерей Константин Васильев был членом епархиального совета и благочинным храмов города Вологды. Его веселый нрав, уместная шутка всегда могли поддержать в трудную минуту.

Активная общественная деятельность протоиерея Константина Васильева снискала заслуженное признание у вологжан. Он избирался депутатом городского Совета народных депутатов и в этом качестве помог многим с их житейскими проблемами.

Протоиерей Константин Васильев был одним из самых уважаемых священников и с 2003 года по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана нес послушание духовника епархии. Это явилось некой связующей нитью с его собственным духовником, старцем протоиереем Александром Беляевым, исполнявшим это послушание в епархии в непростые 60-е годы.

С 1986 года, еще до поступления в Ленинградские духовные школы, и на протяжении служения в Вологодской епархии мне, по возложенному на меня послушанию секретаря епархии, часто приходилось общаться с отцом Константином, обсуждая различные вопросы и поручения управляющего епархией. Меня всегда поражало в этом человеке упорство и твердость в принципах и убеждениях, пылкость его веры. Он умел, говоря словами Писания радоваться с радующимися и плакать с плачущими (ср.: Рим. 12, 15). Помню последнюю встречу с ним, когда он дружески обнял меня и произнес слова, которые для меня стали прощальными: «Если чем обидел, прости…»

Бог да простит Вас и упокоит со святыми Своими, дорогой батюшка!

Протоиерей Евгений Палюлин,
настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери на проспекте Науки, Санкт-Петербург

"Журнал Московской Патриархии", №12, 2010

16 июля 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00