выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Церковь
16 июля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Константин Васильев (+05.07.2010)

5 июля 2010 года на 82 году жизни почил о Господе один из старейших клириков Вологодской епархии настоятель Рождество-Богородицкого кафедрального собора Вологды протоиерей Константин Иванович Васильев.

Родился будущий пастырь Церкви в 1928 году в селе Гусевка Ольховского района Сталинградской области в семье крестьянина.

В автобиографии 1960 года священник Константин Васильев писал: «…в 1936 году умер отец. В этом же году поступил в первый класс гусевской школы, которую окончил в 1944 году, и пошел добровольно в армию». С 1948 по 1951 год проходил, окончив курсы шоферов, действительную службу в дивизионной автошколе. В 1951 году поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил в 1955-м. После браковенчания с Ангеловой Ниной Михайловной в мае того же года архиепископом Херсонским и Одесским Никоном рукоположен во диакона и начал служение в Одессе. В 1956 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1960-м, защитив кандидатскую диссертацию. В 1957 году архиепископом Херсонским и Одесским Борисом рукоположен во иерея и назначен в Вологодскую епархию, в ведение Преосвященного Мстислава, епископа Вологодского и Череповецкого. С этого года началось многолетнее священническое служение отца Константина вначале клириком, а с 1969 года и до последних дней — бессменным настоятелем вологодского кафедрального собора.

Годы пастырского служения протоиерея Константина Васильева выпали на непростое время хрущевских гонений на Церковь. Под угрозой оказалось и само существование кафедрального собора, тогда одного из двух действующих городских храмов. Так вспоминал эти годы отец Константин: «Постоянная опека и бдительный контроль советской власти над жизнью Церкви лишал ее самостоятельности и инициативы. Настоятели и все духовенство были отстранены от управления приходом. Отныне, с 1961 года, приходом командовали староста, казначей и иже с ними и принимали в двадцатку только по рекомендации уполномоченного — читай по распоряжению КГБ. Каждый храм отчислял громадные суммы в Фонд Мира и на реставрацию памятников культуры. Кафедральный собор отчислял в фонд 200 тысяч рублей и на восстановление памятников культуры — 40 тысяч рублей. Все это делал казначей, ни с кем не советуясь и никого не спрашивая. Это был приказ. В епархию от собора отчисляли 3000 рублей в месяц конечно, это смехотворная сумма.

Все духовенство жило впроголодь, приходилось брать 20–30 рублей в счет зарплаты, чтобы прожить несколько дней… На отпуск нельзя было отложить и рубля. Единственное, что поправляло наше отпускное положение, — получали отпускные и положенная полная зарплата на лечение — не облагалась налогом. Но мы жили и служили…»

Кафедральный собор под духовным попечением своего настоятеля сумел не просто выстоять, но и явить для всей епархии пример твердости веры и православных традиций. Пытаясь утолить духовную жажду вологжан в этот период безбожия, несмотря на нажим властей, в соборе совершали уставные богослужения.

Когда во всей епархии было всего лишь 17 храмов, трудно переоценить духовный авторитет собора и его настоятеля.

С изменением общественного климата по отношению к религии протоиерей Константин сумел в полной мере использовать новые условия, чтобы расширить деятельность Церкви на пользу дела Божия и на благо общества. Раскрылись административные и хозяйственные качества отца Константина. Вблизи собора его заботами был построен большой церковно-административный комплекс с просторным актовым залом и жилыми помещениями. При соборе действует одна из самых крупных в епархии детских воскресных школ, в которой занимаются более 150-ти детей. Из учащихся школы организован первый на Вологодчине детский церковный хор, исполняющий духовные песнопения русских композиторов, с успехом выступающий перед жителями области.

С конца 90-х годов при Рождество-Богородицком соборе действуют общественные образовательные чтения, куда приглашают всех желающих послушать известных богословов, ученых, педагогов по темам укрепления и развития отечественных духовно-нравственных традиций, истории России, межконфессиональных отношений.

Протоиерей Константин стал одним из первых преподавателей открывшегося Вологодского духовного училища. Его лекции благодаря большому духовному опыту и эрудиции были одними из самых посещаемых.

Отец Константин Васильев хорошо понимал значение кафедрального собора для жизни епархии и потому никогда не боялся быть впереди, умел идти на рискованные шаги и опытом своей пастырской деятельности, а порой и ошибок, охотно делился с собратьями-священнослужителями. Первые опыты социального служения — организация летних православных лагерей для детей и подростков, паломничества к святыням православной России — впервые в епархии были осуществлены им вместе с ныне почившим протоиереем Василием Павловым, настоятелем храма Покрова на Торгу.

Когда-то музыкант и пианист Василий Павлов познакомился с отцом Константином, и тот по-отечески вел впоследствии известного вологодского протоиерея, помогал освоить гласы и церковный устав.

С конца 80-х годов прошлого столетия и в период так называемой «перестройки», когда пошатнулось экономическое состояние народа, кафедральный собор Вологды целенаправленно помогал детским домам города, домам-интернатам для престарелых и инвалидов, организуя сбор финансовых средств, продовольствия, медикаментов, строительных материалов и всего, в чем испытывают нужду эти учреждения. При деятельном участии отца Константина к социальной работе епархии привлекались христианские благотворительные организации Германии.

Доброй традицией в кафедральном соборе Вологды были Рождественские елки для детей-инвалидов и сирот области, организованные совместно с областным отделением Российского детского фонда и Департаментом образования.

На протяжении многих лет протоиерей Константин Васильев был членом епархиального совета и благочинным храмов города Вологды. Его веселый нрав, уместная шутка всегда могли поддержать в трудную минуту.

Активная общественная деятельность протоиерея Константина Васильева снискала заслуженное признание у вологжан. Он избирался депутатом городского Совета народных депутатов и в этом качестве помог многим с их житейскими проблемами.

Протоиерей Константин Васильев был одним из самых уважаемых священников и с 2003 года по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана нес послушание духовника епархии. Это явилось некой связующей нитью с его собственным духовником, старцем протоиереем Александром Беляевым, исполнявшим это послушание в епархии в непростые 60-е годы.

С 1986 года, еще до поступления в Ленинградские духовные школы, и на протяжении служения в Вологодской епархии мне, по возложенному на меня послушанию секретаря епархии, часто приходилось общаться с отцом Константином, обсуждая различные вопросы и поручения управляющего епархией. Меня всегда поражало в этом человеке упорство и твердость в принципах и убеждениях, пылкость его веры. Он умел, говоря словами Писания радоваться с радующимися и плакать с плачущими (ср.: Рим. 12, 15). Помню последнюю встречу с ним, когда он дружески обнял меня и произнес слова, которые для меня стали прощальными: «Если чем обидел, прости…»

Бог да простит Вас и упокоит со святыми Своими, дорогой батюшка!

Протоиерей Евгений Палюлин,
настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери на проспекте Науки, Санкт-Петербург

"Журнал Московской Патриархии", №12, 2010

16 июля 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00