iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Церковь
16 июля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Константин Васильев (+05.07.2010)

5 июля 2010 года на 82 году жизни почил о Господе один из старейших клириков Вологодской епархии настоятель Рождество-Богородицкого кафедрального собора Вологды протоиерей Константин Иванович Васильев.

Родился будущий пастырь Церкви в 1928 году в селе Гусевка Ольховского района Сталинградской области в семье крестьянина.

В автобиографии 1960 года священник Константин Васильев писал: «…в 1936 году умер отец. В этом же году поступил в первый класс гусевской школы, которую окончил в 1944 году, и пошел добровольно в армию». С 1948 по 1951 год проходил, окончив курсы шоферов, действительную службу в дивизионной автошколе. В 1951 году поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил в 1955-м. После браковенчания с Ангеловой Ниной Михайловной в мае того же года архиепископом Херсонским и Одесским Никоном рукоположен во диакона и начал служение в Одессе. В 1956 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1960-м, защитив кандидатскую диссертацию. В 1957 году архиепископом Херсонским и Одесским Борисом рукоположен во иерея и назначен в Вологодскую епархию, в ведение Преосвященного Мстислава, епископа Вологодского и Череповецкого. С этого года началось многолетнее священническое служение отца Константина вначале клириком, а с 1969 года и до последних дней — бессменным настоятелем вологодского кафедрального собора.

Годы пастырского служения протоиерея Константина Васильева выпали на непростое время хрущевских гонений на Церковь. Под угрозой оказалось и само существование кафедрального собора, тогда одного из двух действующих городских храмов. Так вспоминал эти годы отец Константин: «Постоянная опека и бдительный контроль советской власти над жизнью Церкви лишал ее самостоятельности и инициативы. Настоятели и все духовенство были отстранены от управления приходом. Отныне, с 1961 года, приходом командовали староста, казначей и иже с ними и принимали в двадцатку только по рекомендации уполномоченного — читай по распоряжению КГБ. Каждый храм отчислял громадные суммы в Фонд Мира и на реставрацию памятников культуры. Кафедральный собор отчислял в фонд 200 тысяч рублей и на восстановление памятников культуры — 40 тысяч рублей. Все это делал казначей, ни с кем не советуясь и никого не спрашивая. Это был приказ. В епархию от собора отчисляли 3000 рублей в месяц конечно, это смехотворная сумма.

Все духовенство жило впроголодь, приходилось брать 20–30 рублей в счет зарплаты, чтобы прожить несколько дней… На отпуск нельзя было отложить и рубля. Единственное, что поправляло наше отпускное положение, — получали отпускные и положенная полная зарплата на лечение — не облагалась налогом. Но мы жили и служили…»

Кафедральный собор под духовным попечением своего настоятеля сумел не просто выстоять, но и явить для всей епархии пример твердости веры и православных традиций. Пытаясь утолить духовную жажду вологжан в этот период безбожия, несмотря на нажим властей, в соборе совершали уставные богослужения.

Когда во всей епархии было всего лишь 17 храмов, трудно переоценить духовный авторитет собора и его настоятеля.

С изменением общественного климата по отношению к религии протоиерей Константин сумел в полной мере использовать новые условия, чтобы расширить деятельность Церкви на пользу дела Божия и на благо общества. Раскрылись административные и хозяйственные качества отца Константина. Вблизи собора его заботами был построен большой церковно-административный комплекс с просторным актовым залом и жилыми помещениями. При соборе действует одна из самых крупных в епархии детских воскресных школ, в которой занимаются более 150-ти детей. Из учащихся школы организован первый на Вологодчине детский церковный хор, исполняющий духовные песнопения русских композиторов, с успехом выступающий перед жителями области.

С конца 90-х годов при Рождество-Богородицком соборе действуют общественные образовательные чтения, куда приглашают всех желающих послушать известных богословов, ученых, педагогов по темам укрепления и развития отечественных духовно-нравственных традиций, истории России, межконфессиональных отношений.

Протоиерей Константин стал одним из первых преподавателей открывшегося Вологодского духовного училища. Его лекции благодаря большому духовному опыту и эрудиции были одними из самых посещаемых.

Отец Константин Васильев хорошо понимал значение кафедрального собора для жизни епархии и потому никогда не боялся быть впереди, умел идти на рискованные шаги и опытом своей пастырской деятельности, а порой и ошибок, охотно делился с собратьями-священнослужителями. Первые опыты социального служения — организация летних православных лагерей для детей и подростков, паломничества к святыням православной России — впервые в епархии были осуществлены им вместе с ныне почившим протоиереем Василием Павловым, настоятелем храма Покрова на Торгу.

Когда-то музыкант и пианист Василий Павлов познакомился с отцом Константином, и тот по-отечески вел впоследствии известного вологодского протоиерея, помогал освоить гласы и церковный устав.

С конца 80-х годов прошлого столетия и в период так называемой «перестройки», когда пошатнулось экономическое состояние народа, кафедральный собор Вологды целенаправленно помогал детским домам города, домам-интернатам для престарелых и инвалидов, организуя сбор финансовых средств, продовольствия, медикаментов, строительных материалов и всего, в чем испытывают нужду эти учреждения. При деятельном участии отца Константина к социальной работе епархии привлекались христианские благотворительные организации Германии.

Доброй традицией в кафедральном соборе Вологды были Рождественские елки для детей-инвалидов и сирот области, организованные совместно с областным отделением Российского детского фонда и Департаментом образования.

На протяжении многих лет протоиерей Константин Васильев был членом епархиального совета и благочинным храмов города Вологды. Его веселый нрав, уместная шутка всегда могли поддержать в трудную минуту.

Активная общественная деятельность протоиерея Константина Васильева снискала заслуженное признание у вологжан. Он избирался депутатом городского Совета народных депутатов и в этом качестве помог многим с их житейскими проблемами.

Протоиерей Константин Васильев был одним из самых уважаемых священников и с 2003 года по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана нес послушание духовника епархии. Это явилось некой связующей нитью с его собственным духовником, старцем протоиереем Александром Беляевым, исполнявшим это послушание в епархии в непростые 60-е годы.

С 1986 года, еще до поступления в Ленинградские духовные школы, и на протяжении служения в Вологодской епархии мне, по возложенному на меня послушанию секретаря епархии, часто приходилось общаться с отцом Константином, обсуждая различные вопросы и поручения управляющего епархией. Меня всегда поражало в этом человеке упорство и твердость в принципах и убеждениях, пылкость его веры. Он умел, говоря словами Писания радоваться с радующимися и плакать с плачущими (ср.: Рим. 12, 15). Помню последнюю встречу с ним, когда он дружески обнял меня и произнес слова, которые для меня стали прощальными: «Если чем обидел, прости…»

Бог да простит Вас и упокоит со святыми Своими, дорогой батюшка!

Протоиерей Евгений Палюлин,
настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери на проспекте Науки, Санкт-Петербург

"Журнал Московской Патриархии", №12, 2010

16 июля 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00