iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 21 (442) ноябрь 2010 /  4 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Семья народов

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Ассамблеи фонда «Русский мир»

Принадлежность к русскому миру определяется не принудительным путем, а на основе свободного выбора людей и народов. Поэтому не может быть никакого навязывания идеи русского мира. Хотелось бы, чтобы сам анализ происходящего в мире показал нам, что только поддержка своей общей цивилизационной идентичности и строительство механизмов сотрудничества на ее основе может принести благополучие и уверенность в будущем для наших народов. Утрата этого уникального наследия будет означать потерю духовных ориентиров в жизни народов русского мира, разрушение их культурной самобытности, слабость перед внешними вызовами и угрозами. Несомненно, такой вариант будущего вызывает тревогу у Русской Церкви и заставляет ее призывать к теснейшему сотрудничеству всех наследников исторической Руси.

Как же нам строить русский мир в современных условиях? В истории русская цивилизация выживала потому, что она была восприимчива к судам Божиим, которые порой через страдания и большие людские потери вели наши народы к пониманию истинной жизни и истинных ценностей, очищая их от всего наносного. Вслушиваясь в то, что нам говорит Бог обстоятельствами времени и в ответ на наши молитвы, мы должны не бояться обновлять нашу жизнь и менять привычные представления о ней. Если в прошлом оправданной стратегией выживания русского мира была его централизация, то сегодня в условиях глобализации оптимальной формой может оказаться теснейшее интеграционное сотрудничество равноправных суверенных государств, образовавшихся на пространстве исторической Руси. В современном мире общепризнано, что от интеграции страны только выигрывают, а потому многие стремятся развивать интеграционные процессы. Но не у всех это получается.

Страны русского мира имеют все необходимые предпосылки, чтобы осуществить свой уникальный проект интеграции. Однако им необходимо научиться примирять различные интересы, уважать позицию друг друга, искать согласие ради достижения общего блага. На мой взгляд, факторами, располагающими к нахождению взаимоприемлемого решения, являются общность менталитета наших народов, а также готовность пойти на жертвенную поддержку в случае затруднительности для другой стороны самостоятельно справиться с возникшими трудностями. Думаю, что такая интеграция может стать примером модели сотрудничества нового поколения, которую будут брать за образец другие народы планеты, как сегодня многие равняются на Европейский союз. Страны русского мира имеют все возможности для создания пространства, в котором не будет первосортных и второсортных народов, в котором будут уважаться и развиваться их языки, культуры, религиозные традиции, а общественная жизнь строиться на основе служения и помощи слабому, в котором будет защищаться свобода и нравственность, а также воплощаться в жизнь принципы справедливости и законности. Всего этого сегодня ищет человечество. Если мы не на словах, а на деле сообща предложим свой опыт интеграции, то, верю, русский мир принесет свой вселенский плод, который Господь терпеливо ожидает от нас, насадив много веков назад русское древо в человеческой семье народов.

Строительство русского мира не есть создание некой изоляционной системы. Глобальность многонациональной русской цивилизации прежде всего имеет опору во вселенском характере православия, лежащего в основе мировоззрения большинства из тех людей, которые осознают себя частью русского мира. Будучи многокультурным, русский мир по своей природе ориентирован на поддержание добрых связей с различными цивилизационными центрами мира. Контактам русской цивилизации с другими народами планеты могут содействовать и многочисленные диаспоры русского мира. Большой потенциал развития дружеских связей с различными странами мира открывается также в деятельности людей, которые ценят и изучают традиции народов русского мира.

Русский мир должен быть не столько воспоминанием о прошлом, сколько деятельным, мобилизующим началом построения лучшего будущего для великого многонационального объединения, живущего в мире с собой и остальным миром. Желаю всем участникам ассамблеи помощи Божией в трудах и успеха в осмыслении темы нынешнего форума. Надеюсь, что его результаты станут важным вкладом в единение многомиллионного русского мира.

 

4 ноября 2010 г.
Ключевые слова: диаспора
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00