iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 21 (442) ноябрь 2010 /  4 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Семья народов

Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Ассамблеи фонда «Русский мир»

Принадлежность к русскому миру определяется не принудительным путем, а на основе свободного выбора людей и народов. Поэтому не может быть никакого навязывания идеи русского мира. Хотелось бы, чтобы сам анализ происходящего в мире показал нам, что только поддержка своей общей цивилизационной идентичности и строительство механизмов сотрудничества на ее основе может принести благополучие и уверенность в будущем для наших народов. Утрата этого уникального наследия будет означать потерю духовных ориентиров в жизни народов русского мира, разрушение их культурной самобытности, слабость перед внешними вызовами и угрозами. Несомненно, такой вариант будущего вызывает тревогу у Русской Церкви и заставляет ее призывать к теснейшему сотрудничеству всех наследников исторической Руси.

Как же нам строить русский мир в современных условиях? В истории русская цивилизация выживала потому, что она была восприимчива к судам Божиим, которые порой через страдания и большие людские потери вели наши народы к пониманию истинной жизни и истинных ценностей, очищая их от всего наносного. Вслушиваясь в то, что нам говорит Бог обстоятельствами времени и в ответ на наши молитвы, мы должны не бояться обновлять нашу жизнь и менять привычные представления о ней. Если в прошлом оправданной стратегией выживания русского мира была его централизация, то сегодня в условиях глобализации оптимальной формой может оказаться теснейшее интеграционное сотрудничество равноправных суверенных государств, образовавшихся на пространстве исторической Руси. В современном мире общепризнано, что от интеграции страны только выигрывают, а потому многие стремятся развивать интеграционные процессы. Но не у всех это получается.

Страны русского мира имеют все необходимые предпосылки, чтобы осуществить свой уникальный проект интеграции. Однако им необходимо научиться примирять различные интересы, уважать позицию друг друга, искать согласие ради достижения общего блага. На мой взгляд, факторами, располагающими к нахождению взаимоприемлемого решения, являются общность менталитета наших народов, а также готовность пойти на жертвенную поддержку в случае затруднительности для другой стороны самостоятельно справиться с возникшими трудностями. Думаю, что такая интеграция может стать примером модели сотрудничества нового поколения, которую будут брать за образец другие народы планеты, как сегодня многие равняются на Европейский союз. Страны русского мира имеют все возможности для создания пространства, в котором не будет первосортных и второсортных народов, в котором будут уважаться и развиваться их языки, культуры, религиозные традиции, а общественная жизнь строиться на основе служения и помощи слабому, в котором будет защищаться свобода и нравственность, а также воплощаться в жизнь принципы справедливости и законности. Всего этого сегодня ищет человечество. Если мы не на словах, а на деле сообща предложим свой опыт интеграции, то, верю, русский мир принесет свой вселенский плод, который Господь терпеливо ожидает от нас, насадив много веков назад русское древо в человеческой семье народов.

Строительство русского мира не есть создание некой изоляционной системы. Глобальность многонациональной русской цивилизации прежде всего имеет опору во вселенском характере православия, лежащего в основе мировоззрения большинства из тех людей, которые осознают себя частью русского мира. Будучи многокультурным, русский мир по своей природе ориентирован на поддержание добрых связей с различными цивилизационными центрами мира. Контактам русской цивилизации с другими народами планеты могут содействовать и многочисленные диаспоры русского мира. Большой потенциал развития дружеских связей с различными странами мира открывается также в деятельности людей, которые ценят и изучают традиции народов русского мира.

Русский мир должен быть не столько воспоминанием о прошлом, сколько деятельным, мобилизующим началом построения лучшего будущего для великого многонационального объединения, живущего в мире с собой и остальным миром. Желаю всем участникам ассамблеи помощи Божией в трудах и успеха в осмыслении темы нынешнего форума. Надеюсь, что его результаты станут важным вкладом в единение многомиллионного русского мира.

 

4 ноября 2010 г.
Ключевые слова: диаспора
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00