iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новый шаг в развитии богословия в России
В издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин. PDF-версия.  
10 апреля 2019 г. 13:58
Церковь
ЦВ № 22 (443) ноябрь 2010 /  25 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Апостол Марк и другие святыни Венеции

Настоятель прихода Русской Православной Церкви в Венеции священник Алексий Ястребов издал первый на русском языке православный путеводитель по святыням города мостов и каналов. Книга пока продается только в Италии, но скоро появится и в России.

«Храмы Венеции буквально наполнены мощами святых, которые почитаются и в нашей Церкви», — убежден отец Алексий, настоятель православного прихода Жен-мироносиц. Он сам водит паломнические группы. Итогом шестилетней работы стал православный путеводитель «Святыни Венеции».
История города изложена в главе «Исторический экскурс», где есть и очерк церковной истории Венеции.

Когда видишь Венецию в первый раз, она вызывает ощущение чуда. Это единственный в мире город, который родился на воде, живет на воде и молится на воде. Каждый имеет собственное лицо: и архитектура, и ландшафтная планировка сохраняют отпечаток многолетней истории.
Венеция богата церквами (около двухсот пятидесяти), однако многие из них используются не по назначению. В путеводитель вошли сорок четыре места паломничества (храмы и музеи), среди которых две православные общины.

Богатейшая республика, которая когда-то играла решающую роль на политической арене и даже повернула Четвертый крестовый поход, направив его на Константинополь вместо Египта, сохранила и сегодня признаки, по которым легко воссоздается и глубоко впечатляет прежний ее облик великолепия и роскоши. Зажиточные и предприимчивые жители Венеции кроме материальных сокровищ с Востока (шелк, пряности, духи, драгоценности) в буквальном смысле охотились и за сокровищами духовными. Именно поэтому в Венеции сегодня сохранилось такое количество святынь. Считалось, что чем больше в городе мощей, тем больше святых покровителей. Исторические случаи «добычи» мощей также вошли в путеводитель. Иногда это истории похищения, а иногда истории об иных способах заполучения святынь, но чаще о способах необычных, и хотя автор не стремился «к привнесению элемента развлекательности в текст», материал диктовал свои условия, и, читая, понимаешь, откуда могли взяться сюжеты современного приключенческого чтива.
Каждому району Венеции (включая острова) посвящена отдельная глава путеводителя.

Район Святого Марка с базиликой Святого Марка — центральный район Венеции. Апостол Марк с IX века считается покровителем города, а изображение в разных видах льва — символа евангелиста — встречается буквально везде. Главная святыня собора — мощи святого апостола, которые прежде находились в Александрии. История их обретения вкратце такова. В 20-х годах IX века, после того как арабское завоевание распространилось на Египет, двое венецианских купцов Буоно Трибуно с острова Маламокко и Рустик с острова Торчелло, нарушив по причине бури или с целью наживы запрет императора, пристали к захваченной мусульманами территории. «Островитяне высадились на египетском берегу и отправились в Александрию на поклонение мощам святого апостола и евангелиста Марка», — пишет автор. А поскольку сохранности мощей угрожала опасность со стороны арабских завоевателей, «предприимчивые купцы сразу же предложили хранителям вывезти мощи святого Марка в Венецию».

После жестокой расправы мусульман над одним христианином, свидетелями которой неожиданно стали собеседники, хранители решились отдать святыню, а на ее место поместили мощи святой Клавдии, сохранив, однако, печати святого Марка. «Купцы опять прибегли к хитрости: святыню на корабле положили в большую корзину и сверху покрыли свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре». По прибытии в Венецию святыню хранили в домашней церкви дожей…
Не менее красочные повествования можно встретить и на страницах, посвященных другим рай-онам Венеции: району Кастелло, району Каннареджо, району Святого Павла, району Дорсодуро, району Святого Креста.

Отдельные главы посвящены образам Пресвятой Богородицы в Венеции и православию в Венеции.
Путеводитель богато иллюстрирован и рассчитан на самый широкий круг читателей.
В день памяти апостола и евангелиста Марка, покровителя Венеции, в крипте городского собора Святого Марка, под мощами апостола по сложившейся традиции ежегодно совершается Божественная литургия.

25 ноября 2010 г.
Ключевые слова: святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59