выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Церковь
ЦВ № 22 (443) ноябрь 2010 /  14 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялась хиротония архимандрита Варнавы (Сафонова) во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Варнаве, епископу Павлодарскому и Усть-Каменогорскому


Преосвященный епископ Варнава!
Сегодня за Божественной литургией через возложение рук архипастырей Церкви Христовой ты приобщился благодати архиерейства, принял жребий апостольства, стал преемником служения самовидцев и служителей воплощенного Слова Божия (см.: Лк. 1, 2). Ты включился в таинственную, но реальную цепь преемства, восходящую от Самого Господа через святых апостолов, и обрел ту полноту благодати, которую имели сами апостолы.

Предстоящий тебе подвиг невозможно совершить, опираясь лишь на собственные силы и природные дарования, сколь значительными бы они ни были. Божественное призвание осуществимо только в соработничестве со Святым Духом, Который и наставляет нас на всякую правду.
Водительством Господним ты был подготовлен к нелегкому деланию в Винограднике Христовом. Получив образование в московских духовных школах, ты принял монашеский постриг у мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена земли Русской. Здесь же, в стенах Большой кельи Преподобного, ты приобщился к клиру церковному, восприняв благодать диаконства, а затем и пресвитерства.

Оттуда ты вышел на стезю церковного служения, чтобы укреплять традиции монашеского делания в других прославленных обителях. Господь судил тебе нести послушание в очень непростое время становления монастырской жизни в таких обителях, как Оптина пустынь, Свято-Данилов монастырь в Москве и, наконец, Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь в Мордовии. Возрастая внутренне и приобретая административный и пастырский опыт, ты был приготовляем премудрым Промыслом Божиим к сегодняшнему дню. Теперь перед тобой открываются широкие возможности и большое поле деятельности в новом сане, с новыми полномочиями и новыми обязанностями.

Возглавляя Санаксарскую обитель, ты приобрел ценный навык управления и хозяйствования. Теперь тебе предстоит заботиться о благоустроении монашеской, приходской, церковно-общественной жизни в пределах епархии. Заботясь о возведении новых храмов и реставрации существующих, помни, что главное достояние Церкви не здания, но люди. Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, — говорит Господь в слове Своем (Притч. 23, 26). Устремленность сердца человеческого к Богу — главное условие служения народу Божиему.

Ты будешь проходить послушание в пределах Республики Казахстан, управлять новообразованной Павлодарской и Усть-Каменогорской епархией. Здесь, в этих краях, издавна селились казаки — люди, которые всегда были готовы доказывать ратными подвигами и делами свою твердость в вере и преданность отечеству. Ныне, как и прежде, Православная Церковь призвана быть центром притяжения для всех наследников исторической Руси, причастных к духовной культуре восточнохристианской цивилизации.

Вместе с тем в Казахстане святое православие мирно соседствует с другими религиями. Это стало возможным во многом благодаря плодотворным усилиям руководства республики, осуществляющего взвешенную внешнюю, а также и внутреннюю политику по сохранению межэтнического и межконфессионального мира и согласия в регионе. Следуя призыву апостола: Будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18), — стремись и ты по мере сил поддерживать добрые инициативы, нацеленные на созидание взаимопонимания, солидарности и социального спокойствия в регионе.
Православие на протяжении столетий несло в эти края культуру и просвещение, утверждало традиционные нравственные ценности. И в веке XXI должно твердо следовать путем, проложенным нашими предками, хранить и приумножать оставленное ими наследие. Посему старайся сделать проповедь о Христе Распятом и Воскресшем доступной и понятной каждому.

Особенно заботься о приобщении к вере, церковной традиции и нормам благочестия молодого поколения. Те, кто сегодня сидит за школьной партой, наполняет аудитории вузов, осваивает специальности, завтра будут определять путь развития города, страны, духовно-культурный уровень нации. Призыв к деятельной любви, самопожертвованию и помощи ближним способен найти отклик в юном сердце, пробудить душу к познанию истины. Не упускай же этой возможности. Будь ревностным сеятелем Слова Божия, ибо кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6).

Помни также и о том, что вера подтверждается делами. Людей убеждают не красивые фразы о благочестии и любви, но поступки, исполненные евангельского духа милосердия, заботы о нуждающихся и помощи страждущим. Пусть на это жертвенное служение ближним тебя вдохновляют примеры исповеднического подвига владыки Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, преподобного Севастиана Карагандинского, преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских и многих других иерархов, клириков и верных чад Русской Православной Церкви, пострадавших в суровые годы гонений за веру.
Кафедра, на которую тебе предстоит вступить, образована совсем недавно и ранее входила в состав объединенной Алма-Атинской епархии. Немало удалось сделать Преосвященным владыкам, трудившимся до тебя на Казахстанской земле, но еще более важные дела на благо Церкви предстоит совершить в будущем.

Высочайшая степень ответственности неразрывно сопряжена с архипастырским служением и не сопоставима ни с какими почестями архиерейства. Будучи продолжателем дела апостолов, епископ ежечасно призван к тому, чтобы собственным примером являть образец здравого учения, по слову апостола Павла (2 Тим. 1, 13), непрестанно пребывая в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6, 6–7).
А теперь прими сей жезл и благослови народ, с усердием молившийся о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь.

Епископ Павлодарский и Усть-Каменогорский (Сафонов Василий Алексеевич) родился
21 февраля 1957 года на хуторе Троицком Урюпинского района Волгоградской области
в семье служащих.
С 1975-го по 1977 г. проходил службу в рядах Вооруженных сил СА. С 1977-го по 1978 г. работал
в г. Находке Приморского края на рыболовном флоте.
С 1978-го по 1981 г. обучался в  Московской духовной семинарии. С 1981-го по 1985 г. обучался в Московской духовной академии. Защитил кандидатскую работу «Феномен религиозного секуляризма».
2 ноября 1979 г. был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру. 28 февраля 1980 г. пострижен в монахи наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) с именем Варнава.
20 июля 1980 г. рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Владимиром (Сабоданом).
14 марта 1982 г. рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом).
4 апреля 1987 г. возведен в сан игумена.
С 1988-го по 1991 г. проходил послушание в Оптиной пустыни и Свято-Даниловом монастыре.
10 января 1990 г. назначен экономом Свято-Данилова монастыря с возведением в сан архимандрита.
1 апреля 1991 г. назначен наместником Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря г. Темникова Саранской епархии.
Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. избран епископом Павлодарским и Усть-Каменогорским (журнал № 97).
 

 


 

14 ноября 2010 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл, хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи