iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 22 (443) ноябрь 2010 /  14 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялась хиротония архимандрита Варнавы (Сафонова) во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Варнаве, епископу Павлодарскому и Усть-Каменогорскому


Преосвященный епископ Варнава!
Сегодня за Божественной литургией через возложение рук архипастырей Церкви Христовой ты приобщился благодати архиерейства, принял жребий апостольства, стал преемником служения самовидцев и служителей воплощенного Слова Божия (см.: Лк. 1, 2). Ты включился в таинственную, но реальную цепь преемства, восходящую от Самого Господа через святых апостолов, и обрел ту полноту благодати, которую имели сами апостолы.

Предстоящий тебе подвиг невозможно совершить, опираясь лишь на собственные силы и природные дарования, сколь значительными бы они ни были. Божественное призвание осуществимо только в соработничестве со Святым Духом, Который и наставляет нас на всякую правду.
Водительством Господним ты был подготовлен к нелегкому деланию в Винограднике Христовом. Получив образование в московских духовных школах, ты принял монашеский постриг у мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена земли Русской. Здесь же, в стенах Большой кельи Преподобного, ты приобщился к клиру церковному, восприняв благодать диаконства, а затем и пресвитерства.

Оттуда ты вышел на стезю церковного служения, чтобы укреплять традиции монашеского делания в других прославленных обителях. Господь судил тебе нести послушание в очень непростое время становления монастырской жизни в таких обителях, как Оптина пустынь, Свято-Данилов монастырь в Москве и, наконец, Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь в Мордовии. Возрастая внутренне и приобретая административный и пастырский опыт, ты был приготовляем премудрым Промыслом Божиим к сегодняшнему дню. Теперь перед тобой открываются широкие возможности и большое поле деятельности в новом сане, с новыми полномочиями и новыми обязанностями.

Возглавляя Санаксарскую обитель, ты приобрел ценный навык управления и хозяйствования. Теперь тебе предстоит заботиться о благоустроении монашеской, приходской, церковно-общественной жизни в пределах епархии. Заботясь о возведении новых храмов и реставрации существующих, помни, что главное достояние Церкви не здания, но люди. Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, — говорит Господь в слове Своем (Притч. 23, 26). Устремленность сердца человеческого к Богу — главное условие служения народу Божиему.

Ты будешь проходить послушание в пределах Республики Казахстан, управлять новообразованной Павлодарской и Усть-Каменогорской епархией. Здесь, в этих краях, издавна селились казаки — люди, которые всегда были готовы доказывать ратными подвигами и делами свою твердость в вере и преданность отечеству. Ныне, как и прежде, Православная Церковь призвана быть центром притяжения для всех наследников исторической Руси, причастных к духовной культуре восточнохристианской цивилизации.

Вместе с тем в Казахстане святое православие мирно соседствует с другими религиями. Это стало возможным во многом благодаря плодотворным усилиям руководства республики, осуществляющего взвешенную внешнюю, а также и внутреннюю политику по сохранению межэтнического и межконфессионального мира и согласия в регионе. Следуя призыву апостола: Будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18), — стремись и ты по мере сил поддерживать добрые инициативы, нацеленные на созидание взаимопонимания, солидарности и социального спокойствия в регионе.
Православие на протяжении столетий несло в эти края культуру и просвещение, утверждало традиционные нравственные ценности. И в веке XXI должно твердо следовать путем, проложенным нашими предками, хранить и приумножать оставленное ими наследие. Посему старайся сделать проповедь о Христе Распятом и Воскресшем доступной и понятной каждому.

Особенно заботься о приобщении к вере, церковной традиции и нормам благочестия молодого поколения. Те, кто сегодня сидит за школьной партой, наполняет аудитории вузов, осваивает специальности, завтра будут определять путь развития города, страны, духовно-культурный уровень нации. Призыв к деятельной любви, самопожертвованию и помощи ближним способен найти отклик в юном сердце, пробудить душу к познанию истины. Не упускай же этой возможности. Будь ревностным сеятелем Слова Божия, ибо кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6).

Помни также и о том, что вера подтверждается делами. Людей убеждают не красивые фразы о благочестии и любви, но поступки, исполненные евангельского духа милосердия, заботы о нуждающихся и помощи страждущим. Пусть на это жертвенное служение ближним тебя вдохновляют примеры исповеднического подвига владыки Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, преподобного Севастиана Карагандинского, преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских и многих других иерархов, клириков и верных чад Русской Православной Церкви, пострадавших в суровые годы гонений за веру.
Кафедра, на которую тебе предстоит вступить, образована совсем недавно и ранее входила в состав объединенной Алма-Атинской епархии. Немало удалось сделать Преосвященным владыкам, трудившимся до тебя на Казахстанской земле, но еще более важные дела на благо Церкви предстоит совершить в будущем.

Высочайшая степень ответственности неразрывно сопряжена с архипастырским служением и не сопоставима ни с какими почестями архиерейства. Будучи продолжателем дела апостолов, епископ ежечасно призван к тому, чтобы собственным примером являть образец здравого учения, по слову апостола Павла (2 Тим. 1, 13), непрестанно пребывая в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6, 6–7).
А теперь прими сей жезл и благослови народ, с усердием молившийся о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь.

Епископ Павлодарский и Усть-Каменогорский (Сафонов Василий Алексеевич) родился
21 февраля 1957 года на хуторе Троицком Урюпинского района Волгоградской области
в семье служащих.
С 1975-го по 1977 г. проходил службу в рядах Вооруженных сил СА. С 1977-го по 1978 г. работал
в г. Находке Приморского края на рыболовном флоте.
С 1978-го по 1981 г. обучался в  Московской духовной семинарии. С 1981-го по 1985 г. обучался в Московской духовной академии. Защитил кандидатскую работу «Феномен религиозного секуляризма».
2 ноября 1979 г. был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру. 28 февраля 1980 г. пострижен в монахи наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) с именем Варнава.
20 июля 1980 г. рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Владимиром (Сабоданом).
14 марта 1982 г. рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом).
4 апреля 1987 г. возведен в сан игумена.
С 1988-го по 1991 г. проходил послушание в Оптиной пустыни и Свято-Даниловом монастыре.
10 января 1990 г. назначен экономом Свято-Данилова монастыря с возведением в сан архимандрита.
1 апреля 1991 г. назначен наместником Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря г. Темникова Саранской епархии.
Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. избран епископом Павлодарским и Усть-Каменогорским (журнал № 97).
 

 


 

14 ноября 2010 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл, хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00