iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Церковь
ЦВ № 24 (445) декабрь 2010 /  13 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Нужно создать невыносимые условия для деятельности любых радикальных групп

Заявление Предстоятеля Русской Православной Церкви в связи с беспорядками на Манежной площади 11 декабря 2010 года.

Мне кажется, что то, что произошло на Манежной площади, высветило три проблемы. Я начну с самого простого.
Первое — это хулиганство, элементарное хулиганство, когда человек неспособен сдержать свои эмоции, когда он начинает сокрушать всё, что вокруг него находится, когда он лезет в драку. Нередко это хулиганство сопровождается распитием спиртных напитков, употреблением наркотиков. Ну а с хулиганством нужно разбираться, как полагается, наводить порядок. Если люди не слышат призывов, то нужно употребить власть.

Вторая, более сложная, проблема, которая стала совершенно очевидной, — то, что на Манежной площади было не только хулиганство, но и политическая провокация. Существуют силы в нашем обществе, которые заинтересованы в том, чтобы дестабилизировать ситуацию. Действие этих сил может нарастать по мере приближения к выборам 2012 года. Для таких сил тема межнациональных отношений в России — это лакомый кусочек. Если вспомнить времена холодной войны, то многие, кто в то время противостоял Советскому Союзу, говорили о том, что ахиллесова пята Советского Союза — это многонациональность и что, нажав на эту педаль, можно развалить страну. Так оно и получилось; и вот, для того чтобы дестабилизировать и развалить Россию, у многих, наверное, есть желание нажимать на эту ахиллесову пяту сегодня, используя различные поводы.

То, что  политическая провокация присутствовала в событиях на Манежной площади, — это тоже очевидный факт, и он требует внимательного, вдумчивого отношения к себе со стороны властей, в том числе правоохранительных органов. Нельзя допустить возвращения страны в хаос начала 1990-х годов. Нельзя допустить дестабилизации политической системы и общественной жизни. Многие, может быть, не помнят тех ужасных лет, которые прожили люди среднего и старшего поколения. Как много мы были готовы отдать в то время, чтобы наступила наконец стабилизация, чтобы прекратился распад страны, развал общественных отношений! Как все мы были счастливы, что в конце 90-х появились признаки политической стабилизации!

А сегодня все мы как будто уже пресытились этим и готовы снова обрушить страну.
Я хотел бы обратиться ко всем, кто меня слышит. Политическая стабилизация в России — это условие изменения нашей жизни к лучшему. Мы не будем иметь никаких экономических благ, если разрушим общественную жизнь.

Наконец, о самом важном. Темы межнациональных, межэтнических отношений — очень сложные. Мировые религии внесли очень большой вклад в то, чтобы люди, принадлежащие к этим религиям, могли мирно жить друг с другом. Я бы хотел сказать об особом вкладе Русской Православной Церкви в сохранение межнационального мира и в Российской империи, и в современной России. Церковь всегда воспитывала мирный дух, способность разделить горе с ближним своим вне зависимости от того, к какой вере человек относился. Вот это воспитание мирного духа и привело к тому, что никаких межрелигиозных и межэтнических войн в России практически не было.

Что же происходит сегодня? А сегодня происходит столкновение радикализмов. Межэтнические отношения — это сообщающиеся сосуды. Нельзя показывать пальцем на одну сторону этого сосуда, игнорируя его другую сторону. Возникновение радикализма в этнически солидарных группах, особенно возникновение криминальных радикальных этнических групп, немедленно провоцирует реакцию большинства, тоже радикальную. Кто же от этого страдает? А страдают простые люди. И когда я увидел израненных, ни в чем не повинных людей, которые были избиты только потому, что у них другой цвет лица и другая внешность, когда понимаешь, что это совершенно добропорядочные и добрые люди, которые бок о бок живут с нами, то, конечно, горько и стыдно за то, что происходит. Но одновременно понимаешь, что они пали жертвой в том числе действий этнических радикальных групп, которые сегодня существуют в диаспоре и провоцируют разрушение межэтнического мира, межнационального мира.

Поэтому борьба с радикализмом — вот путь, по которому нужно идти, для того чтобы сегодня вывести межнациональные отношения из того опасного состояния, в котором они находятся. Нужно отсечь радикалов от добропорядочных людей. Нужно создать невыносимые условия для деятельности любых радикальных групп как среди этнических меньшинств, находящихся в диаспоре, так и среди коренного большинства. Для этого требуются усилия власти, общественных организаций, Церкви, других представителей религий. Мы должны работать все вместе для того, чтобы понизить градус радикализма и не допустить разрушения межрелигиозного и межнационального мира, благодаря которому Россия и существует как великое государство. Всякое провоцирование межэтнической розни является вызовом для самого существования нашего многонационального и великого Отечества.
 

13 декабря 2010 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00