![]()
Пути развития современного церковного пения Напомним: предыдущий аналогичный форум прошел три года назад. За это время Церковно-общественному совету при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения удалось сделать выводы как о недостатках организации съезда 2016, так и о том, что именно в первую очередь хотят обсудить и услышать представители профессионального сообщества клирошан. Два рабочих дня регенты и певчие провели в интереснейших дискуссиях и напряженном обмене опытом. А увенчала событие Божественная литургия, состоявшаяся 26 октября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. PDF-версия
3 декабря 2019 г. 12:59
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Московской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Архиепископ Сурожский Елисей: Мы все принадлежим одной семье, в центре которой Христос В этом году исполнилось 300 лет присутствия Русской Православной Церкви на Британских островах — первое богослужение состоялось в декабре 1716 года в храме Успения Богородицы при российском посольстве в Лондоне. После смерти Петра I русский приход жил небогато и на протяжении трех веков не раз менял свой адрес.
28 ноября 2016 г. 14:55
Милейший город Смоленск 20 ноября Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 70 лет. Наш сайт публикует серию материалов, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви. Возрождение церковной жизни на Смоленщине тесно связано с именем митрополита Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). 26 декабря 1984 года ректор Ленинградских духовных семинарии и академии архиепископ Кирилл был назначен на Смоленскую кафедру. В 1985 году к Смоленской епархии была присоединена территория Калининградской области. С этого времени до 2009 года титул епархиального архиерея был «Смоленский и Калининградский». ПДФ-версия.
16 ноября 2016 г. 13:16
Вышел в свет «Журнал Московской Патриархии» №11 за 2016 год 20 ноября Русская Православная Церковь отмечает 70-летие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Жизнь Первосвятителя нераздельно связана с жизнью Церкви. И юбилей Патриарха — не просто личный праздник: это событие, имеющее общецерковное измерение. Семьдесят лет — важная веха на земном пути Предстоятеля Русской Церкви. Одновременно это повод оглянуться назад и понять, какой путь преодолел церковный корабль, где он находится сейчас и что в первую очередь предстоит сделать его команде.
15 ноября 2016 г.
Самый молодой ректор 20 ноября Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 70 лет. Наш сайт начинает серию публикаций, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви. В этом материале мы расскажем о служении Святейшего Патриарха на посту ректора Ленинградской духовной академии, на который он, будучи архимандритом, был назначен решением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 26 декабря 1974 года в возрасте 28 лет. ПДФ-версия.
15 ноября 2016 г.
Первая Патриаршая Литургия с сурдопереводом состоялась в российской столице
Сегодня, 25 сентября, в Международный день глухих, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную Литургию с сурдопереводом в московском храме Всех святых в Земле Российской Просиявших в Ново-Косине. За Литургией молились свыше шести сотен представителей православных общин, где оказывают помощь глухим, со всей страны – от Архангельской области до Иркутской.
25 сентября 2016 г. 17:00
Молодое лицо Церкви Полгода назад Синодальный отдел по делам молодежи возглавил (в ранге исполняющего обязанности председателя) благочинный церквей Луховицкого округа протоиерей Кирилл Сладков. В беседе с корреспондентом «Журнала Московской Патриархии» отец Кирилл делится планами по преобразованию Всецерковного православного молодежного движения, рассказывает о подготовке к общецерковным молодежным форумам и рассуждает о будущем Крутицкого подворья на юге столицы. PDF-версия
25 января 2019 г. 13:18
Святейший Патриарх Кирилл: У нашей молодёжи есть силы - быть солью земли На ВДНХ состоялся II-й международный форум православной молодёжи под девизом «Вера и профессия». Собрав около десяти тысяч студентов, он стал самой масштабной встречей молодёжи с Предстоятелем Русской Православной Церкви.
16 октября 2016 г.
II Международный Христианский Форум стал площадкой для межконфессионального диалога В Свято-Духов мужском монастыре города Волгоград состоялось пленарное заседание II Международного Христианского Форума, объединившего в этом году работу IV «Форум Христианской Молодежи России» и «Христианский бизнес-форум». Первое рабочее заседание было посвящено теме геноцида и гонений христиан в XX-XXI вв.
8 июня 2016 г. 11:30
|
![]()
ЦВ № 18 (415) сентябрь 2009 /
25 сентября 2009 г.
Труд и cолидарностьВ ходе Первосвятительского визита в Нижегородскую епархию 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с молодежью. Предстоятель Русской Церкви выступил с архипастырским словом, а также ответил на вопросы аудитории. Любовь есть величайшая христианская добродетель, самая главная и самая первая. Богу было угодно именно закон любви поставить в основу человеческого бытия. Но что удивительно — христианская любовь, в отличие от той любви, которая приводит к браку, предполагает любовь не только к тому человеку, который тебе симпатичен, близок, который тебе нравится, который возбуждает к себе добрые чувства. Эта евангельская любовь предполагает также доброе отношение к людям, которых ты не знаешь, а среди них могут быть враги; эта любовь предполагает доброе отношение в том числе и к врагам. Как это трудно понять, и не только современному человеку, это трудно было понять всегда. И вот нередко приходят к пастырю люди и спрашивают: «А как же можно любить врага?»... Я буду говорить сейчас о двух вещах, которые напрямую не имеют никакого отношения к любви. Но я постараюсь доказать, что не может быть любви без реализации двух понятий, о которых я хочу сказать. Эти два понятия — труд и солидарность. Мы с вами не на профсоюзном митинге, но мы будем говорить о труде и солидарности как о духовных понятиях. Когда человек создает некие ценности своим трудом, то чаще всего он создает ценностей больше, чем ему необходимо. Если бы каждый человек создавал ценности, будь то материальные, интеллектуальные, духовные или культурные, ровно в той мере, каковая является необходимой для собственного потребления, то не существовало бы человеческого общежития. Но каждый человек призван производить ценностей больше, чем он сам потребляет. А остальные ценности, произведенные человеком, распределяются в обществе, и получается так, что через труд удивительным, но реальным образом все люди оказываются связаны... Солидарность имеет огромное значение. Общество, теряющее солидарность, не способно существовать.Солидарность — это способность разделить с другим бремя его забот, его проблемы, его болезни, его скорби. Солидарность — это система взаимной поддержки. Чем выше уровень солидарности в обществе, тем сильнее общество. Общество, лишенное солидарности, становится киселем, тягучей массой, не способной выдерживать никакие нагрузки, никакое сопротивление. Такое общество просто растекается и исчезает... Без труда, без осознания труда как важной связующей всех нас силы, и без солидарности — не может быть и любви. Все начинается с самого простого. Мы не понимаем, что такое любовь к врагам, но мы понимаем, что такое общенациональная солидарность, включающая, в том числе, и взаимодействие с человеком, которого мы считали врагом. Мы не знаем, что такое любовь к чужому человеку, но мы знаем, как через наш труд, распределяя ресурсы с другими, мы служим другим людям, отдаем им часть самих себя. А любовь — это и есть способность отдавать самого себя другим. И если мы систему труда и солидарности поставим на правильный духовный фундамент, если мы снабдим эти замечательные проявления человеческой природы высокой нравственностью, реальным общением с Богом, молитвой, тогда через труд и солидарность мы научимся любить друг друга или по крайней мере, не наносить друг другу боли, не делать зла, не разрушать те связи, которые объединяют людей в единый народ. Дай Бог всем нам возрастать в правде Божией и любви, и на пути к любви трудиться, укреплять солидарность друг с другом, строить процветающую и справедливую жизнь, чтобы через наши усилия просветлялся вечно прекрасный лик нашего Отечества. — Сегодня может быть так, что верующие люди годами ходят в один храм и при этом толком не знают ни друг друга, ни своего настоятеля, но каждый ищет удовлетворения своего индивидуального религиозного чувства. Естественно, в данном случае не складывается полноценный приход, община верующих. Есть ли, на Ваш взгляд, здесь проблема, и какими могут быть пути ее решения? — Это очень важная тема. Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы — социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, — таким образом влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. В момент, когда мы все вместе поем Символ веры, людей, наверное, посещает чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется православной верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры, помолились и разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет. Христианская община — это система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву. Вот почему сегодня так важно развивать социальные программы наших приходов, образовательные и молодежные программы. Я часто общаюсь с моими собратьями архиереями, с духовенством, и говорю о том, что мы должны начать как можно скорее и на систематической основе практиковать внебогослужебные собрания. Вот вы знаете, что некоторые люди не понимают славянского языка, на котором совершается богослужение, и для них это большая проблема, потому, что у них нет возможности помолиться вне официального богослужения в храме. А что если мы будем предоставлять такую возможность маловоцерковленным людям, молодежи — встретиться со священником, почитать вместе Священное Писание, поразмышлять над ним? Мы должны дать возможность встречаться невоцерковленным людям для того, чтобы они могли чувствовать свою общность, свою принадлежность к Церкви. — Способствуют ли занятия физическими упражнениями и спортом духовному развитию человека? И еще: как Вы поддерживаете свою высокую физическую активность, занимаетесь ли физкультурой? — Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности — как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании строится вся человеческая жизнь. Трагедия советского времени заключалась в том, что духовное отсекли от материального. Трагедия современного, в том числе и западного секулярного мира заключается в том, что духовное оттесняется на периферию общественной жизни и материальное становится единственно значимой ценностью.
— Ваше Святейшество, здесь присутствуют молодые специалисты Российского федерального ядерного центра. Позавчера Вы посетили наш город Саров, места жизни и подвига преподобного Серафима Саровского. Как Вы относитесь к тому, что в святом месте расположено предприятие, работающее над созданием ядерного оружия? — В катехизисе, книге о вере, которую написал в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов), причисленный к лику святых, дается формулировка того, что есть Промысл Божий. Промысл Божий — это забота Бога о мире, о мироздании, о каждом человеке. Святитель Филарет дает формулировку, к которой есть замечательные слова, что Промысл Божий заключается, в частности, и в том, что Бог дурные и плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям. Ужасным поступком было закрытие Саровской обители, изгнание монахов, осквернение святынь, но Промысл Божий даже этот дурной и страшный поступок обратил к добрым последствиям, которые сейчас сознают (и я этому очень рад) и многие сотрудники вашего центра, — что именно здесь, в обители преподобного Серафима, наша страна получила то, что мы называли «оружием сдерживания». В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило третью мировую войну. Нельзя сказать, что это все случайно. Получилось, что под покровом преподобного Серафима, в его обители страна получила то, что спасло ее в самый критический момент послевоенной истории XX века. Но если говорить вообще о теме оружия, то позиция Церкви хорошо известна. Церковь выступает за мир без оружия. Мы были очень настойчивы в провозглашении этой истины (а для нас это истина) даже в трудные годы холодной войны, призывая к сдержанной политике в отношении гонки вооружений, призывая к разоружению. Все это говорит о том, что эта система не способна обеспечить подлинную безопасность. Подлинная безопасность — это ответ на то, что происходит в человеческих отношениях. А человеческие отношения завязаны на том, что у нас в сердце и на уме. Борьба с человеческим грехом, обновление нравственного чувства, сочетание нравственности с политикой, с экономикой, со сферой международных отношений — вот что может предопределить мирное развитие человеческого рода без всяких военных конфликтов, вот что может обеспечить мир без оружия. — Довольно часто, присутствуя на различных дискуссиях, можно услышать выражения «консервативное православие», «либеральное православие». Эти слова нередко употребляются как антонимы, причем слово «консервативное» несет некоторую негативную окраску, а слово «либеральное» предполагает что-то более совершенное, более развитое, более современное, благополучно-позитивное. Как Вы определяете Русскую Православную Церковь в контексте данных понятий? — Спасибо, очень хороший и правильный вопрос. Церковь не может быть либеральной или консервативной. Церковь может быть только Церковью. Я объясню вам, почему. С одной стороны, в Церкви присутствует консервативное начало. Консервация — это сохранение. Что же сохраняет Церковь? Она сохраняет апостольскую веру — ту самую веру, которую апостолы приняли от Самого Господа. Если эта вера не будет сохранена, то те великие принципы, на которых Бог возжелал устроить жизнь рода человеческого, никогда не смогут реализоваться в реальной истории. Поэтому Церковь призвана сохранять апостольскую веру. Но она призвана сохранять ее не в одном только народе и не в одну только эпоху — а ведь существует реальный культурный разрыв между людьми I века, жившими в средиземноморском регионе, и, например, современными людьми, живущими в Нижнем Новгороде. Что нужно сделать для того, чтобы христианская весть была всегда актуальна, всегда востребована? Если мы будем сохранять старые формы выражения веры или способы ее передачи, то этого будет недостаточно, а может быть, это даже послужит тому, что люди останутся глухими к этой христианской апостольской вести. А вот попытки придать Церкви определенные культурные черты, например, вложить церковную жизнь в исторические рамки XIX века, чреваты тем, что эта культурная среда может оказаться совершенно непонятной для современников. Вот почему всегда важно эту апостольскую истину, о которой мы сегодня говорим, передавать таким образом, чтобы она сохраняла свою свежесть, актуальность и притягательность. Но в Церкви бывают иногда и другие вкусы, когда стремление бежать в ногу со временем считается некой очень важной добродетелью. Здесь надо быть очень осторожным. Что значит бежать за временем? Повторять философские идеи своего времени? Повторять и включать в свое учение очередные -измы (а либерализм — это очередной -изм)? Нам предлагали в советское время инкорпорировать в нашу доктрину социалистические идеи. А сегодня, по крайней мере в западном мире, очень многие христиане (к счастью, неправославные христиане) идут по этому пути, подрубая свое мировоззрение, нивелируя свою доктрину под вкусы времени, переживаемые данной эпохой. Откуда возникла проблема женского священства, откуда возникла проблема благословения гомосексуальных браков? Она и возникла отсюда. Если в светской философии идея прав и свобод допускает все это, почему же Церковь противится? Значит, Церковь «несовременная». Церковь призвана отстаивать и сохранять апостольскую веру и помогать людям понять, что отступление от этой веры, под какими бы лозунгами оно ни совершалось, греховно, а если греховно, то опасно для самого человека и для человеческого общежития. Вот почему Церковь не может быть ни консервативной, ни либеральной — она должна быть Церковью, осуществляющей тот мандат, который Сам Господь вручил Своим апостолам, а из рук апостолов этот наказ идти и проповедовать веру получили те, кто сегодня являются священниками, епископами, благочестивыми мирянами, те, кто представляет актив нашей Церкви. И если мы таким образом будем идти вперед, оставаясь Церковью, не реформируя себя под скоропроходящие вкусы времени и одновременно оставаясь чувствительными к воспитанию людей, их запросам, их проблемам, их радостям, их горю, разочарованиям и надеждам, — тогда Церковь будет всегда современной, всегда востребованной.
25 сентября 2009 г.
Ключевые слова:
Патриарх Кирилл
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлые новости 2020 года Уходящий год запомнился тем, как люди Церкви — священнослужители и прихожане — объединились в молитве и труде. Совершали дела милосердия, активно помогали страждущим. Да, в карантинный локдаун несколько месяцев были закрыты храмы для прихожан, что для многих оказалось непростым испытанием. И все-таки в храмах не прекращались службы. И были в этом непростом году жизнеутверждающие новости. Вот некоторые из них. PDF-версия.
18 января 2021 г. 15:40
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Сергей Сергеевич Хоружий 05.10.1941 — 22.09.2020 22 сентября на 79-м году жизни отошел ко Господу выдающийся религиозный мыслитель, философ и математик Сергей Сергеевич Хоружий.
13 января 2021 г. 19:00
Монахиня София (Ищенко) 01.05.1949 — 17.10.2020 17 октября на 72-м году жизни отошла ко Господу монахиня София (Ищенко), замдиректора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
13 января 2021 г. 18:50
|