iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мониторинг ОРКСЭ: каждая пятая программа обучения некачественная, каждый четырнадцатый опрошенный родитель говорит о несоблюдении добровольности при выборе модуля
Рабочая программа Рождественских образовательных чтений началась 22 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с IV конференции учителей ОПК столичного региона. После приветствий глав областного и городского епархиальных отделов религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Константина и иеромонаха Онисима (Бамблевского), председателя комиссии по образованию Мосгордумы Антона Молева и чиновников профильных структур исполнительной власти Москвы и Подмосковья с основным докладом выступил ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов. Он познакомил собравшихся с результатами мониторинга преподавания Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в четвертых классах российских общеобразовательных средних школ.
24 января 2016 г. 23:00
Церковь
ЦВ № 3 (352) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г.
версия для печати версия для печати

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ

Прошедший год был особым для нашего образования: после 1990-х годов, когда государство фактически ушло из образования, минимизировав свою экономическую поддержку и отказавшись от заинтересованного участия в формировании образовательной политики, после первых лет нового века, когда наряду с существенным ростом бюджетов образования на всех уровнях — муниципальном, региональном, федеральном — сформировались основы новой политики в сфере образования, — в 2006 году впервые образование стало в полном смысле национальным приоритетом.
И дело не только в реализации национального проекта «Образование» или в росте расходов по этой статье (консолидированный бюджет превысил триллион рублей, опередив все остальные статьи). Гораздо важнее то, что вся страна — власть, бизнес, общественные институты провозгласили, что образование — это та база, на которой должен основываться новый этап развития России.
Поэтому, выступая сегодня перед вами и предлагая основные направления для совместной работы, я хочу остановиться на двух, которые считаю ключевыми: качество знаний, которые получают молодые люди во время обучения, и воспитание молодого поколения, формирование нравственно-духовной основы нашего общества, ибо именно молодежи уже в ближайшем будущем предстоит взять на себя ответственность за будущее России.
Крайне важно, чтобы и обучение, и воспитание полностью отвечали запросам как самих молодых людей, так и государства, экономики, общества. И Русская Православная Церковь, как один из важнейших общественных институтов России, играет в формировании внешнего по отношению к системе образования заказа одну из ключевых ролей.
Образование является мощным ресурсом взаимопонимания людей и консолидации общества. Знание исторических основ культуры народов России крайне важно заложить в школьном возрасте, так как именно в осознании своих корней, восприятии себя как части великой национальной истории заложен огромный воспитательный потенциал.
При этом проявление нравственности и духовности должно демонстрироваться через исторические факты, культуру и литературу, поэтому при разработке Минобрнауки России нового поколения государственных стандартов общего образования их формирование в гуманитарной части будет реализовываться с учетом мнения централизованных религиозных организаций.
Планируемое введение федерального государственного образовательного стандарта сохранит свободу образовательного учреждения в формировании образовательной программы и возможность региональных органов управления образованием влиять на содержание образования с учетом региональных этнокультурных и этноконфессиональных особенностей.
Я специально останавливаюсь на этом, так как возникли безосновательные опасения, что переход на новый стандарт может помешать преподаванию предметов, дающих нравственную и духовную основу воспитания.
Религия оказала значительное влияние на историческое и культурное развитие народов России. Поэтому сама идея изучения в школе роли православия и других традиционных религий естественна, соответствует законодательству и может только приветствоваться.
При этом важно учесть особенности исторического развития и традиций населения регионов, обеспечить научно-педагогическую экспертизу тех материалов, которые предлагаются для изучения, и, самое главное, подготовку преподавателей.
В течение трех лет Минобрнауки России проводит ежегодный мониторинг деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам взаимодействия с религиозными организациями в сферах образования, воспитания, реализации социальных программ. В соответствии с полученными данными, в большинстве регионов изучением истории и культуры религии охвачены тысячи школьников в сотнях школ с целым рядом историко-культурологических предметов.
Преподавание исторических и культурных основ религии в многонациональной и поликонфессиональной Российской Федерации, на наш взгляд, в первую очередь должно вести к формированию у школьников системы позитивных духовных ценностей.
Важно, чтобы учащиеся при этом воспитывались в духе уважения к религиозным и национальным традициям, а также к религиозным и внерелигиозным убеждениям личности, что и обеспечивает профилактику религиозного экстремизма, фанатизма, ксенофобии.
В результате преподавания истории и культуры религии у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных национальных и религиозных традиций, а также к толерантному отношению и диалогу с представителями других культур.
Хочется в этом плане особо отметить, насколько Русской Православной Церкви удается уважительно и сбалансированно представлять не только собственные исторические и культурные традиции, но и специфику различных религиозных культур. Лучшим доказательством этого тезиса может служить «Православная энциклопедия», вобравшая в себя наиболее авторитетные презентации многообразного философско-религиозного опыта.
В этой связи, возвращаясь к содержанию образования и к выступлению митрополита Климента, я хочу сообщить, что для подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования приказом Минобрнауки России от 17 марта 2006 года № 55 в марте создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители Русской Православной Церкви, Минобрнауки России, академических институтов, ведущих вузов. Разработанные группой предложения направлены в Российскую академию образования для использования при разработке нового поколения государственных стандартов общего образования. При этом необходимо учитывать, что важно не только императивно дать обучающимся сумму историко-культурных сведений, но в первую очередь научить всесторонне подходить к восприятию различных подходов к решению ключевых проблем мироздания, опираясь на факты, самостоятельно осмысливать выдвигаемые гипотезы, формировать свое мировоззрение.
В рамках национального проекта «Образование» к проблемам воспитания было привлечено особое внимание: впервые за 20 лет было официально введено понятие классного руководства — помимо принятия соответствующих нормативных документов была обеспечена и ресурсная поддержка (только из федерального бюджета на дополнительное вознаграждение за классное руководство выделяется более 11 млрд. рублей в год).
Однако принимаемые меры не позволяют изменить ситуацию в области воспитания коренным образом: снижен воспитательный потенциал ведущих институтов воспитания — семьи, учреждений образования, культуры, спорта; межнациональные конфликты, обострения противоречий на религиозной почве, эскалация терроризма — все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности; по-прежнему высоким является уровень криминальной активности подростков и молодежи; во многих регионах остается неудовлетворительной кадровая обеспеченность организации воспитательного процесса.
И в этом вопросе также невозможно переоценить влияние институтов гражданского общества, среди которых Русская Православная Церковь играет одну из ключевых ролей.
Вместе с образовательными учреждениями и важнейшим социальным институтом — семьей — необходимо обеспечить воспитание нового уровня ответственности молодых людей перед родными и близкими, согражданами, перед своей страной.
Я также хотел бы отнести к приоритетам в сфере воспитания активное развитие системы (внешкольного) дополнительного образования детей. В настоящее время Министерству дано поручение Президента разработать в первом квартале 2007 года ведомственную целевую Программу развития воспитания в системе образования Российской Федерации, включив в нее меры по воспитанию толерантного сознания в детской и молодежной среде с учетом их этнического состава и региональных особенностей. Сегодня определены цели и задачи проекта Программы, ее основные направления деятельности, а также ключевые мероприятия и объемы их финансового обеспечения. Мы приглашаем всех заинтересованных к участию в разработке и реализации этой программы.
Совместная работа дает результаты и в такой важной сфере, как здоровье детей и подростков, в поиске новых решений, направленных на снижение уровня заболеваемости и сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей, подростков и молодежи. В частности, наработки Русской Православной Церкви учитывались при разработке «Концепции развития системы психологического обеспечения российского образования на период до 2010 года», предусматривающей совершенствование оказания комплексной психолого-медико-социальной помощи детям, подросткам и молодежи, развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров).
Демографическая ситуация в стране в значительной степени зависит от состояния института семьи. К сожалению, в последнее время наблюдаются серьезные нарушения духовно нравственных ценностей семейных отношений. Как следствие — высокий уровень разводов, проявление насилия и асоциального поведения членов семьи, в том числе детей и подростков.
В целях повышения авторитета института семьи, воспитания и активной пропаганды у подрастающего поколения духовных и нравственных ценностей Минобрнауки России стремится:
— создать систему профессиональной подготовки кадров в области молодежной семейной политики;
— способствовать формированию системы социальных служб, клубов молодой семьи в целях расширения сферы образовательных, медико-социальных, психолого-педагогических, информационных, консультационных и иных услуг молодым семьям, в том числе при организации семейного и детского отдыха;
— увеличить число массовых мероприятий, в которых главным участников является семья как единое целое.
Говоря о воспитании, мы ни в коем случае не должны забывать о качестве образовательных программ, профессиональной подготовке молодых людей, способствующей их востребованности в жизни. Решение этой проблемы зависит от того, насколько тесны связи между экономикой и образованием, но и, конечно, от личности учителя. При этом голый прагматизм в обучении для обеспечения сиюминутных результатов вряд ли приведет к стратегическому успеху.
Педагогическому образованию наше министерство сейчас уделяет повышенное внимание. Важно, чтобы в школе работали подвижники и получали за это достойное вознаграждение. Реализация национального проекта «Образование» призвана решить и эту задачу.
В настоящее время 39 учреждений профессионального религиозного образования имеют лицензию Рособрнадзора и осуществляют подготовку специалистов. В соответствии с поручением Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Минобрнауки России в 2006 году организовало ряд совещаний с представителями всех традиционных конфессий по вопросу реализации в духовных образовательных учреждениях образовательных программ на основе государственных стандартов профессионального образования и их государственной аккредитации.
По итогам этого обсуждения подготовлены предложения по внесению изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12, 33) и федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 19), предусматривающие, что свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документа государственного образца о соответствующем уровне образования.
Интеграция профессионального религиозного образования в единое российское образовательное пространство может послужить расширению поля взаимодействия централизованных религиозных организаций, в первую очередь, Русской Православной Церкви, с образовательными учреждениями и органами управления образованием в таком непростом деле, как подготовка и повышение квалификации преподавателей историко-культурологических дисциплин в области религиозной культуры, педагогов, работающих с семьями, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в соответствии с принципами уважения к личности и индивидуальности ребенка, веры в его собственные силы и возможности, опоры на его лучшие качества, формирования гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознания ответственности перед обществом.
Печатается в сокращении

Андрей Фурсенко
14 февраля 2007 г.
Ключевые слова: Рождественские чтения
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00