выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом
Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.  
16 марта 2023 г. 14:00
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Церковь
Епископ Бронницкий Феофилакт
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Бронницкий Феофилакт: Мы должны любить молодежь, как садовник любит свой сад

Что такое православные молодежные организации, каковы их задачи и смысл существования? В какой помощи от священноначалия они нуждаются? Своими размышлениями о вопросах миссии к молодежи поделился с ответственным редактором газеты «Церковный вестник» епископ Бронницкий Феофилакт, председатель комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете г. Москвы.

— Ваше Преосвященство, вы служили во многих московских храмах. Заметна ли там молодежь?

— Я с радостью могу сказать, что в Москве не нашел храмов, где не было бы молодежи. Молодежь молится, трудится на разных послушаниях, служит в алтаре, поет на клиросе, помогает и за свечной лавкой.

Меня особо впечатляет, что в Москве очень много смелых молодых людей, которые могут не просто прийти в храм, они могут говорить в своей среде о церковной жизни так же естественно, увлеченно, интересно, как если бы говорили о поездках, встречах среди своих знакомых. Эта смелость, на мой взгляд, дает нам возможность заниматься молодежной миссией и молодежным служением.

— Недавно журнал «Встреча» осуществил попытку создать каталог православных молодежных организаций и общин. Не все организации, естественно, в него вошли. Задача оказалось сложной — некоторые организации не имеют формального статуса и больше напоминают объединения друзей. Ставите ли вы перед собой задачу создания полного перечня православных молодежных организаций, приходских инициатив?

— Я имел счастливую возможность встречаться со многими молодежными организациями, общаться с их участниками. На меня произвели впечатление ребята, которые трудятся в Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Довелось познакомиться и с некоторыми певческими коллективами.

Опыт показывает, что многие объединения уникальны, каждое из них занимается своим делом, имеет свои особенности. Одни организации имеют немалый многолетний опыт в миссионерстве, оказании адресной помощи, в других трудятся замечательные специалисты. К примеру, психологи, помогающие молодым людям в решении психологических проблем в семье, в учебном заведении, на работе, где юноши и девушки делают свои первые самостоятельные шаги. И такая поддержка востребована и нужна.

Если говорить о нашей комиссии, то ее задачи — помогать молодежным организациям, консолидировать и упорядочивать их деятельность. Очень важно, чтобы комиссия тесно взаимодействовала со всеми организациями, чтобы мы могли отчетливо знать, какие силы можно употребить в разных ситуациях. Кроме того, на нас лежит ответственность по накоплению и обобщению опыта. Очень важно составить перечень молодежных объединений, постоянно обновлять его. Такой начальный перечень сегодня уже есть, в нем более 30 организаций — это, как правило, те, что существуют на протяжении уже нескольких лет, имеют определенный опыт, выпуск, если это учебные заведения.

В планах нашей комиссии — создание своего собственного медиа-пространства, такой открытой дискуссионной площадки, где православная молодежь могла бы встречаться, обмениваться своими мнениями, обсуждать насущные проблемы. И конечно, самое главное — не только высказывать свое мнение, а искать правильное определение, решение или понимание тех или иных проблем, как внутрицерковных, так и внешних.

— Разработка интернет-проектов такого рода — задача достаточно сложная. Но даже когда проект создан, огромную роль играют в его работе модераторы, которые направляют дискуссию, задают темы для обсуждения. Можете ли вы рассказать подробнее о том, как будет происходить оформление медиа-пространства? Кто будет этим заниматься?

— Мы еще только начинаем работать. Я хотел бы пригласить к сотрудничеству тех, кому интересна подобная деятельность и кто имеет опыт, чтобы мы, объединив наши усилия, смогли создать такую площадку. На последнем заседании руководителей и членов комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете я уже дал поручение найти в московских молодежных православных организациях ребят с инициативой и с умениями профессионального использования интернет-пространства для создания расширенного состава редакционной коллегии. Сама концепция этого портала и его наполнение — тема для предстоящих обсуждений. Надеюсь и на сотрудничество с молодежным приложением «Церковного вестника».

— В последнее время проходят достаточно острые дискуссии о том, что такое православные молодежные объединения. Существуют очень разные подходы к их определению. Понятно, что новый «комсомол» создавать не следует, и единая организация, скорее всего, не имеет смысла. Но как все-таки можно объединить православную молодежь?

— Объединения, прежде всего, должны давать молодому человеку уверенность в том, что он не одинок. В современном мире очень остро стоит проблема одиночества и убежденности, что до тебя нет никому дела. Это заблуждение сталкивает очень многих молодых людей в пропасть. Встречаться с близкими по духу и вере людьми, узнавать и видеть на опыте, что твое одиночество может, в конце концов, уступить место общению, дружбе, помощи — это очень важно. На мой взгляд, православные молодежные объединения создаются именно для этого.

Очень важны совместная молитва, совместное участие в богослужениях. Какие бы интересные, яркие площадки для встреч ни создавались, — если на них отсутствует совместная молитва, то не будет и основания, которое могло бы скрепить молодежь. В наступившем году нами намечено проведение совместных богослужений, «молодежных» богослужений, во время которых поют молодежные хоровые коллективы, ребята участвуют в богослужении, пономарят. Действительно, труд и молитва во многом объединяют людей. Мы стремимся к тому, чтобы все мы были объединены вокруг чаши, вокруг престола. А если все наши встречи не приводят к храму, не приводят к реальной духовной жизни, воплощенной в таинствах, то все эти усилия могут быть тщетными.

— Практика «молодежных» литургий — новое и пока малозаметное явление. Как часто они могут быть, и будет ли это происходить где-то в одном храме или в разных местах? Как молодежь узнает о том, что можно принять участиве в такой литургии?

— Я думаю, что окончательно решение о богослужениях для православной молодежи Москвы будет принято после благословения и утверждения Предстоятелем нашей Церкви. Мы планируем, что это произойдет 15 февраля, в день празднования Сретения Господня, который является Днем православной молодежи. На этот день планируется встреча с Патриархом участников и руководителей молодежных организаций.

Богослужения для молодежи регулярно осуществляются в Патриаршем молодежном Центре при Даниловом монастыре. Конечно, мы будем их продолжать, и, наверное, не только в одном храме. Как показывает практика, эти богослужения не только утешают самих молодых людей, но еще каким-то особенным, удивительным образом действуют на постоянных прихожан. Видя в молодых людях, собирающихся в храме, свою неиспользованную или неправильно истраченную молодость, которая прошла вдалеке от храма, они находят внутреннее удовлетворение, надежду на продолжение традиций, обретают замечательное воплощение отеческой веры.

— Молодежные организации очень разные. Одни объединяют 10 человек, другие — 300 и более. Очень сложно найти общий подход к работе с ними. Вы будете ориентироваться только на большие группы или будете стараться привлекать и маленькие неформальные объединения? Или главное — это молодежь как таковая?

— Конечно, вы совершенно правильно сказали: главное — это молодежь как таковая. Для нас принцип очень простой, евангельский. Господь говорит: где двое или трое собрались во имя Мое, — там и Я среди них. Наше служение и забота должны быть посвящены именно таким объединением молодежи. Я надеюсь, что в нынешнем году у нас выстроится система таких взаимоотношений. Это будут и учебные заведения. С ректорами некоторых из них мы уже договорились о встрече. Есть крупные организации, например, «Молодая Русь». У нас есть план работы на 2009 год, где мы предлагаем им не только участвовать в совместных акциях и форумах, но и помочь нам своими ресурсами и опытом.

— Существует такое понятие — «молодежное служение». Пока у этого термина наполнение скорее теоретическое. Нужно ли разрабатывать какую-то программу по развитию молодежного служения? Возможна ли разработка практических программ на три-пять лет? Очень важно оформить некий концептуальный документ, формулирущий цели и задачи в рамках Москвы. Планируете ли вы это делать? Или теоретическая работа, на ваш взгляд, не очень важна, а главное — практика?

— На самом деле, важно и то и другое. Сейчас подобные программы уже есть. Среди тех форумов, мероприятий, которые были запланированы, многие существуют не один год. Наверное, сегодня самое важное для комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете — помочь молодежным организациям, особенно тем, которые активно трудятся и имеют большой потенциал, обрести твердую почву под ногами. Включая и решение финансовых вопросов, вопросов территориального размещения. Свои цели и задачи мы видим прежде всего в восстановлении прочного, долгосрочного диалога с государственной властью, с муниципалитетами — чтобы оказывать всяческую поддержку деятельности этих молодежных организаций. Ведь если нет помещений, нет стабильного финансирования, говорить о каких-то перспективах сложно.

— Говоря о финансировании, вы имеете в виду поддержку конкретных инициатив из консолидированного бюджета или на основе грантов?

— Несомненно, это будет грантовая система. Мы уже провели ряд встреч в Общественном совете Центрального федерального округа и запланировали в новом году несколько совместных мероприятий, которые будут проводиться под патронажем Совета по делам молодежи. Кроме того, возможно привлечение меценатов, благотворительных средств.

Вы затронули один из острейших вопросов о том, что многим молодежным объединениям просто негде встретиться. Значит ли это, что вы будете побуждать приходы, если у них есть возможность, выделять для этой цели помещения? Бывает, даже если молодежная группа при храме и создана, настоятель далеко не всегда воспринимает ее работу как дело прихода.

— На любого настоятеля, который сегодня возглавляет ту или иную общину, возложена не только ответственность за совершение богослужений, но в большей степени и та ответственность, о которой говорит Христос: «идите и научите», и потом уже крестите. Это «идите и научите» мы должны делать вместе. Епархиальный Совет города Москвы готов оказывать самое широкое содействие в диалоге с настоятелями.

— Вы упомянули о том, что 2009 год объявлен Указом Президента Годом молодежи. Государственная власть разных уровней готовится сделать акцент на молодежной работе. Существуют ли планы более широкого сотрудничества с московским правительством и с административными округами по проведению совместных молодежных мероприятий?

— Как правило, те, кому доверена государственная, муниципальная и прочая власть, всегда готовы к сотрудничеству. Наша задача — правильно сформулировать то, что мы хотим, и совершенно точно показать цели и задачи.

В Москве в этом году пройдет несколько совместных молодежных мероприятий. Одно из самых ярких мы планируем провести под патронажем Правительства Московской области в день памяти святых Петра и Февронии, День любви, семьи и верности. Мы также проведем традиционный форум «Вера и Дело», пасхальные фестивали, «Георгиевские игры», детско-юношеские спортивные игры — также с поддержкой администрации города.

Для нас самым важным источником общения является богослужение. Но прежде чем человека привести к храму, мы должны свидетельствовать о собственной вере, о нашем образе жизни. И это та самая точка соприкосновения, которая может быть использована в любом сотрудничестве — показать тот образ жизни, который может вести человек, и при этом быть совершенно счастливым.

— Молодежь постоянно меняется. Взрослея, мы утрачиваем тонкое восприятие молодежи. Нам кажется: наверное, она такая же, как десять лет назад. Но сегодняшние старшие школьники, студенты не видели тех фильмов, не читали тех книг, у них другие кумиры, им навязали совершенно другие ценности... Существует ли, на ваш взгляд, проблема нашего восприятия молодежи?

— Конечно, существует. И говорить о том, что этого нет — значит, говорить неправду. Вы очень точно определили, что мы живем совсем в другое и социальное, и политическое, и культурное время — время, которое очень резко отличается от того, что было даже десять лет назад. Я думаю, что в общении с молодыми людьми можно употреблять разные методы — от жесткого нравоучения и декларации тех или иных требований до совершенно либерального, свободного отношения. Но самое главное, что должно быть и в том и в другом случае — мы должны как садовник любить свой сад, независимо от того, что одно дерево в этом году плодоносит, а второе нет. Мы должны одинаково любить и одно, и второе, иначе этот палисадник может превратиться в пустыню.

Как только мы отнесемся с непраздным интересом к тем проблемам, которыми сейчас живет этот молодой человек, эта девушка, — мы сделаем самое большое, что можем сделать.

22 января 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00