![]()
Не лечить, не спасать, а вести ко Христу Психоневрологические интернаты (ПНИ) — это государственные учреждения, где живут дети и взрослые с хроническими психическими расстройствами, которым необходим постоянный уход. Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
17 ноября 2023 г. 14:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Душепопечение в военных госпиталях
С началом специальной военной операции в сферу пастырского и социального служения Русской Православной Церкви вошли госпитали, где военнослужащие восстанавливают здоровье после ранений. Опыт духовного окормления и ухода за больными, приобретенный священнослужителями в «красной зоне», вновь оказался востребован. Как и в период пандемии, многие пастыри снова по зову сердца пришли на помощь тем, кому трудно. Но сложностей в этом деле оказалось немало. О сложившейся практике окормления раненых военнослужащих и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, священники рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
25 апреля 2023 г. 15:30
От Холмогор до Колы тридцать три Николы Одним из приоритетных направлений миссионерских поездок студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которые начались в 1990-х годах, стала Нарьян-Марская епархия Архангельской митрополии. Клирики университетского храма святителя Николая в Кузнецах ежегодно отправляются в экспедицию в эти места. О свидетельствах настоящей веры, о том, в чем специфика проповеди на Русском Севере и какие подходы используют современные миссионеры, «Журналу Московской Патриархии» рассказали протоиерей Андрей Близнюк и иерей Филипп Ильяшенко. PDF-версия.
10 мая 2023 г. 14:00
|
![]()
ЖМП № 3 март 2023 /
17 марта 2023 г. 16:00
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народовПроект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия. — Ваше Высокопреосвященство, как вы в целом оцениваете результаты проекта «Арктический десант»? — Получилось многое, хотя статистический результат вряд ли впечатляющий: в рамках работы «десанта» крестилось около сотни людей. Тем не менее считаю, что проект реализован успешно. Мы, во-первых, заинтересовали людей, — по крайней мере, многие выражали желание изучить основы веры и принять Крещение в дальнейшем. Во-вторых, мы выявили основные проблемные точки в работе с людьми. Так, например, наши миссионеры на практике убедились, что для успеха проповеди в отдаленных районах лучше всего некоторое время пожить среди местных, чтобы у всех желающих была постоянная возможность подойти к священнику и его сопровождающим, задать вопросы, поговорить на мировоззренческие темы. С этим связан успех работы в оленеводческом стане. В других районах группа больше ездила между населенными пунктами. Возьмем на заметку, что неплохо было бы останавливаться в каждом подольше. Очень важное наблюдение: людям нужно Слово Божие и вообще литература на родном языке. Библии и молитвословы на якутском местные жители принимали в подарок благодарно. У нас также было несколько экземпляров пересказов евангельских притч на эвенский язык, и их с радостью взяли школы и библиотеки. Этот язык почти забыт, эвенские дети специально изучают его в школах. Сейчас одна из важнейших задач — не оставлять вниманием тех, кто уже крестился или всерьез задумался о вере. Здесь останавливает нехватка ресурсов. Билеты на север (туда-обратно) из Якутска, проживание в гостиницах для группы в 3–4 человека — это серьезные затраты. Поэтому будем решать вопрос, участвуя в грантовых конкурсах и собирая пожертвования. Добавляет сложности труднодоступность посещаемых мест. Кроме того, в миссионерскую поездку надо отправлять городского священника, а их у нас мало. Уехал пастырь на две недели — все это время на приходе служб нет. Так что центральная проблема — дефицит кадров. — Есть ли планы по дальнейшей миссионерской работе среди кочевников Момского улуса и других отдаленных районов? — Да, безусловно, работа с кочевыми общинами будет продолжена. И хотелось бы, чтобы это стало приоритетным направлением нашей деятельности. Уже налажен контакт, мы знаем, в чем они материально нуждаются, и будем стараться помочь, как и в этот раз, благодаря сотрудничеству с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Кроме того, мы разрабатываем просветительские материалы — листовки с информацией об основах веры, иконки с краткими текстами молитв, православные календари (которые, кстати, очень востребованы). Их несложно отправить с оказией в улус: частично оставить для оседлых жителей, а какое-то количество из поселков доставить в места кочевья. — Есть ли перспективы подготовить священника из числа малых коренных народов для окормления непосредственно кочевых общин? — Перспективы есть, но пока весьма отдаленные. Мы прилагаем все усилия для поддержки деятельности Якутской семинарии, которая, по мысли Святейшего Патриарха Кирилла, является богословской школой для духовного образования представителей коренных народов Севера. Вместе с тем необходимо учитывать главный посыл в семинарском образовании: абитуриенты духовных школ не появляются на пустом месте. Почва для их возрастания — это стабильные и многолетние приходы, поэтому в отдаленных северных районах мы находимся в начале пути создания общин и подготовки для них священников из числа коренных народов. — Можно ли сказать, что удаленность и труднодоступность поселков коренных жителей компенсируется их искренней тягой к православной вере, к знаниям о Христе? — Это очень сложный вопрос. Тяга к вере во Христа появляется у людей, когда они что-то узнают о Спасителе. А до нашего приезда они о Нем не слышали почти ничего. Это очень странно, но правда: до сих пор есть люди, которые ничего не знают о Христе. Другой пример. Бывает, что коренные жители имеют представление о некоторых церковных ритуалах и даже верят в них, но очень упрощенно: молитва священников и церковная свеча прогоняют темных духов; святую воду нужно пить, чтобы не болеть. Я бы сказал, что все сложности компенсируются тем, что это удивительные люди со сложным мировоззрением и потенциально богатым, выражаясь научно, экзистенциальным интеллектом. Они живут в очень трудных условиях, и им часто приходится задумываться о вопросах бытия. Весть о Боге, Которому «есть до них дело», их окрыляет. — Каково ваше отношение к привязанности коренных народов к привычным языческим ритуалам, когда люди бросают лепешки на землю, в воду, в костер? Как правильно реагировать миссионеру? — К этому надо относиться с пониманием. Святитель Иннокентий (Вениаминов), например, не считал нужным бороться с его проявлениями в первых поколениях христиан. Исследования феноменологов религии, начиная с Мирчи Элиаде, убедительно показывают, что всем самобытным культурам присущи определенные особенности мировоззрения. У северных народов это анимизм. Невозможно полностью зависеть от природы и ее не одухотворять. Если европеец, оказавшись на севере, природу будет преодолевать, бороться с ней (сравните, кстати, с пафосом советских полярников, ученых, трудившихся в этих краях; и это не говоря уже о заключенных, сосланных на Крайний Север), то коренной житель тундры будет стараться жить с ней в гармонии. У эвенов даже сформировался (помимо ритуалов кормления духов оладушками и т. д.) еще и совершенно особый это с (обычай, традиция) взаимоотношений с природой. Например, «тревожить землю» (оставлять мусор, разрывать и не закапывать) или громко разговаривать в лесу — в их понимании большой грех. Игнорировать эти особенности бессмысленно, бездумно бороться — вредно. Главное, чему их нужно научить: есть человек, есть мир, есть Бог, Который сотворил мир и человека. В этом мире есть и природа, которая, конечно, наша земная мать, потому что мы все в ней живем; есть реки, дающие нам воду и пищу, есть лес, в котором приходится охотиться, есть погодные изменения. Ты все это одухотворяешь? Пожалуйста, одухотворяй, воспринимай природу населенной духами, — в конце концов, мы тоже верим в существование ангелов. Но помни, что над всем — Бог. — Насколько коренные народы Севера восприимчивы к православной вере? Различается ли отношение к Православию у юкагиров, чукчей, эвенов? — Мы еще не настолько детально изучили различия между северными народами, но уже понятно, что кочевые и оседлые их представители относятся к вере по-разному. Оседлые мыслят более предметно, им нужно все «пощупать»: посмотреть на икону или на иллюстрацию, самим зажечь свечку, поставить ее. Объяснять им азы веры лучше на конкретных примерах. Кочевники проще воспринимают информацию на слух. Огонь свечи, святая вода, запах ладана — все это они воспринимают как продолжение почитаемых ими стихий. — Какими качествами должен обладать священник, занимающийся миссией среди коренных народов Севера? Как ему нужно себя вести, чтобы стать для них своим? Каких ошибок следует избегать? — Священник должен уважать людей, к которым едет с проповедью о Христе. Если миссионер считает их дикарями и язычниками, то, скорее всего, он никого не крестит и не просветит. Пастырь, которому интересно разговаривать с людьми, причем не только что-то рассказывать, но и с любопытством слушать, задавать вопросы, имеет гораздо больше шансов на успех. Священнослужитель не должен обращаться к аудитории с настроением «я сейчас расскажу вам, как надо жить!». Таков подход современных протестантов, и людям это очень не нравится. Нашим миссионерам даже говорили так: «Приезжали какие-то до вас, злые такие». При том что вообще-то протестанты обычно стараются работать на позитиве, но северный человек очень проницателен и отлично понимает, что эта благосклонность мнимая и за ней часто стоит превозношение или даже презрение. Вообще миссионер должен быть рад и сам поучиться у тех, к кому идет проповедовать: бережному отношению к природе, бесконечной заботе о ближних, доброжелательности к гостям. Все это заложено в традиционной культуре жителей отдаленных районов Севера, и стоит это ценить. Святитель Иннокентий с очень большим уважением отзывался о нравственном облике этих народов. Миссионер также должен быть физически выносливым человеком. Ведь только на дорогу туда-обратно вместе с перелетом будет уходить до двух суток. Ему придется спать в непривычных условиях, есть необычную еду, переживать перепады погоды (в тундре летом днем бывает до +30, а к ночи температура может упасть до +10) и привыкать к совершенно другому восприятию светового дня (когда в три часа ночи светло или, напротив, в три часа дня за окном ночь, и ты начинаешь путаться во времени). И наконец, миссионер должен понимать, что он ничего не сделает без освящающей Божией благодати. Нужно довериться Богу. Звучит довольно обыденно, но такова правда: все заранее подобранные методы и логические построения могут оказаться ошибочными в данном конкретном месте, в диалоге с конкретным кланом или общении в конкретной деревне. Тогда ты должен смиренно обратиться за помощью к Богу и быть готовым самому стать ведомым Им. Репортаж из Якутской епархии и миссии "Арктический десант" читайте здесь.
17 марта 2023 г. 16:00
Ключевые слова:
Якутия, Арктический десант, двоеверие, анимизм, Момский улус, оленеводы, эвены, кочевники, Крещение, христианство, язычники
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-версия.
29 ноября 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священнослужители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.
27 ноября 2023 г. 15:00
Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро).
24 ноября 2023 г. 14:00
Глава Издательства Московской Патриархии поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала Сегодня, 24 ноября 2024 года, Главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай поздравил коллектив редакции «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала, которое отмечается в этом году.
24 ноября 2023 г. 12:00
Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
|