![]()
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Временное высшее церковное управление на Юге России в 1919–1920 годах Творческое воплощение достижений Поместного Собора 1917–1918 годов началось сразу же после того, как его прервали большевики. Ведь далеко не вся Россия тогда контролировалась красными. Уже в мае 1919 года в Ставрополе, несмотря на отсутствие связи с Патриархом и Высшим Церковным Советом, состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор. В его задачу входила организация временной высшей церковной власти на территории Юга России, занятой вооруженными силами армии генерала Деникина. PDF-версия
28 декабря 2018 г. 08:50
На пресс-конференции в Храме Христа Спасителя подвели итоги Архиерейского Собора В Храме Христа Спасителя состоялась пресс-конференция, участники которой назвали основные итоги Архиерейского Собора, проходившего в Москве с 29 ноября по 2 декабря.
2 декабря 2017 г. 22:25
Состоялась третья секция конференции ПСТГУ «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» В рамках Международной научной конференции «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» состоялась секция «Поместный собор как итог синодальной эпохи».
15 ноября 2017 г. 20:13
Священный Синод образовал новую епархию, подвел черту под важным подготовительным этапом к Архиерейскому собору и принял ряд ключевых кадровых решений На состоявшемся вчера, 24 декабря, заседании Священный Синод подвел черту под подготовкой к запланированному на 2 – 3 февраля 2016г. Архиерейскому собору и принял ряд важных кадровых решений. Приняты (в виде проектов) регламент Собора, его повестка дня и программа работы, составы мандатной, редакционной и счетной комиссий, а также кандидатура секретаря, которые поступят на рассмотрение самому соборному заседанию. Помимо членов Священного Синода, которые согласно Уставу Русской Православной Церкви составляют президиум Архиерейского собора, в состав последнего дополнительно включены митрополит Токийский и всея Японии Даниил, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.
25 декабря 2015 г. 14:40
Священный Синод образовал четыре новых митрополии и десять епархий Решение об образовании четырех новых митрополий и новых епархий в их составе принял Священный Синод 5 мая на своем первом в 2015 году заседании.
6 мая 2015 г. 14:45
В Москве завершилось Архиерейское совещание Оно одобрило (с последующим утверждением Архиерейским собором) документ «Об участии верных в Евхаристии», которым отныне должно руководствоваться в церковной практике всему духовенству и мирянам. Также одобрено «Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви». Священному Синоду предстоит придать этим документам каноническую силу.
4 февраля 2015 г. 16:40
Два разрабатываемых Межсоборным присутствием документа предполагается вынести на общецерковное обсуждение Сегодня, 30 января, пленум Межсоборного присутствия рассмотрел в первом чтении тексты двух документов: «Церковь и культура» и «Церковь и экономика в условиях глобализации». Как говорится в их преамбулах, они базируются на соответствующих частях Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (п. XIV.2 и главы VI — VII соответственно). Но с момента принятия последней назрела необходимость дополнить и уточнить некоторые положения; кроме того, перед человечеством постоянно возникают новые вызовы, на которые Церковь не может не отреагировать соборным суждением.
30 января 2015 г. 16:00
Синод Украинской Православной Церкви принял ряд важных кадровых и структурных решений Вчера, 16 сентября, в Синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Синод принял несколько важных кадровых решений. В связи с избранием Митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия на киевскую кафедру он освобожден от должности председателя Церковного Суда. На это место назначен Митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор. Управляющим Черновицко-Буковинской епархией стал Преосвященный архиепископ Хотинский Мелетий. Викарным Хотинским епископом Черновицко-Буковинской епархии, в свою очередь, определено быть наместнику Иоанно-Богословского Крещатицкого мужского монастыря архимандриту Евсевию (Дудке). Наместником этой обители назначен архимандрит Серафим (Дудка).
17 сентября 2014 г. 16:30
|
![]()
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /
22 января 2009 г.
Епархиальное собрание Московского Духовенства12 декабря 2008 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, вступившего в самостоятельное управление Московской епархией в соответствии с постановлением Священного Синода, состоялось заседание Епархиального собрания города Москвы. Перед началом собрания его участники помолились об упокоении души Святейшего Патриарха Алексия за литией, которую совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Собрание началось пением молитвы «Царю Небесный», после чего митрополит Ювеналий выступил с докладом. Видимым знаком церковного единства в уходящем году стал очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, впервые прошедший с участием архиереев Русской Зарубежной Церкви. Соборное мнение, изложенное в определениях и постановлениях Освященного Архиерейского Собора, укрепило единство Церкви, стало своевременным ответом на вызовы современности и наметило цели дальнейшего служения Русской Православной Церкви. Многих сегодня волнуют сложности финансового и экономического характера. Священнослужители в своей пастырской деятельности не могут оставаться нейтральными или безучастными к переживаемым людьми трудностям. Путь преодоления наступающих испытаний следует искать прежде всего на пути возвращения к духовно-нравственным ценностям христианства, преобразующего душу человека, а через это — и его общественную деятельность. Уходящий год, как и прежние годы, был насыщен визитами Святейшего Патриарха — помимо монастырей Подмосковья, Его Святейшество посетил Новгородскую епархию, Украину, Санкт-Петербург, Валаам, Стамбул, Белоруссию, Германию. Несколько раз проходили Первосвятительские встречи с делегациями Католической Церкви Австрии, Италии, Франции, с представителями протестантских деноминаций. Не раз Святейший Патриарх Алексий встречался с Президентом России Д.А. Медведевым и председателем Правительства В.В. Путиным, а также с президентами Молдовы, Украины, Эстонии, Италии, Южной Кореи, Белоруссии. Но главным, как всегда, осталось участие Предстоятеля в богослужебной жизни Церкви. Я сейчас буду цитировать цифры в отношении служб Святейшего. Но мне говорили, что когда он первый раз посмотрел эту статистику, то сказал, что не все учтено. Так что то, что буду читать, это точно было, но, может быть, и больше этого. За прошедший год Святейшим Патриархом было совершено 97 богослужений, 16 из которых — в соборах Московского Кремля, 39 — в кафедральных соборах г. Москвы, 22 — в обителях и 20 — в различных храмах. Было совершено три епископские хиротонии, и было освящено 5 храмов. Приведу также некоторую общую церковную статистику. Сегодня в Русской Православной Церкви 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. В Русской Православной Церкви 804 монастыря. Из них в России мужских — 234, женских — 244; в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских; в странах дальнего зарубежья — 3 мужских и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов. В это число не входят 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей. Общее количество приходов — 29263. Общее число духовенства — 30670, из них священников — 27216, диаконов — 3454. Преподавание ведется в 11051 воскресной школе. Общее количество храмов и часовен в Москве — 872. В их число входят: 7 Кремлевских соборов, 2 кафедральных собора, 5 храмов и 1 часовня при Синодальных учреждениях, 335 приходских храмов, 140 Патриарших подворий, 108 монастырских подворий, 88 монастырских храмов, 17 крестильных храмов, 88 часовен, 82 храма и часовен в состоянии строительства. На приходах Москвы совершают служение 823 священника и 301 диакон. В монастырях совершает служение монастырское духовенство: 414 священников и 192 диакона. Имеются клирики, состоящие за штатом: 39 священников и 26 диаконов. Запрещены в священнослужении 22 священника и 13 диаконов. Общее количество духовенства в г. Москве — 1309 священников и 529 диаконов, всего 1838 клириков; в том числе 14 клириков находятся в заграничных командировках. В настоящее время в ведении Русской Православной Церкви 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии. Таким образом, общее число духовных школ — 87. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы. Кандидатов священства и других церковных работников для г. Москвы готовят Московские духовные академия и семинария, Сретенская, Николо-Угрешская и Перервинская семинарии, а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В клир г. Москвы за минувший год приняты 2 священника из иных епархий, 3 клирика запрещены в священнослужении, 1 перешел в другую епархию, 1 лишен священного сана. Невосполнимой утратой для нас явилась потеря шести клириков, которые отошли ко Господу. Это: протопресвитер Виталий Боровой, протоиерей Димитрий Акинфиев, протоиерей Сергий Лаврентьев, протоиерей Сергий Степанов, священник Андрей Грачев, диакон Михаил Борцов. Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, всечестные отцы, матушки игумении и настоятельницы, дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь града Москвы, собираясь вместе, являет образ единства во Христе. Первое экклесиологическое свойство, признак истинности Церкви — это ее изначальное и заповеданное единство, вера в единую Церковь Христову. Это основополагающая богословская истина христианства. Но эта вера — не абстрактная, чисто умозрительная, отвлеченная доктрина. Это каждодневная церковная практика — действующая, добротворящая, проявляющаяся в делах любви и милосердия. Единство в Церкви И вся история Церкви — это путь поиска и сохранения драгоценного дара единства. Единству церковному грозят искушения самых разных разделений, в том числе и по национальному признаку или под предлогом «борьбы за истину» в общецерковном масштабе. Будучи абсолютно чуждыми церковному сознанию, такие течения легко находят себе последователей в социальной среде, по сути, далекой от Православия. Эти явления требуют особого пастырского внимания и терпеливой работы с людьми. Единство прихода Приходя в храм, каждый человек должен почувствовать, что это его храм, что он здесь нужен, что его здесь примут с любовью, и он может не только подать записку или исповедаться и причаститься, но и получить ответы на вопросы своей духовной жизни. Пастырь Церкви должен быть носителем глубинной христианской культуры. Высота пастырского служения требует от священнослужителя прежде всего безупречных нравственных качеств. В то же время, совершенно исключается замкнутость, ибо священник всегда обязан общаться с народом. Люди приходят с разными вопросами, касающимися их личной, семейной или общественной жизни. И требуется умение услышать и понять человека, помочь ему укрепиться в вере. Молодым священнослужителям хочу напомнить о необходимости хранения церковных традиций. Не все можно выучить в духовных школах, не обо всем можно прочитать. Есть нюансы в церковном богослужении, в церковном обиходе, которые можно только впитать в себя, внимательно всматриваясь, как это делают более опытные священнослужители старшего поколения. Необходимо возгревать в себе благоговейное отношение к богослужению, понимать, что в литургической деятельности священнослужителя нет мелочей. Святейший патриарх Алексий I приводил наставления своего старца, подвизавшегося в Гефсиманском скиту: «При службе мы как бы в положении человека, несущего в руках драгоценный хрустальный сосуд, наполненный до краев водой. И несем его так, чтобы не расплескать и донести в целости». Священнику вовсе не обязательно при каждой исповеди давать кающемуся какие-либо советы, особенно, если их не спрашивают. Иногда бывает достаточно повторить слова Христовы: «Прощаются тебе грехи. Иди и больше не греши» (см. Лк. 7, 48; Ин. 5, 14). Необходимо внимательно, сочувственно выслушать исповедующегося, от всей души вместе с ним помолиться Богу о его исправлении и, руководствуясь церковными канонами и правилами, дать разрешение и благословение на богоугодную, чистую жизнь. Духовные наставления, советы по врачеванию душевных недугов и страстей священник может давать только согласуясь с опытом Церкви. Младостарчеством наносится огромный, непоправимый вред Церкви. Впадающие в это искушение молодые священнослужители не обладают не только многолетним опытом тяжелой борьбы с собственными страстями, не достигли ни истинного смирения, ни глубокого покаяния, но не имеют даже и простого жизненного опыта и знания людей. Надо также иметь в виду, что лжедуховничество нередко развивается в болезненной духовной атмосфере, порожденной нездоровыми эсхатологическими чаяниями. Здесь распространяется псевдохристианское мифотворчество, в глазах светских людей дискредитируя Церковь, подрывая доверие к подлинному духовному трезвенному деланию, а также внутрицерковному и общественному служению. Среди части духовенства и мирян мы иногда видим стремление к различным изменениям в жизни Церкви. Священноначалие Русской Церкви в лице Священного Синода и Архиерейских Соборов не раз высказывало свою позицию по этим вопросам. Пастырям и церковнослужителям следует уделять больше внимания изучению этих Определений. Надо памятовать, что какие-либо изменения в жизни Церкви могут совершаться только соборным разумом, церковной Полнотой. В противном случае возникает возможность нарушения единства и распространения соблазна для верующих. Единство в семье Сегодня мы вынуждены говорить не только о демографической проблеме — проблеме сокращения численности населения, но и о состоянии современной семьи, где наблюдается отсутствие духовного, нравственного и морального единства. Для того чтобы уврачевать недуг разобщенности, Церковь напоминает о необходимости не просто заключения брака, а созидания семьи, о совместной духовной жизни супругов, родителей и детей. Общая молитва, благочестивая жизнь по заповедям Христовым и участие в Таинствах должны объединять семью. Значительное место в этом деле должно принадлежать приходу. Нам нужно серьезно задуматься над тем, что можно сделать для укрепления семей наших прихожан. Члены прихода, духовенство и миряне, должны не только быть хорошо знакомыми, но и участвовать в жизни друг друга советом, помощью, молитвой. Добрым подспорьем в этом может стать воскресная школа, которой необходимо быть на каждом приходе, причем как для детей, так и для взрослых. Особенно хочу подчеркнуть, что вера не может быть фактором разделения людей. Сейчас нередко встречается, что верующим является только один из супругов, родители ходят в храм, а дети нет, или же наоборот, — в таких случаях Церковь должна смягчать разногласия в семье, а не обострять их. Нужно помогать сохранять такие семьи, насколько это возможно, надеясь на помощь Божию. Неверие одного из супругов — не повод для развода. Об этом и апостол Павел нам напоминал. К сожалению, сегодня традиционные семейные ценности подвергаются натиску пропаганды вседозволенности и распущенности. Делаются постоянные попытки оправдать низкие пороки ссылкой на необходимость реализации прав и свобод человека. Очевидно, что Православная Церковь не может мириться с описанной ситуацией. Только на основании принципа жертвенности, самоотдачи и взаимной любви может строиться прочная семья, не подверженная искушениям распада и сохраняющая обретенное в Таинстве брака единство. О недостатках Жизнь прихода не должна низводиться к требоисправлению и получению пожертвований. Заботой духовенства должно быть углубленное воцерковление народа, приобщение его к благочестивой молитвенной жизни в Церкви. Огромное значение в этой связи имеет социальная деятельность. В прошлые годы при Епархиальном совете были созданы комиссии по разным направлениям общественного служения — в больницах, домах престарелых, интернатах, домах заключения. К сожалению, некоторые настоятели проявляют недовольство усердием назначенных на это служение клириков. Это ошибочная позиция. Надо поспешить ее изменить. Однако справедливости ради надо сказать, что вокруг очень много положительных примеров осуществления пастырского служения, много ревностных пастырей, готовых в любое время дня и ночи помочь людям. Их труды достойны горячей сердечной благодарности. Конечно, общаться с людьми, многие из которых задают самые разные, в том числе и невежественные, вопросы, очень трудно, но наш долг — принимать с любовью всех. Это одно из важных церковных служений. Особая проблема — паломнические поездки. Паломничество предполагает духовно-телесный подвиг, работу над собой, молитву. Это вовсе не туристическая поездка за границу, да еще с послаблениями в соблюдении правил благочестия по причине «путешествия». В настоящее время в нашей Церкви такое великое множество святынь, что жизни не хватит им всем поклониться. Так не лучше ли паломничать к российским святыням? Блаженнопочивший Святейший Патриарх Алексий II в прошлом году говорил о том, что в дни престольных праздников весьма желательно участие в праздничном богослужении клириков близлежащих храмов — в этом проявляется единство Церкви и преодолевается изолированность отдельных приходов. Следует последовать этому благословению. Очевидным проявлением церковного единства является и полноценное исполнение тех указаний, которые содержатся в циркулярных письмах, направляемых Московской Патриархией на приходы, по поводу тех или иных церковных событий. Иногда настоятели приходов бывают невнимательны к их содержанию, а подчас и ленятся участвовать в общецерковных мероприятиях. Подобная недисциплинированность мешает приходам проявлять соборность. Слава Богу, мы живем во время абсолютной церковной свободы. Никто и ничто не препятствует развитию приходской жизни на основе традиций и Устава Церкви. В связи с этим обращаю внимание на то, что именно настоятель отвечает за все происходящее на приходе. Если в осуществлении своих задач он сталкивается с затруднениями, надо разрешать их на Приходском собрании. В случае непреодолимых осложнений будет уже вставать вопрос о должностном соответствии настоятеля. В ряде храмов имеются проблемы с церковным пением. Оно, прежде всего, должно быть не концертным, а молитвенным. Не надо бояться доверять православному народу исполнение простых церковных песнопений. Новое Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации рассмотрела законопроект о безвозмездной передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, в том числе памятников истории и культуры, в собственность или безвозмездное пользование при обеспечении федерального финансирования ремонтно-реставрационных работ на данных объектах. В результате имущественные права Русской Православной Церкви на принадлежавшие ей до 1917 года земли с расположенными на них храмовыми и монастырскими комплексами смогут получить надежное законодательное обеспечение. Вместе с тем, 2 июля 2008 года вступило в силу положение статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которому здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в безвозмездное пользование или аренду только по результатам торгов на право заключения соответствующих договоров. По инициативе Московской Патриархии 8 ноября Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон о внесении дополнения в статью 17.1 закона «О защите конкуренции». В силу новой редакции этой статьи договоры безвозмездного пользования зданиями и иным государственным либо муниципальным имуществом религиозного назначения должны заключаться с религиозными организациями без проведения торгов на право заключения таких договоров. Без проведения торгов могут быть переданы в безвозмездное пользование религиозных организаций также здания детских приютов и воскресных школ, при условии предоставления в государственную антимонопольную службу документов, предусмотренных статьей 20 закона «О защите конкуренции». Важно отметить, что московские приходы и монастыри осуществляют безвозмездное пользование храмами и иными зданиями религиозного назначения, относящимися к памятникам истории и культуры, на основании охранных договоров, заключенных с органами государственной власти г. Москвы. Однако в октябре сего года многие религиозные организации получили письменные предписания Москомнаследия о необходимости переоформления действующих охранных договоров на договоры безвозмездного пользования в соответствии с новой примерной формой. В соответствии с циркулярным письмом от 21 октября сего года за № 7135 не следует переоформлять охранные договоры и заключать договоры безвозмездного пользования в отношении объектов культурного наследия. Согласно статье 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», религиозные организации обязаны ежегодно до 15 апреля представлять в органы юстиции сведения о своей деятельности. Упрощенная форма представления указанных сведений установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 213. Из министерства юстиции Российской Федерации в Московскую Патриархию поступила информация о том, что ряд московских приходов и монастырей, а также их подворий, не исполняют данную обязанность, несмотря на циркулярные письма, своевременно направленные благочинным и отцам настоятелям в 2006 и 2007 годах. В настоящее время Московская Патриархия ведет переговоры об исключении религиозных организаций из числа юридических лиц, на которые распространяет свое действие статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Вместе с тем, поскольку согласованное решение по данному вопросу еще не принято, религиозные организации должны направлять в органы юстиции вышеозначенные сведения по упрощенной форме. Рекомендации по заполнению данной формы были направлены в адрес приходов и монастырей г. Москвы. Поэтому прошу благочинных г. Москвы озаботиться своевременной подачей приходами сведений об осуществляемой ими деятельности в орган юстиции, осуществивший государственную регистрацию соответствующей религиозной организации. * * * Каковы бы ни были трудности и сложности на нашем пути, следует помнить, что единственная задача существования Церкви на земле — спасение людей, приведение их в единение во Христе. Я благодарю участников Епархиального собрания за проявленное внимание и терпение. Поздравляю всех вас с грядущим праздником Рождества Христова и Новолетием и желаю встретить и провести эти дни в духовном подъеме, духовном единстве и единомыслии между собою, следуя Евангельскому учению, дабы все единодушно, едиными устами и единым сердцем славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15, 5–6).
22 января 2009 г.
Ключевые слова:
епархиальное собрание
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|