выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Блаженнейший Тихон, Митрополит всей Америки и Канады: «Святитель Тихон укрепляет веру и помогает держаться пути спасения»
В 2025 году православные всего мира отмечают 100-летие блаженной кончины Патриарха Московского и всея России Тихона и 160-летие со дня его рождения. Телекомпания «Союз» подготовила к юбилейной дате документальный историко-биографический фильм «Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский», который отмечен дипломами Международного кинофорума «Золотой Витязь». Автор фильма Николай Васильев, главный редактор студии «Лики Руси» телеканала «Союз», работая над изучением биографии Патриарха Тихона, посетил Соединенные Штаты, увидел и показал зрителям, как сегодняшние американцы почитают святителя Тихона. В монастыре святителя Тихона Задонского, основанном в 1905 году в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания) по благословению архиепископа Тихона (Беллавина), бывшего в то время главой православной епархии Северной Америки, режиссер взял интервью у Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Тихона, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. PDF-версия.  
9 октября 2025 г. 14:30
Митрополит Никодим (Ротов) во главе русской церковной дипломатии
Международная деятельность Русской Православной Церкви в ХХ веке вызывает интерес у исследователей и ученых, занимающихся историей Церкви. Один из сложных периодов внешних церковных контактов связан с именем митрополита Никодима (Ротова) — выдающегося иерарха второй половины ХХ века, день памяти которого 5 сентября. Возглавив 65 лет назад Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской Патриархии после митрополита Николая (Ярушевича, † 1961) — первого председателя ОВЦС, митрополит Никодим выстраивал международное сотрудничество Русской Церкви в 1960–1972 годах. Этот период ознаменован активной деятельностью на площадках международных христианских организаций, борьбой за русское монашеское присутствие на Святой Горе Афон, уврачеванием церковных расколов, что привело к образованию Православной Церкви в Америке как самостоятельной Поместной Церкви и установлению канонической связи с Японской Православной Церковью в составе Московского Патриархата. Русская Церковь демонстрировала стремление к христианскому единству, что проявилось в ее деятельности во Всемирном совете Церквей и других международных христианских организациях. PDF-версия.
12 сентября 2025 г. 16:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Церковь
епископ Ейский Герман
ЦВ № 10 (455) май 2011 /  27 мая 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Герман: Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение

1 мая в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Германа (Камалова) во епископа Ейского, викария Екатеринодарской и Кубанской епархии.

Слово архимандрита Германа (Камалова) при наречении во епископа Ейского, викария Екатеринодарской епархии

Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и боголюбивые пастыри и отцы!
Изволением Божиим, во исполнение определения Святейшего Патриарха и Священного Синода, в волнении и смущении стою пред вами, готовясь принять это превышающее меру сил человеческих служение. Такова его тяжесть — заботиться об искупленных бесценной Кровию Единородного Сына Божия и таково осознание собственного недостоинства, что страх великий переполняет душу.
А вокруг звучит пасхальное ликование, и вспоминаются апостольские слова: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 9–11). И еще большим трепетом исполняется сердце, ибо в такие дни особенно переживаешь то, что Господь наш Иисус Христос есть Пастыреначальник, о Котором преподобный Ефрем Сирин сказал: «Ради погибшей овцы щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе».
Пред Ним, пред Великим Архиереем, перед Вами, Ваше Святейшество, я уповаю лишь на то, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4).
Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение. Благодать Божия дает нам знание, что надо творить; благодать Божия, по слову отцов соборов, еще и вдыхает в нас любовь, чтобы мы могли исполнить то, что познаем. Помню также, что Бог дает благодать епископства через человека, и потому вижу особую милость в том, что принимаю ее от десницы Вашей святыни, ибо вдохновляюсь Вашим примером ревности по Бозе, заботой о том, чтобы жизнь Церкви была живой и полнокровной, чтобы голос ее был слышен, а дела очевидны, чтобы крепко хранилось церковное единство, «союзом любви связуемое».
И в эти минуты я молю Господа Воскресшего и Его Пречистую Матерь, чтобы немощная душа моя всегда была поддержана уздой благодати и любви на многотрудном апостольском пути, на который я ныне готовлюсь вступить.
Приуготовлением к этому пути были все предыдущие годы. Промыслом Божиим приведенный под святительский омофор Его Высокопреосвященства митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, я учился у него смирению и любви и сподобился монашеского пострига как милостыни последования Христу. Санкт-Петербургские духовные школы, где я учился и которым благодарен за рождение осмысленного отношения к вере, были также духовными школами владыки Исидора, где он сначала сам черпал сокровища истины Христовой, а затем и щедро одаривал этими сокровищами других. Под его богомудрым руководством проходило мое пастырское становление, а затем становление как преподавателя уже екатеринодарских духовных школ и раскрылось значение слов святителя Иоанна Златоуста: «Чего бы ни достигла человеческая мудрость, она окажется меньше, чем благодать». И теперь я, будучи призван быть Вашим помощником, милостивейший владыка, благодарю Вас в сердечном умилении за оказанное доверие и прошу смиренно и впредь не оставлять меня, недостойного послушника Вашего, своими отеческими попечениями.
Выражаю искреннюю благодарность Высокопреосвященнейшему архиепископу Егорьевскому Марку, чью внимательную заботу и мудрое руководство я постоянно чувствовал в последние три года, неся служение на Свято-Николаевском приходе города Рима.
С чувством сыновнего благоговения благодарю свою маму, которая дала мне первые уроки веры и благочестия.
Благодарю всех принимающих участие в священном чине моего наречения и испрашиваю благословения на предстоящий мне подвиг епископского служения. Епископ Игнатий (Брянчанинов), чье святительское служение проходило на Кавказе, в том числе и в Кубанской области, призывал: «Внимательно бодрствуй, чтобы сохранить, удержать при себе благодать Божию». Верю, что по вашим святым молитвам Господь Вседержитель споспешествует сохранению внимательной бодрости на всем моем пути, ибо Он блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие... Ему честь и держава вечная! (1 Тим. 6, 15–16). Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Герману, епископу Ейскому

Преосвященный владыка Герман!
Христос воскресе!
Ныне в неделю Фомину в стенах Троице-Сергиевой лавры ты был возведен на высочайшую степень священства. Благодатью Духа Святого, снисшедшей на тебя через возложение рук архипастырей, ты приобщен к сонму епископов и стал преемником апостолов, бывших очевидцами и служителями Слова (Лк. 1, 2).
Господь Своим премудрым Промыслом вел тебя к нынешнему дню. Родившись в далеком Самарканде, ты возлюбил красоту православной традиции и, приобщившись к церковному деланию в Краснодарской епархии, поступил в Ленинградскую духовную семинарию. От рук Преосвященного митрополита Исидора, участвовавшего ныне в твоей епископской хиротонии, ты принял монашеский постриг, а затем был рукоположен в священный сан и, неся на протяжении многих лет послушание в храме одной из станиц Кубани, приобрел ценный личный опыт благоустроения и организации приходской жизни.
Пришлось тебе потрудиться и на поприще окормления людей, пребывающих в заключении, преподавать в духовной семинарии, а затем в соответствии с определением Священного Синода быть клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода в Риме, где ты явил себя добрым пастырем православных христиан столицы Италии. Знай, что полученный тобой опыт не может быть случайным, а посему помни и о том, что каждый талант, дарованный нам от Бога, мы должны использовать и многократно приумножить для утверждения истины православия, для созидания Церкви Христовой, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).
Ныне ты призван к тому, чтобы, храня верность архиерейской присяге и ревнуя о правде Божией, помогать Преосвященному митрополиту Исидору в несении его нелегкого служения, ибо владыка Исидор, помимо служения епархиального архиерея, является также председателем Всецерковного суда. Особенность твоего положения состоит в том, что ты всегда можешь обратиться за советом и поддержкой к опытному архипастырю. Не пренебрегай этой возможностью, но в смирении и простоте сердца, мудро и осмотрительно совершай свое архипастырское служение.
Стремись к тому, чтобы, соработничая управляющему епархией, стать, по слову апостола, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15). Важно сделать евангельское благовестие доступным современному человеку, особенно молодому поколению, которое остро нуждается в добрых примерах чистоты, целомудрия, праведной жизни, нуждается в мудром и правдивом слове, которое помогло бы ему понять слово Божие.
Работа с молодежью должна стать главным приоритетом в твоих трудах. От того, как будет организовано это направление деятельности в нашей Церкви, во многом зависит будущее не только православия, но и страны, а поскольку страна наша великая, то в определенном смысле и всего мира.
Заботься и о том, чтобы развивать полученный тобой опыт преподавания церковных дисциплин. Религиозное образование — это побелевшая нива, ждущая усердных делателей, готовых неустанно трудиться во славу имени Божиего.
Не оставляй и попечений о подготовке кандидатов в клир, о духовном совершенствовании молодых священнослужителей, дабы, по слову Священного Писания, на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8).
Настоящая, нелицемерная вера свидетельствуется добрыми делами. Пусть же доброделание в рамках церковного социального служения всегда составляет особую сферу твоего внимания. Там, где зачастую оказываются бессильны красивые и возвышенные слова, все препятствия и средостения в деле проповеди истины преодолеваются и разрушаются искренней заботой о ближних, делами милосердия и благотворительности, готовностью разделить с человеком его скорби и радости. А если не хватает добрых дел, то это всегда становится поводом для нападок, для злословия в адрес Церкви и ее служителей, а для ревностных и благочестивых мирян — соблазном.
Краснодарский край, где тебе предстоит нести свои архиерейские труды, — это регион, исторически связанный с казачеством, которое на протяжении веков было оплотом не только Российского государства, но и хранителем православного образа жизни. Памятуя об этом, трудись над укреплением добрых традиций нашего народа. Общество может уверенно смотреть в будущее только тогда, когда оно созидается на твердом основании уважения к прошлому, к своей истории, к памяти предков.
Вместе с тем делай всё возможное для продолжения соработничества Екатеринодарской епархии со светской властью региона и общественными организациями. Плодотворное взаимодействие, ставшее отличительной чертой церковно-государственных и церковно-общественных взаимоотношений в крае, надлежит всячески развивать и совершенствовать на благо всех жителей Кубани.
Прими же сей жезл. Пусть он будет для тебя знамением действия Божественной силы, возведшей тебя ныне в архиерейское достоинство. Пусть он будет также символом полноты архипастырской власти и готовности кротко и смиренно следовать примеру Пастыря Вечного, Господа Иисуса Христа, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). А теперь благослови народ Божий, усердно молившийся за Божественной литургией о даровании тебе благодати Святого Духа для предстоящего подвига архипастырского служения. Аминь.

Герман, епископ Ейский, викарий Екатеринодарской епархии (Алексей Музаффарович Камалов) родился 22 марта 1968 г. в г. Самарканде (Узбекистан). В 1979 г. переехал в г. Краснодар. В 1985 г. поступил в Краснодарский политехнический институт. В 1986–1988 гг. служил
в рядах Советской армии.
В 1988–1997гг. учился в Ленинградской духовной семинарии и академии. 10 июля 1991 г. архиепископом Краснодарским и Кубанским Исидором пострижен
в монашество с именем Герман (в честь прп. Германа Валаамского). 12 июля 1991 г. рукоположен во иеродиакона, 19 августа 1991 г. — во иеромонаха.
В 1991–2008 гг. — настоятель Свято-Покровского храма станицы Елизаветинской (г. Краснодар). Нес епархиальные послушания: руководил епархиальным отделом по взаимодействию с ГУФСИН и являлся настоятелем домовой церкви в честь свв. блгв. кнн. Бориса и Глеба
при ИК № 14 г. Краснодара. В 2006–2008 гг. преподавал
в Екатеринодарской духовной семинарии. В 2008 г. назначен на должность клирика Свято-Николаевского ставропигиального прихода в г. Риме (Италия).
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 17) избран епископом Ейским, викарием Екатеринодарской епархии.

27 мая 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи